№ 2-2803/2012



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск 16 октября 2012 года

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Чуриновой Е.А.,

при секретаре Смоляковой О.Н.

с участием истца Тимохович А.С. и его представителя Дмитриева Д.Я., представителя ответчика Чуйкова И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимоховича А.С. к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» о взыскании задолженности по районному коэффициенту, суд

У с т а н о в и л :

Тимохович А.С. обратился в суд с иском к ФГБОУ ВПО «СибГАУ им.ак. Решетнева М.Ф.» о взыскании суммы задолженности по районному коэффициенту за период с 01.05.2011 года по 31.12.2011 года в размере 30761 руб. 96 коп.

Свои требования мотивирует тем, что с 05.08.1980 года проходил военную службу в ВС РФ, на день обращения с настоящим иском в суд выслуга лет составила 31 год. 31.08.2009 года на основании приказа Министра обороны РФ истец был направлен не на воинскую должность начальника военной кафедры факультета военного обучении при Федеральном государственном бюджетном учреждении высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» без приостановления военной службы. Приказом ответчика от 23.09.2009 года он был утвержден в невоинской должности на должность начальника военной кафедры факультета военного обучения с окладом по должности 5623 руб. в месяц и окладом по воинскому званию 2848 руб. в месяц. 10.03.2010 года между истцом и Министерством обороны РФ был заключен очередной контракт о прохождении военной службы сроком действия до 09.03.2012 года, то есть до достижения Тимоховичем А.С. предельного возраста пребывания на военной службе. Приказом Министерства обороны РФ от 22.03.2012 года истец был уволен с военной службы, а приказом ФГБОУ ВПО «СибГАУ им.ак. Решетнева М.Ф.» от 23.05.2012 года освобожден от занимаемой должности с 18.06.2012 года.

Денежное довольствие военнослужащему, в соответствии с действующим законодательством, регулирующими порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих, состоит из оклада месячного денежного содержания военнослужащих, а также месячных и иных дополнительных выплат, которые обеспечиваются военнослужащему за счет средств организации, в которую они направляются, в порядке установленном Министерством обороны. Приказом Министра Министерства обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. № 555, утверждены «Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства Обороны РФ осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил РФ», которыми установлен районный коэффициент за военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях в размере 1, 3 от денежного довольствия. Постановлением Правительства от 30 декабря 2011 г., указанный размер районного коэффициента уменьшен до 1, 2. Однако истцу в нарушении указанных норм, с 1 мая 2011 года до 31 декабря 2011 года выплачивали денежное содержание с районным коэффициентом 1,2 процента. Полагает, что ему не была выплачена сумма в размере 30 761 руб. 96 коп.

В дальнейшем истец уточнил заявленные требования, просил, кроме того, взыскать с ответчика в счет возмещения судебных расходов по оплате услуг представителя 14000 рублей.

В судебном заседании истец Тимохович А.С. и его представитель Дмитриев Д.Я. (выступающий на основании устного ходатайства) поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивали на их удовлетворении.

Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» Чуйков И.А. (полномочия удостоверены) возражал против удовлетворения исковых требований. Полагал требования о взыскании районного коэффициента в размере 1, 3, необоснованными. Поскольку Общий размер надбавок, которые выплачиваются военнослужащим, не может превышать пределов, установленных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, установлен Постановлением Госкомтруда ССР Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 г. № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих, служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области..», в размере 1,20, к заработной плате рабочих и служащих, предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, науки, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области для которых коэффициент не установлен. В соответствии с приказом Министерства обороны РФ от 10.11.2008 года № 555, которым утверждено «Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил РФ», установлен районный коэффициент за военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, в размере 1,3. Однако, учитывая, что ФГБОУ ВПО «СибГАУ им.ак. Решетнева М.Ф.» не является учреждением Министерства обороны РФ, а подчинено Министерству образования и науки РФ, при расчете размера денежного довольствия, подлежащего выплате истцу, в соответствии с п. 5 ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих», правильно был применен установленный Постановлением Госкомтруда ССР Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 г. № 421/26 районный коэффициент в размере 1.2.

