РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Красноярск 21 декабря 2010 г.
Судья Ленинского районного суда г. Красноярска Иноземцева Е.А.,
рассмотрев жалобу директора Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 79» Влажиной Г.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 57 в Ленинском районе г. Красноярска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №57 в Ленинском районе г. Красноярска от 22.09.2010г. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 79» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в размере 10000 руб.
Не согласившись с данным постановлением мирового судьи, представитель МОУ «СОШ № 79» Влажина Г.В. обратилась с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, дело производством прекратить. Свои требования мотивируя тем, что в МОУ «СОШ № 79» проводились внеплановая проверка по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, в ходе которого были выявлены невыполнение требований пожарной безопасности. Но не учтено, что здание Школы построено по проекту 1961 года, который отвечал на момент постройки требованиям пожарной безопасности поскольку здание введено в эксплуатацию в 1961 году. Реконструкция, капитальный ремонт, изменение функционального назначения здания не осуществлялось.
Требования строительных норм и правил, установленные СНиП 21-01-97, введенным в действие в 1997 году, требования ППБ 01-03, вступившие в силу в 2003 году, по общему правилу не распространяются на те здания и сооружения, которые были введены в эксплуатацию в установленном порядке до принятия названных нормативных актов. Следовательно, юридическое лицо не может нести ответственность только за то, что конструктивные особенности объекта стали не соответствовать вновь принятым нормам. Нарушения, не зависят от учреждения, поскольку требуют значительных финансовых затрат, а также подготовку нормативной и технической документации так, совместно управлением образования района, Главным управлением образования администрации города Красноярска и надзорными органами были подготовлены перспективные планы устранения замечаний надзорных органов на период 2009-2015 гг. Следовательно, вина учреждения в указанных нарушениях отсутствует.
Школа не является строительной организацией, не осуществляет проектирование и строительство зданий и сооружений. В соответствии с Уставом Школы имущество учреждения находится в муниципальной собственности, закреплено за Школы на праве оперативного управления. Следовательно, в обязанности Школы не может входить соблюдение требований, указанных строительных норм и правил.
С учетом изложенного, требования СНиП 21-01-97 на существующие к моменту его введения в действие здания не распространяются, за исключением случаев, если было осуществлено изменение функционального назначения зданий или отдельных помещений в них, либо изменение объемно-планировочных и конструктивных решений.
Доказательств того, что эксплуатация здания Школы с нарушениями, указанными в постановлении и акте приводит к угрозе жизни или здоровью людей в материалах дела не имеется. В связи с чем, представленные материалы дела не подтверждают нарушение Школой требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ и СНиП 21-01-97.
В судебное заседание представитель МОУ «СОШ № 79» директор Влажина Г.В. доводы жалобы поддержала по основаниям изложенным в ней.
Представитель ОГПН по г. Красноярску не явился, о дне времени слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Исследовав материалы дела, материалы об административном правонарушении, суд приходит к выводу о необходимости отмены обжалуемого постановления по следующим основаниям.
В соответствии ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении надлежит выяснять наличие состава административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Выяснение наличие состава административного правонарушения означает установить, какие конкретные действия (или бездействие), носящие противоправный характер и предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях или законом субъекта РФ, были совершены.
