Постановление о прекращении уголовного дела в отношении Р.Д.Алиуллова



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Дело № 1-2-2012 г.

Город Лениногорск РТ 19 января 2012 года

Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.У. Ахметшиной

с участием:

государственного обвинителя

зам. прокурора города Лениногорска РТ Н.М.Шариповой

подсудимого Р.Д.Алиуллова

защитника-адвоката адвокатской конторы

города Лениногорска РТ И.И.Нургалиева

представившего удостоверение № 1281

и ордер № 124011

представителя потерпевшей ФИО1

при секретаре Е.В. Куликовой

Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении: Алиуллова Р.Д., <данные изъяты>, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного пунктом «в» части 3 статьи 146 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Р.Д. Алиуллов незаконно использовал объекты авторского права, имея в наличии программу «<данные изъяты>» - система трёхмерного твердотельного моделирования, исключительные права на которую принадлежат ЗАО «<данные изъяты>», приобретенную в неустановленном следствием месте и время, не являясь официальным пользователем программного обеспечения ЗАО «<данные изъяты>» и не имея договора об оказании информационных услуг, дающего право на легальную установку и использование программ ЗАО «<данные изъяты>», в период с 11 часов ДД.ММ.ГГГГ, установил вышеуказанную программу на жёсткий диск системного блока ФИО2, при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законом было вынесено постановление об оперативно-розыскных мероприятиях в отношении Р.Д. Алиуллова по задержанию его с поличным при незаконном установлении программного обеспечения «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ, около 11 часов, ФИО2, выступающий в роли покупателя при проведении оперативно-розыскных мероприятий «проверочная закупка», передал Р.Д. Алиуллову системный блок.

В период с 11 часов ДД.ММ.ГГГГ Р.Д. Алиуллов, умышленно из корыстных побуждений, с целью дальнейшего незаконного распространения вышеуказанной программы, нарушая авторские и смежные права ЗАО «<данные изъяты>», установил программу на системный блок, переданный ему ФИО2 и ДД.ММ.ГГГГ, около 16 часов 30 минут, находясь возле здания телеграфа, расположенного по улице <адрес>, передал ФИО2 системный блок с установленной в нем вышеуказанной программой за <данные изъяты> рублей.

Согласно заключениям эксперта от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.53-56) и от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.21-25), на накопителе жёсткого диска представленного на исследование системного блока, обнаружен один экземпляр программного продукта, атрибутирующего себя, как программный продукт ЗАО «<данные изъяты>» - Система трехмерного твердотельного моделирования «<данные изъяты>».

Ответить на вопрос, имеются ли на жестком диске системного блока приложения к данной программе, эксперту не представляется возможным, поскольку у эксперта отсутствует информация о том, являются ли приложения, наименования которых перечислены в пунктах с 1 по 38, приложениями программного продукта Система трехмерного твердотельного моделирования «<данные изъяты>»…

Действиями Р.Д. Алиуллова ЗАО «<данные изъяты>» был причинен материальный ущерб в сумме <данные изъяты> рублей.

Подсудимый Р.Д. Алиуллов в судебном заседании вину не признал и показал, что данное программное обеспечение он скачал с интернета, она находится в свободном доступе, чьи-либо права он не нарушал, он не знал, чья это программа. Кроме того, данное программное обеспечение в настоящее время устарело, не продается и поэтому он полагает, что ущерб ЗАО «<данные изъяты>» причинен не был.

Представитель потерпевшего ЗАО «<данные изъяты>» ФИО1 показала в судебном заседании, что она работает в должности директора ООО <данные изъяты> - агентства по защите интеллектуальной собственности. Правообладателем программного продукта «<данные изъяты>» является ЗАО «<данные изъяты>», находящийся по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством об официальной регистрации программы для ЭВМ, выданное Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентами и товарными знаками. Официальным представителем по защите авторских и смежных прав на территории Республики Татарстан является она. Данный программный продукт распространяется только через официальных представителей ЗАО «<данные изъяты>», на территории Республики Татарстан официальным представителем в городе Казань – «<данные изъяты>». При приобретении программного продукта «<данные изъяты>» заключается лицензионное соглашение, договор поставки, заполняется регистрационная карта, в дальнейшем покупателю выставляется счет-фактура, товарная накладная, выдается аппаратный ключ защиты с пакетом документов. Данные факты говорят о наличии лицензионного программного продукта. Программный продукт не распространяется через сеть Интернет, магазины, торговые точки. На официальном сайте ЗАО «<данные изъяты>» можно получить лишь демонстрационную версию, которая распространяется бесплатно, она идет со знаком LT. Реализация программного продукта «<данные изъяты>» производиться только для конкретного лица (юридического или физического).