Кроме того, представитель ответчика полагает, что настоящее гражданское дело подлежит прекращению в связи с неподсудностью данного спора суду общей юрисдикции. В силу ст. 25 ГПК РФ, а также ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» Военным судам подсудны гражданские дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, а также по жалобам граждан, уволенных с военной службы, граждан, прошедших военные сборы, на действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов. Учитывая, что районный коэффициент входит в состав денежного довольствия военнослужащего в качестве дополнительной выплаты, настоящий спор подлежит рассмотрению Красноярским гарнизонным военным судом.

Представитель третьего лица Министерство обороны Российской Федерации Золюк Э.Н. (полномочия удостоверены) в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, ранее представила письменное ходатайство о рассмотрении дело в ее отсутствие, кроме того представила письменный отзыв, в котором принятие решения по заявленным Тимоховичем А.С. требованиям оставила на усмотрение суда.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 6 ФЗ от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Основанием прохождения военной службы по контракту является заключение между гражданином и соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменного соглашения, в котором закрепляются добровольность поступления на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта. Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы или исключения военнослужащего из списков воинской части в случаях, установленных федеральными законами (пункты 1, 2 и 4 статьи 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Согласно ст. 3 Федерального закона от 23 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей.

Как установлено в судебном заседании, истец Тимохович А.С. с 05.08.1980 года проходил военную службу в Вооруженных силах РФ. Приказом Министра Обороны РФ по личному составу от 31.08.2009 года Тимохович А.С. направлен без приостановления военной службы в Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» для назначения не на воинскую должность начальника военной кафедры факультета военного обучения. Приказом ФГБОУ ВПО «СибГАУ им.ак. Решетнева М.Ф.» от 23.09.2009 года Тимохович А.С. утвержден в невоинской должности начальника военной кафедры ФВО 30 тарифного разряда с окладом по должности 5623 руб. в месяц, по воинскому званию 2848 руб. в месяц. 10.03.2010 года Тимохович А.С. заключил с Министерством обороны РФ в лице командующего ракетными войсками стратегического назначения генерал-лейтенанта Швайченко А.А., контракт о прохождении военной службы в кадрах Вооруженных Сил РФ до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, то есть до 09.03.2012 года.

Приказом Министра Обороны РФ по личному составу от 22.03.2012 года Тимохович А.С. уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья с правом ношения военной формы и знаков различия.

Приказом ФГБОУ ВПО «СибГАУ им.ак. Решетнева М.Ф.» от 23.05.2012 года Тимохович А.С. освобожден от занимаемой должности начальника военной кафедры факультета военного обучения с 18.06.2012 года, направлен на воинский учет в отдел ВК Красноярского края по Кировскому и Ленинскому районам г. Красноярска.

Согласно Уставу Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» является юридическим лицом, учредителем ВУЗа является Российская Федерация и находится в ведомственном подчинении Министерства образования и науки Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Как следует из п. 12. ст. 2 Закона, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются дополнительные выплаты.

В соответствии с п. 25 ст. 2 указанного закона размеры коэффициентов и процентных надбавок, указанных в части 24 настоящей статьи, и порядок их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом в состав денежного довольствия, на которое начисляются коэффициенты и процентные надбавки, входят: оклад по воинскому званию; оклад по воинской должности; ежемесячная надбавка за выслугу лет; ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс); ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячная надбавка за особые условия военной службы.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 12.11.2008 N 847 (ред. от 19.08.2009) "О порядке обеспечения военнослужащих, направленных не на воинские должности без приостановления им военной службы, всеми видами довольствия, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту", установлена обязанность обеспечивать военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, направленных в организации, осуществляющие деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее - организации), не на воинские должности без приостановления им военной службы, если это предусмотрено федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (далее - военнослужащие, направленные не на воинские должности), денежным довольствием, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за счет средств организаций, в которые они направлены, в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации, иных федеральных органах исполнительной власти, от которых направлены военнослужащие. Размеры должностных окладов и иных видов денежного довольствия устанавливаются руководителями организаций по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, от которых направлены военнослужащие.

Следовательно, денежное довольствие, в том числе районный коэффициент, военнослужащему Тимоховичу А.С. должно выплачиваться за счет средств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева».

