Р е ш е н и е Именем Российской Федерации 01 июня 2012 года Ленинский районный суд г. Красноярска в составе: судьи Шестаковой Н.Н. при секретаре Сизиковой Н.А. с участием: представителя истца помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска Анучиной С.А. представителя ответчика Скакунова Д.С. (доверенность от 10 марта 2012 г.) рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская детская поликлиника № 4» о возложении обязанности по совершению определенных действий, Установил: Прокурор Ленинского района г. Красноярска, обратился в суд с указанным иском. Мотивирует требования тем, что прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведена проверка требований законодательства о социальной защите инвалидов в РФ в деятельности филиала МБУЗ «Городская детская поликлиника № 4», расположенного по адресу: г. Красноярск ул. Мичурина 5 «В». В ходе проверки установлено, что имущество МБУЗ «Городская детская поликлиника № 4» является муниципальной собственностью г. Красноярска, передано ему на праве оперативного управления. Вход в помещение филиала, а также нахождение, перемещение в указанном учреждении затруднительно для инвалидов, в том числе осуществляющих передвижение с помощью специальных технических средств (кресло-коляска, трость, костыли и др.»., не соответствует требованиям действующих норм, а именно СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения». Прокурор просит возложить на ответчика обязанность оборудовать помещение филиала № 4 МБУЗ «Городская детская поликлиника № 4», расположенного по адресу г. Красноярск ул. Мичурина 5 «в» пандусом в соответствии с нормами законодательства, шириной не менее 1 метра и уклоном более 8 %, оборудовать пандус поручнем ограждений; установить высоту дверного порога входной двери специализированного входа в учреждение не более 2,5 см.; установить ширину проходов в помещение с оборудованием и мебелью не менее 1.2 м.; оборудовать общественный санузел специальными приспособлениями, предусмотренными действующими нормами, для беспрепятственного доступа и пользования инвалидами указанным социально-значимым объектом, в течении шести месяцев с момента вступления суда в законную силу. В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил возложить на МБУЗ «Городская детская поликлиника № 4» обязанность увеличить ширину пандуса до 1 метра, оборудовать пандус поручнем ограждений; уменьшить высоту дверного порога входной двери специализированного входа в учреждение, со стороны пандуса до нормативной - 2,5 см.; оборудовать общественный санузел специальными приспособлениями, а именно поручнями с крючками для одежды, костылей и других принадлежностей, для беспрепятственного доступа и пользования инвалидами указанным социально-значимым объектом, в течении шести месяцев с момента вступления суда в законную силу. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Анучина С.А. иск поддержала, обосновывая его обстоятельствами, изложенными в исковом заявлении. Представитель ответчика МБУЗ «Городская поликлиника № 4» - Скакунов Д.С. исковые требования признал частично, возражал против требования об увеличении ширины пандуса, поскольку ширина пандуса соответствует действующим нормативам и составляет 1 м. 69 см. В остальной части иска не возражал против его удовлетворения. Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности. Согласно ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Одним из средств конкретизации указанной нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (в частности, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СП 35-101-01 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения). Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Согласно п. 29 ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1 метра, а в остальным случаях – по ширине полосы движения более метра в соответствие с п. 3.18; п. 32 СНиП предусмотрено, что вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также всех перепадов высот более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным, по всей высоте. В соответствии со п. 67 СНиП в универсальной кабине уборной общего пользования следует предусматривать пространство, для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. Пунктом 3.2 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58 (СанПиН 2.1.3.2630-10), предусмотрено, что в медицинских организациях должны быть созданы условия для удобного доступа и комфортного пребывания маломобильных групп населения. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников и владельцев зданий и сооружений. Согласно Уставу Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская детская поликлиника № 4», учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере здравоохранения, создано с целью обеспечения населения города качественной, доступной, своевременной медицинской помощью в рамках территориальной программы государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи в соответствии с имеющимися лицензиями. Судом установлено, что нежилое помещение по адресу г. Красноярск ул. Мичурина 5 «в», общей площадью 226,4 кв. м. закреплено на праве оперативного управления за МБУЗ «Городская детская поликлиника № 4», на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 09.10.2006 г. № 2000-недв «О закреплении объектов недвижимости за МУЗ «Городская детская поликлиника № 4» на праве оперативного управления», что так же подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.11.2006 г. Согласно данным технического паспорта, по состоянию на 12 сентября 2005 г., общая площадь нежилого помещения по адресу г. Красноярск ул. Мичурина д. 5 «В» составляет 226,4 кв. м., в том числе лечебно-санитарная 116,3 кв. м., служебно-подсобная 110,1 кв. м. Согласно письменным пояснениям специалиста № 1056-ДПО Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 18.05.2012 г. при осмотре объекта выявлены нарушения требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и СП «Проектирование зданий и сооружений для маломобильных групп населения»: пандус для входа в помещение имеет ширину от 0,84 до 0,86 м., частично отсутствует поручни ограждения, высота дверного порога входной двери специализированного входа со стороны тамбура составляет 7,5 см. Общественный санузел не оборудован специальными приспособлениями предусмотренными действующими нормами. Анализируя представленные доказательства, суд считает установленным, что доступ инвалидов-колясочников и других граждан, относящихся к категории маломобильных групп населения, в здание филиала детской поликлиники № 4 затруднен, что влечет нарушение их прав по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска удовлетворить. Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская детская поликлиника № 4», в течении шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в здании филиала, расположенного в г. Красноярске, ул. Мичурина 5 «в», увеличить ширину пандуса до одного метра, оборудовать пандус поручными и ограждениями, уменьшить высоту дверного порога входной двери специализированного входа в учреждение со стороны тамбура до нормативной - 2,5 см., оборудовать общественный санузел специальными приспособлениями, а именно поручнями и крючками для одежды, костылей и других принадлежностей, для беспрепятственного доступа и пользования инвалидами указанным социально-значимым объектом, Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня провозглашения, с подачей жалобы в Ленинский суд г. Красноярска. Копия верна: Судья: Н.Н. Шестакова