Как установлено в судебном заседании МОУ СОШ № 79 в установленный срок законного предписания № 1250/2/1-8 от 18.05.2010г. органа государственного пожарного надзора, а именно в 15 ч. 00 мин. 31 августа 2010 г. в соответствии с распоряжением №2174 от 09.08.2010г., при проведении внеплановой выездной проверки на территории, в зданиях и помещениях МОУ СОШ №79, расположенных по адресу: <адрес>, юридическое лицо МОУ СОШ №79, являясь пользователем нежилых помещений в лице директора Влажиной Г.В., не выполнило в срок до 01.08.2010 года п.п. №№ 1250/2/1-1, 1250/2/1-2, 1250/2/1-3, 1250/2/1-5, 1250/2/1-6, 1250/2/1-8 законного предписания № 1250/2/1-8 от 18.05.2010г. А именно: п. 1250/2/1-1- не соблюдаются требования ч.4. ст.4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. № 123-ФЗ, а именно: п. 7.4 СНиП 21-01-97*«Пожарная безопасность зданий и сооружений» - не разделены противопожарной преградой помещения различных классов функциональной пожарной опасности, т.е. не отделены помещения складов от помещений школы противопожарными дверями 2-го типа; п. 1250/2/1-2- не соблюдаются требования ч.4. ст.4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. № 123-ФЗ, а именно: п. 6.16 СНиП 21-01-97*«Пожарная безопасность зданий и сооружений»- ширина эвакуационных выходов в свету из помещений школы (столовая, актовый зал) менее 1,2 метра; п. 1250/2/1-3- не соблюдаются требования ч.4. ст.4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. № 123-ФЗ, а именно: п. 41 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ» - не проведена проверка наружных пожарных лестниц и ограждений по периметру кровли здания на соответствие требованиям нормативных документов по пожарной безопасности; п. 1250/2/1-5 - не соблюдаются требования ч.4. ст.4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. № 123-ФЗ, а именно: п. 8.4. СНиП 21-01-97*«Пожарная безопасность зданий и сооружений» - выходы на кровлю выполнены не через противопожарные двери-люки 2-го типа; п. 1250/2/1-6- не соблюдаются требования ч.4. ст.4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. № 123-ФЗ, а именно: п. 6.30 СНиП 21-01-97*«Пожарная безопасность зданий и сооружений» - отсутствует площадка на уровне эвакуационного выхода на лестницу третьего типа из помещений спортивного зала; п. 1250/2/1-8- не соблюдаются требования ч.4. ст.4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. № 123-ФЗ, а именно: п. 76 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ» - не обеспечена проверка и содержание в исправном состоянии огнезадерживающих устройств в воздуховодах, устройства блокировки вентиляционных систем с автоматической установкой пожарной сигнализации, автоматические устройства отключения вентиляции при пожаре.
За указанное правонарушение МОУ СОШ № 79 постановлением мирового судьи признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб.
Однако при вынесении постановления не была установлена вина МОУ СОШ № 79 в совершении данного административного правонарушения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Исходя из смысла данной нормы закона речь идет о зданиях, сооружениях, строениях, существующих на день вступления в силу данного Закона, т.е. на 01.05.2009г.
Здание МОУ СОШ № 79 было построено по проекту 1961 года. В соответствии со свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, МОУ СОШ № 79 зарегистрировано в качестве юридического лица 11.08.2009г. Согласно договора № 335 о передаче муниципального имущества в оперативное управление средней общеобразовательной школе № 79 от 11.09.2001г. заключенного между Департаментом недвижимости администрации г. Красноярска и муниципальным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 79» имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления, а так же доходы от использования этого имущества, являются муниципальной собственностью.
Таким образом, на момент вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания МОУ СОШ № 79 уже существовали и соответствовали с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности и положения указанного Закона к ним не применимы.
В соответствии с Уставом МОУ СОШ № 79 полное наименование школы: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 79» (п.1.2 Устава), основным предметом деятельности Школы является реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (п. 1.17 Устава), МОУ СОШ № 79 коммерческую деятельность не осуществляет и ее финансирование производится из муниципального бюджета. Указанное обстоятельство подтверждается Перспективным планом по устранению нарушений надзорных органов МОУ СОШ № 79 и согласованных с Управлением администрации Ленинского района г. Красноярска, Управлением образования администрации г. Красноярска, Главным государственным санитарным врачом по Красноярскому краю. Доказательств предоставления бюджетных средств для устранения нарушений норм и правил пожарной безопасности и израсходованным на не целевые нужды суду не представлено.
Согласно ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств - отсутствие состава административного правонарушения.
При указательных обстоятельствах, доказательств, что у МОУ СОШ № 79 имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а следовательно совершения МОУ СОШ № 79 правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях материалы дела не содержат, в связи с чем постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению, за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка №57 в Ленинском районе г. Красноярска от 22.09.2010г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 79» отменить, производство по делу прекратить.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Судья Е.А. Иноземцева