Р е ш е н и е Именем Российской Федерации 27 июля 2012 года Ленинский районный суд г. Красноярска в составе: судьи Шестаковой Н.Н. при секретаре Романович М.Н. с участием: представителя истца Колгановой С.Г. (доверенность № 2-852 от 28.04.2012 г.) представителя ответчика Кривенцовой Л.В. (доверенность № 4 от 02.04.2012 г.) рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черемных И.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Красноярска о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначении такой пенсии, суд у с т а н о в и л : Черемных И.Н. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Красноярска от 02 марта 2012 г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В специальный стаж не были включены следующие периоды трудовой деятельности: с 09 июня 1984 г. по 30 апреля 1986 г. - служба в рядах Советской Армии; с 01 января 2001 г. по 31 мая 2009 г. работа тренером-преподавателем ДЮСШ № 9; с 01 сентября 2009 г. по 09 июня 2010 г. в качестве тренера-преподавателя ДЮСШ № 9 и по совместительству учителя физкультуры школы № 100 и лицея № 12; с 01 сентября 2010 г. по 13 декабря 2011 г. – в качестве тренера-преподавателя ДЮСШ № 9 и по совместительству учителя физкультуры лицея № 12. Просил включить спорный период в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения. В судебное заседание истец Черемных И.Н., извещенный о дне и времени рассмотрения дела своевременно и надлежаще, не явился, его интересы в суде представляла Колганова С.Г., которая исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика Управления пенсионного фонда Российской федерации в Ленинском районе г. Красноярска Кривенцова Л.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку включение периода службы в составе Вооруженных сил СССР в специальный трудовой стаж, не предусмотрено действующим законодательством. На момент обращения Черемных за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, поэтому на момент утраты силы указанного постановления, т.е. на 1993 г., у истца должно быть не менее 2/3 требуемого стажа на тех должностях, которые дают право на назначение досрочной трудовой пенсии. У него указанного стажа не было. Остальные периоды так же не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку должность директора в учреждениях дополнительного образования не предусмотрена Правилами, утвержденными постановлением Правительства № 781, отсутствует зачисление истца на штатную должность тренера-преподавателя, кроме того, истцом не выполнялась предусмотренная нагрузка в количестве 18 часов в неделю. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Судом установлено, что 13.12.2011 г. Черемных И.Н. обратился в Управление пенсионного фонда в Ленинском районе г. Красноярска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Красноярска от 02 марта 2012 г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа осуществления педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В специальный стаж не был включены периоды: с 01 января 2001 г. по 31 мая 2009 г. (8 лет 4 месяца 27 дней) работа тренером-преподавателем ДЮСШ № 9; с 01 сентября 2009 г. по 09 июня 2010 г. (11 месяцев 28 дней) в качестве тренера-преподавателя ДЮСШ № 9 и по совместительству учителя физкультуры школы № 100 и лицея № 12; с 01 сентября 2010 г. по 13 декабря 2011 г. – в качестве тренера-преподавателя ДЮСШ № 9 и по совместительству учителя физкультуры лицея № 12. С данным выводом пенсионного органа нельзя согласиться по следующим основаниям. Согласно материалам гражданского дела, стаж работы по педагогической деятельности истца составляет 17 года 04 месяца 01 день. Согласно трудовой книжке на имя Черемных И.Н. в период с 01.09.1986 г. по 31.12.2000 г. (14 лет 04 месяца 01 день) он работал в должности тренера-преподавателя в Детской юношеской спортивной школе № 9 (по баскетболу), в период с 01.09.2005 г. по 31.08.2008 г. (03 года) работал по совместительству в должности учителя физкультуры в школе № 31 и школе № 100 г. Красноярска. Указанные периоды зачтены пенсионным органом в добровольном порядке. В период с 29 июня 1984 г. по 25 апреля 1986 г. истец проходил службу в рядах Советской Армии, что подтверждается военным билетом № 6517528. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Следовательно, на момент осуществления Черемных И.Н. службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Период службы Черемных И.Н. в рядах Советской Армии, относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, период службы истца подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Таким образом, период службы Черемных И.Н. в Советской Армии с 29.06.1984 г. по 25.04.1986 г. подлежит включению в специальный стаж исходя из расчета 1 день военной службы за два дня работы, и составляет 3 год 7 месяцев 24 дня. Отказывая истцу во включении в специальный стаж время его работы с 01 января 2001 г. по 31 мая 2009 г. (8 лет 4 месяца 27 дней) - работа тренером-преподавателем ДЮСШ № 9; с 01 сентября 2009 г. по 09 июня 2010 г. (11 месяцев 28 дней) - работа в должности тренера-преподавателя ДЮСШ № 9 и по совместительству учителя физкультуры школы № 100 и лицея № 12; с 01 сентября 2010 г. по 13 декабря 2011 г. (1 год 2 месяца 2 дня) – в качестве тренера-преподавателя ДЮСШ № 9 и по совместительству учителя физкультуры лицея № 12, ответчик указал на то, что указанные периоды не подлежат в соответствие с п. 12 Правил, утвержденных Постановлением № 781, поскольку на 01.01.2001 г. у истца отсутствовал стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, в соответствие с п. 8 «в» Правил наименование должности «директор» в учреждениях дополнительного образования не предусмотрено, кроме того, отсутствует зачисление истца на штатную должность тренера-преподавателя. С данными выводами пенсионного органа так же согласиться нельзя. Правительством Российской Федерации 29 октября 2002 года издано Постановление N 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Согласно вышеуказанным Спискам, детско-юношеские спортивные школы всех наименований указаны в пункте 2 раздела "Наименование учреждений", должность тренера-преподавателя также указана в пункте 2 раздела "Наименование учреждений". Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года, предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. С учетом периода службы Черемных И.Н. в Советской Армии, признанного судом подлежащим включению истцу в специальный стаж педагогической деятельности, его специальный стаж работы на 01.01.2001 г. составляет 17 лет 11 месяцев 24 дня, т.е. более необходимых 16 лет 8 месяцев. Кроме того, в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. истец работал в должности тренера-преподавателя ДЮСШ № 9, т.е. в должности в учреждении, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. Следовательно, период работы истца с 01.01.2001 г. по 31.05.2009 г. (8 лет 4 месяца 27 дней) подлежит включению в специальный стаж. В силу подпункта "в" пункта 8 данных Правил, работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" Списка засчитывается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 года. Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, имевшая место после 1 ноября 1999 года, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Данная позиция также отражена в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". С учетом изложенного, работа истца в должности директора ДЮСШ № 9 не подлежит зачету в специальный стаж. Вместе с тем, как видно из материалов дела, истец с 01.06.2009 года по 09.06.2010 г. работал директором ДЮСШ № 9 с одновременным выполнением обязанностей тренера-преподавателя с учебной нагрузкой 18 часов в неделю, а с 01.09.2009 г. – 22 часа в неделю, что подтверждается приказами № 6 от 02.02.2009 г. и № 30 от 01.09.2009 г.). Кроме того, в этот же период времени истец по совместительству работал в лицее № 12 в должности учителя физкультуры (приказ № 70-к от 02.09.2005 г.), имея нагрузку 5 часов в неделю в 2009 г. и 4 часа – в 2010 году, что подтверждается справкой № 20 от 29.05.2012 г.. Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались. Должность учителя (преподавателя) и наименование учреждения « школа» и «лицей» включены в Списки. Для признания данной работы, подлежащей включению в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости необходимо исходить из условия выполнения им (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами. Согласно Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) тренерам - преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля составляет 18 часов. Судом установлено, что педагогическая нагрузка Черемных И.Н. составляла 18 и более часов в неделю, в связи с чем период работы с 01.06.2009 года по 09.06.2010 г. подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. По указанным выше основаниям подлежит зачету специальный стаж период работы истца с 01.09.2010 г. (приказ о приеме на работу № 7к от 01.09.2010 г.) по 13.12.2011 г. в должности тренера-преподавателя ДЮСШ № 9 и работа по совместительству в должности учителя физкультуры лицея № 12, поскольку педагогическая нагрузка в указанные периоды составляла 16 часов в неделю в ДЮСШ № 9 (приказ № 22 от 01.09.2010 г.) и 9 часов в лицее № 12 (справка № 20 от 29.05.2012 г.). Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости) (ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ответчиком признано наличие у Черемных И.Н. стажа на соответствующих видах работы по п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по состоянию на 13 декабря 2011 года (день подачи заявления) в размере 17 лет 04 месяцев 01 дня. Учитывая, что на период обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии его стаж осуществления педагогической деятельности составлял более 25 лет, такая пенсию должна быть ему назначена со дня обращения, т.е. с 13.12.2011 года. Требование истца о возмещении расходов по уплаченной государственной пошлине в сумме 200 руб. не может быть удовлетворено, поскольку в силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ органы Пенсионного фонда РФ, выступающие в судах в качестве истцов и ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Исковые требования Черемных И.Н. удовлетворить. Включить в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости Черемных И.Н. период службы в Советской Армии с 29 июня 1984 года по 25 апреля 1986 года, с 01 января 2001 г. по 31 мая 2009 г. работа тренером-преподавателем ДЮСШ № 9; с 01 сентября 2009 г. по 09 июня 2010 г. в качестве тренера-преподавателя ДЮСШ № 9 и по совместительству учителя физкультуры школы № 100 и лицея № 12; с 01 сентября 2010 г. по 13 декабря 2011 г. – в качестве тренера-преподавателя ДЮСШ № 9 и по совместительству учителя физкультуры лицея № 12. Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Красноярска назначить Черемных И.Н. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, т.е. с 13 декабря 2011 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня провозглашения с подачей жалобы в Ленинский районный суд г. Красноярска. Копия верна: Судья: Н.Н.Шестакова