Согласно с п. 6 ст. 13 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих", в редакции Федерального закона от 31 декабря 1999 года N 229-ФЗ, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к их денежному довольствию устанавливаются коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к денежному довольствию в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Приказом Министра Министерства обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. № 555, которым утверждено «Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства Обороны РФ осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил РФ», установлен районный коэффициент за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях в размере 1,30.

Как следует из пояснений истца Тимоховича А.С. и его представителя Дмитриева Д.Я., ответчиком, в нарушение указанных требований закона, районный коэффициент начислялся в размере 1,2. Данное обстоятельство подтверждается представленными расчетными листками денежного довольствия истца за период с 01.05.2011 г. по 31.12.2011 г. В результате указанных действий ответчика за указанный период образовалась задолженность по недоначисленному и невыплаченному районному коэффициенту в размере 30761 руб. 96 коп.

Однако указанные доводы истца и его представителя суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Приказ Министра Министерства обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. № 555 и Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства Обороны РФ осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил РФ устанавливают дополнительные льготы и преимущества именно для лиц, работающих по трудовому договору в учреждениях и организациях Министерства обороны РФ, а применение льгот и преимуществ для гражданского персонала учреждений и организаций Вооруженных сил РФ к военнослужащим прямо Законом не предусмотрено.

Как установлено в судебном заседании, Тимохович А.С. являлся военнослужащим, состоял не на воинской должности без приостановления военной службы в ФГБОУ ВПО «СибГАУ им.ак. Решетнева М.Ф.», ответчик обязан был выплачивать ему денежное довольствие для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Однако, учитывая, что ответчиком по настоящему спору выступает учреждение, финансируемое из федерального бюджета, которое подведомственно Министерству образования и науки РФ, а не Министерству обороны РФ, истцу в спорный период обоснованно выплачивался районный коэффициент в размере 1,2, установленный Постановлением Госкомтруда ССР Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 г. № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих, служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области..».

При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что в удовлетворении исковых требований Тимоховича А.С. надлежит отказать.

В части доводов представителя ответчика ФГБОУ ВПО «СибГАУ им.ак. Решетнева М.Ф.» о том, что настоящий спор не относится к подсудности суда общей юрисдикции, а подлежит рассмотрению Красноярским гарнизонным военным судом, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 года № 1-ФКЗ (ред. От 07.02.2011 г.) «О военных судах Российской Федерации», ст. 25 и ч. 3 ст. 254 ГПК РФ военным судам, за исключением дел, отнесенных к подсудности Верховного Суда РФ, подсудны все гражданские дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых им решений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и заявлениям граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и заявлениям граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы).

Таким образом, подсудность дел военным судом определяется, исходя из субъектного состава (военнослужащий либо бывший военнослужащий и орган военного управления), а также характером правоотношений (отношения, возникшие в связи с прохождением военной службы; права нарушены в период прохождения военной службы).

Поскольку ответчиком по настоящему гражданскому делу является ФГБОУ ВПО «СибГАУ им.ак. Решетнева М.Ф.», которое подведомственно Министерству образования и науки РФ, учреждением Министерства обороны РФ не является, доводы представителя ответчика о подсудности заявленного иска Красноярскому гарнизонному военному суду, суд находит необоснованными.

Не может согласиться суд и с доводами представителя ответчика о том, что заявленное истцом требование не подлежит рассмотрению в порядке искового производства, поскольку вытекает из административно-правовых и иных публичных отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой, как основанными на неверном толковании закона.

С учетом разъяснений, содержащихся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими своих служебных обязанностей, являются публично-правовыми. Согласно правовым позициям, высказанным Европейским Судом по правам человека, споры, связанные с прохождением военной службы, не являются спорами о гражданских правах, в том числе при наличии требований материального характера.

Учитывая, что стороной настоящего спора выступает не орган военного управления или воинское должностное лицо, оспариваемые действия ответчиком осуществлены не в порядке реализации административно-властных полномочий, а в процессе осуществления трудовой деятельности истца, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

Р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Тимоховича А.С. к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» о взыскании задолженности по районному коэффициенту, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Полное мотивированное решение изготовлено 22 октября 2012 года.

Председательствующий: Е.А. Чуринова