2-1531/2012 года



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Красноярск 15 июня 2012 года

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Герасименко Е.В.,

при секретаре Моховой С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ленинского района г.Красноярска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г.Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к администрации Ленинского района г. Красноярска, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Ленинского района г.Красноярска по ликвидации несанкционированной свалки, площадью около 50 кв.м., расположенной по проезду с <адрес> обязать администрацию Ленинского района г.Красноярска ликвидировать указанную несанкционированную свалку путем сбора и вывоза несанкционированно-размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов. Требования мотивированы тем, что при проведении прокуратурой Ленинского района г.Красноярска проверки исполнения природоохранного законодательства администрацией Ленинского района г.Красноярска установлено, что на территории Ленинского района расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, площадью около 50кв.м., расположенная по проезду с <адрес> Указанный земельный участок не является полигоном для захоронения твердых бытовых отходов, при этом, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам. До настоящего времени свалка администрацией Ленинского района г.Красноярска не ликвидирована.

Помощник прокурора Ленинского района г.Красноярска Анучина С.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Ответчик – представитель администрации Ленинского района г. Красноярска Патрина Н.А. (полномочия подтверждены) заявленные исковые требования признала частично, суду пояснила, что вышеуказанная несанкционированной свалка твердых отходов действительно имеется, однако администрация района не бездействует, а принимает должные меры по ликвидации подобных свалок, объявлен конкурс на заключение контракта по вывозу мусора с несанкционированных свалок на территории района.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (в ред. 29.12.2010 года) «Об охране окружающей среды» Управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 51 указанного закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст.ст. 13, 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (в ред. 30.12.2008 года) «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с положениями ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ (ред. от 28.10.2010 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10. 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

На основании п. 4.4 постановления Администрации г. Красноярска от 04 апреля 2003 года № 124 «О муниципальном контроле за использованием земель на территории города Красноярска» на администрации районов в городе в пределах их компетенции возлагается обязанность по осуществлению муниципального контроля, в том числе за соблюдением на территории соответствующего района порядка, исключающего захламление земельных участков.

Согласно п.п. 2.2.3 Положения об Администрации района в городе Красноярска, утвержденного распоряжением Администрации г.Красноярска от 26 февраля 2007 года № 46-р, районная администрация организует работу с физическими и юридическими лицами по проведению субботников, месячников по благоустройству, озеленению и санитарной очистке территории района; организует и контролирует работу по своевременному вывозу мусора от индивидуальных жилых домов.

В соответствии с п. 1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 05 августа 1988 года, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализационных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Ленинского района г.Красноярска проведена проверка исполнения природоохранного законодательства администрацией Ленинского района г.Красноярска, в результате которой установлено, что на территории Ленинского района г.Красноярска находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (бутылки картонные коробки, полиэтиленовые пакеты), площадью около 50кв.м., расположенная по проезду с <адрес>

Кроме того, судом установлено, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка для использования под полигон твердых бытовых отходов не отводился, в соответствии с требованиями закона к полигонам твердых бытовых отходов не относится, хранение на нем мусора противоречит санитарно-эпидемиологическому и природоохранному законодательству, до настоящего времени свалка не ликвидирована, в связи с чем, администрация Ленинского района г.Красноярска обязана произвести ликвидацию указанной.

В связи с изложенным, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора о признании бездействия администрации Ленинского района г.Красноярска незаконным, выраженного в не ликвидации свалки, поскольку установленные судом обстоятельства свидетельствуют о непринятии администрацией Ленинского района г.Красноярска мер по устранению нарушений природоохранного и санитарного законодательства.

Поскольку на момент рассмотрения спора несанкционированная свалка не ликвидирована, то защита прав неопределенного круга лиц осуществляется путем возложения на ответчика обязанности исполнить нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.

Доводы представителя ответчика о том, что Администрация района принимала меры к соблюдению законодательства об охране окружающей среды, не нашли своего подтверждения, поскольку представленный суду проект на заключение контракта по вывозу мусора не имеет ни даты ни реквизитов сторон, а приказ № 23 администрации Ленинского района г.Красноярска о размещении муниципального заказа издан 05.05.2012 года, т.е. уже после обращения прокурора в суд с данным иском.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 197–198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска удовлетворить.

Признать бездействие администрации Ленинского района г. Красноярска по ликвидации несанкционированной свалки, площадью около 50 кв.м., расположенной по проезду с <адрес> - незаконным.

Обязать Администрацию Ленинского района г. Красноярска ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную по проезду с ул.26 Бакинских комиссаров в пос. Технический в г.Красноярске, путем сбора и вывоза на специализированный полигон бытовых отходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд г.Красноярска.

Судья: Е.В.Герасименко