Стоимость программного продукта «<данные изъяты>» рассчитывается на основании официального прайс-листа, действующего на всей территории РФ.

Прейскурант, устанавливающий стоимость ПО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ не отменен, действовал по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года и имеет юридическую силу по настоящее время. Прейскурант не имеет срока действия во времени и все расчеты на ПО «<данные изъяты>» берутся по последнему изданию прайс-листа на ПО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку эксперт не смог ответить на вопрос, имеются ли на жестком диске системного блока, сбытого Алиулловым, приложения (наименования которых перечислены в пунктах с 1 по 38) к программному продукту Система трехмерного твердотельного моделирования «<данные изъяты>», она снижает сумму причиненного ЗАО «<данные изъяты>» ущерба. Согласно расчету, стоимость программы «<данные изъяты>» без приложений составляет <данные изъяты> рублей.

Гражданский иск она не поддерживает,- по вопросу возмещения причиненного им ущерба они будут обращаться в порядке гражданского судопроизводства.

Суд, допросив подсудимого, представителя ЗАО «<данные изъяты>» ФИО1, свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Органами предварительного расследования действия Алиуллова Р.Д. квалифицированы по пункту «в» части 3 статьи 146 УК РФ, как незаконное использование авторского права и смежных прав, совершенное в особо крупном размере (в сумме <данные изъяты> рублей).

Однако в судебном заседании было установлено, что действиями Алиуллова Р.Д. ЗАО «<данные изъяты>» был причинен ущерб в сумме <данные изъяты> рублей.

Государственный обвинитель в судебных прениях просила уголовное дело в отношении Алиуллова Р.Д. производством прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, в связи с изменениями, внесенными в УК РФ Федеральным законом № 420-ФЗ от 07 декабря 2011 года.

Суд, соглашаясь с мнением стороны обвинения, считает, что уголовное дело по обвинению Алиуллова Р.Д. в совершении преступления, предусмотренного пунктом «в» части 3 статьи 146 УК РФ производством следует прекратить, по следующим основаниям.

Федеральным законом № 420-ФЗ от 07 декабря 2011 года в статью 146 УК РФ внесены изменения.

Так, из примечания к статье 146 УК РФ усматривается, что «Деяния, предусмотренные настоящей статьей признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных правы превышают сто тысяч рублей, а в особо крупном размере – один миллион рублей».

В судебном заседании установлено, что ущерб, причиненный ЗАО «<данные изъяты>», составляет <данные изъяты> рублей, что не является крупным размером.

Следовательно, в настоящее время в действиях Алиуллова Р.Д. состав уголовно наказуемого деяния отсутствует.

В силу части 1 статьи 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу….».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24 УПК РФ, уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению… за отсутствием в деянии состава преступления.

Согласно части 2 статьи 24 УПК РФ, уголовное дело подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24 настоящей статьи, в случае, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что уголовное дело по обвинению Алиуллова Р.Д. по пункту «в» части 3 статьи 146 УК РФ подлежит прекращению за отсутствием в его действиях состава преступления.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 10 УК РФ, пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 24, статьей 254 УПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Уголовное дело по обвинению Алиуллова Р.Д. в совершении преступления, предусмотренного пунктом «в» части 3 статьи 146 УК РФ, производством прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде Алиуллову Р.Д. после вступления постановления в законную силу отменить.

Вещественные доказательства: программу «<данные изъяты>» установленную в системный блок «<данные изъяты>» серийный , хранящийся в камере хранения вещественных доказательств Лениногорского ОВД после вступления приговора в законную силу - уничтожить, системный блок – вернуть по принадлежности.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 суток со дня его вынесения, через Лениногорский городской суд.

Судья: Р.У. Ахметшина

Постановление вступило в законную силу 31 января 2012 года