№ 12-318/2011



Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Красноярск. 21 декабря 2011 года.

Судья Ленинского районного суда г. Красноярска Малякин А.В.,

рассмотрев жалобу законного представителя ЗАО «Вест» Лисициной И.Г. на постановление мирового судьи судебного участка № 57 в Ленинском районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении закрытого акционерного общества «ВЕСТ» (ЗАО «ВЕСТ»), расположенного по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением мирового судьи судебного участка № 57 в Ленинском районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «ВЕСТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ. Ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере
70 000 рублей.

Согласно этому постановлению ЗАО «ВЕСТ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ не выполнило требования пунктов 2848/1/1-1, 2848/1/1-2, 2848/1/1-3, 2848/1/1-4, 2848/1/1-6, 2848/1/1-8, 2848/1/1-10, 2848/1/1-11, 2848/1/1-12, 2848/1/1-14 законного предписания государственного пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении следующих нарушений требований пожарной безопасности:

- работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы, не прошли обучение в объёме пожарно-технического минимума;

- в административном помещении ЗАО «ВЕСТ» по <адрес> не разработан и не вывешен на видных местах план-схема эвакуации людей на случай возникновения пожара;

- административные помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;

- помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре;

- внутренняя дверь эвакуационного выхода открывается не по ходу эвакуации людей из помещения;

- в подвальных помещениях жилого сектора, обслуживаемого ЗАО «ВЕСТ», допускается устройство хозяйственных построек;

- под лестничными маршами на первых этажах домов допущены установки кладовых для хранения горючих материалов;

- наружные пожарные лестницы и ограждения на кровле не проверены на соответствие требованиям нормативных документов;

- слуховые окна чердачных помещений не остеклены;

- по направлению движения к пожарным гидрантам не установлены соответствующие указатели.

В своей жалобе законный представитель ЗАО «ВЕСТ» Лисицина И.Г. просит отменить данное постановление, ссылаясь на то, что факт нарушения ЗАО «ВЕСТ» требований пожарной безопасности не доказан. План-схема эвакуации людей должна быть разработана, если на этаже единовременно находятся более 10 человек, а в помещении ЗАО «ВЕСТ» единовременно могут находиться лишь 7 человек. Доказательств того, что хозяйственные постройки в подвальных помещениях жилого сектора и кладовые под лестничными маршами размещены ЗАО «ВЕСТ» не имеется. Двери в помещении ЗАО «ВЕСТ» открываются свободно и по направлению выхода людей из здания. Обязанность установки указателей к пожарным гидрантам на ЗАО «ВЕСТ» не возложена. ЗАО «ВЕСТ нарушено только требование правил пожарной безопасности в части оборудования помещений автоматической пожарной сигнализацией, однако выполнить это требование невозможно, о чём свидетельствует представленный убыточный баланс.

Выслушав законного представителя ЗАО «ВЕСТ» Лисицину И.Г., поддержавшую доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Часть 12 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.

Статьёй 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» установлена обязанность руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, наряду с данными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Такими нормативными документами являются, в частности, нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (далее – НПБ), утверждённые приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645, нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утверждённых приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 315, нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утверждённых приказом МЧС России от 20 июня 2003 года № 323.

В силу пункта 36 НПБ обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы.

Пункт 38 таблицы № 3 НПБ 110-03 устанавливает, что помещения общественного назначения подлежат защите автоматическими установками пожарной сигнализации.

Из п. 5.1 (п. 15 таблицы 2) НПБ 104-03 следует, что учреждения органов управления и другие административные здания, имеющие до 6 этажей, должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией для зданий.

Согласно п. 44 ППБ 01-03 окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены и постоянно закрыты.

В пункте 52 ППБ 01-03 указано, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Вина ЗАО «ВЕСТ» в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, подтверждается исследованными мировым судьёй доказательствами: предписанием государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, которым ЗАО «ВЕСТ» предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить перечисленные выше нарушения требований пожарной безопасности; актом от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что на момент проведённой ДД.ММ.ГГГГ проверки целый ряд требований вышеуказанного предписания (в том числе требования об устранении нарушений пунктов 3, 44, 52 ППБ 01-03, п. 36 НПБ, п. 38 таблицы 3 НПБ 110-03, п. 5.1 НПБ 104-03) ЗАО «ВЕСТ» не выполнены; а также протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ЗАО «ВЕСТ», и приложенным к этому протоколу письменным объяснением законного представителя ЗАО «ВЕСТ» Лисициной И.Г., согласно которым пожарно-охранная сигнализация в административном помещении ЗАО «ВЕСТ» отсутствует, нарушения, связанные с неправильным открыванием дверей эвакуационного выхода, только устраняются, работники данного общества, выполняющие газоэлектросварочные работы, начали проходить обучение в объёме пожарно-технического минимума только с ДД.ММ.ГГГГ, а слуховые окна чердачных помещений зданий, обслуживаемых ЗАО «ВЕСТ», остеклены лишь частично.

Из дела видно также, что при его рассмотрении законный представитель ЗАО «ВЕСТ» Лисицина И.Г. фактически признала невыполнение указанным акционерным обществом предписания органов ГПН в части неустранения ряда нарушений требований пожарной безопасности.

Доводы жалобы об убыточности баланса ЗАО «ВЕСТ» не могут быть приняты во внимание, поскольку финансовое состояние юридического лица не освобождает его от обязанности соблюдать законодательство и выполнять предъявляемые к нему законные требования.

Таким образом, суд, дав надлежащую оценку исследованным доказательствам, пришёл к правильному выводу о доказанности вины ЗАО «ВЕСТ» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ. При этом виновному лицу назначено справедливое, минимальное для данного правонарушения, наказание.

Вместе с тем, из постановления по делу подлежат исключению содержащееся в нём указания о невыполнении ЗАО «ВЕСТ» требований предписания в части оборудования помещения системой оповещения людей о пожаре (п. 2848/1/1-2 предписания); разработки плана (схемы) эвакуации людей на случай возникновения пожара (п. 2848/1/1-3 предписания); недопущения устройства в подвальных помещениях жилого сектора хозяйственных построек и установки под лестничными маршами домов кладовых для хранения горючих материалов (п.п. 2848/1/1-10 и 2848/1/1-14 предписания); проверки на соответствие требованиям нормативных документов наружных пожарных лестниц и ограждений на кровле (п. 2848/1/1-11 предписания); установки указателей по направлению движения к пожарным гидрантам (п. 2848/1/1-12 предписания).

Административная ответственность по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок лишь законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Перечисленные же требования предписания не могут быть признаны законными.

Так, разработка плана (схемы) эвакуации людей в случае пожара и установка системы оповещения людей о пожаре предусмотрены для зданий и сооружений при единовременном нахождении на этаже более 10 человек (п.16 ППБ 01-03), устройство складов горючих материалов и иных хозяйственных помещений в подвалах и под лестничными маршами запрещено (п.40 ППБ 01-03), наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах зданий и сооружений должны подвергаться эксплуатационным испытаниям не реже одного раза в пять лет (п. 41 ППБ 01-03), у гидрантов и водоёмов, а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (п.90 ППБ 01-03). Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что на этаже в помещении ЗАО «ВЕСТ» одновременно пребывает более 10 человек, а хозяйственные постройки в подвальных помещениях и кладовые для хранения горючих материалов установлены данным обществом. Не имеется в деле и данных о том, что ЗАО «ВЕСТ» является ответственным лицом за проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах зданий, а также за установку указателей по направлению движения к пожарным гидрантам.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 57 в Ленинском районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении закрытого акционерного общества «ВЕСТ» изменить, исключив из него указания на невыполнение требований пунктов 2848/1/1-2, 2848/1/1-3, 2848/1/1-10, 2848/1/1-11, 2848/1/1-12, 2848/1/1-14 предписания, а именно о том, что в административном помещении ЗАО «ВЕСТ» не разработан и не вывешен на видных местах план-схема эвакуации людей на случай возникновения пожара; помещения не оборудованы системой оповещения людей о пожаре; в подвальных помещениях жилого сектора, обслуживаемого ЗАО «ВЕСТ», допускается устройство хозяйственных построек; под лестничными маршами на первых этажах домов допущены установки кладовых для хранения горючих материалов; наружные пожарные лестницы и ограждения на кровле не проверены на соответствие требованиям нормативных документов; по направлению движения к пожарным гидрантам не установлены соответствующие указатели.

Судья: