об оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело № 2-854/2010

14 сентября 2010 года г. Лениногорск РТ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи А.Н. Патшиной

при секретаре Г.И. Галимовой

рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Юнусова М.М. к МУ Палата о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности устранить нарушение права- принять решение о предоставлении в собственность спорного земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Юнусов М.М. обратился в суд с иском к МУ Палата о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности устранить нарушение права - принять решение о предоставлении в собственность спорного земельного участка, указав, что

в *** он обратился к МО с заявлением о выделении земельного участка по ... для строительства жилого дома, данный земельный участок ему был выделен. В *** он согласовал акт выбора земельного участка со всеми учреждениями и организациями, указанными в акте выбора земельного участка. Акт выбора земельного участка был согласован ответчиком и лесхоз. *** *** он получил в МУ Отдел по дизайну градостроительный план ххх. *** *** он получил в МУ Отдел по дизайну разрешение на строительство ххх индивидуального жилого дома по адресу: РТ, ..., ..., .... В *** он построил на указанном земельном участке жилой дом и *** *** поставил его на учет в БТИ, получил технический и кадастровый паспорт на жилой дом. В *** он обратился в МУ Палата с заявлением о закреплении в собственность земельного участка, ему был предоставлен ответ ххх от *** *** в котором было указано, что ему необходимо предоставить правоустанавливающие документы на объект недвижимости, находящейся на земельном участке. Он предоставил в МУ Палата необходимые документы и обратился с повторным заявлением от *** *** о закреплении в собственность земельного участка. На данное заявление ему был предоставлен ответ ххх от *** *** в котором указано, что согласно сведениям, предоставленным ГБУ лесничество, земельный участок, расположенный по адресу: ... находится на землях лесного фонда РФ в лесопарковой части зеленых зон в квартале ... ГБУ лесничество, следовательно, приобретение в собственность спорного земельного участка не представляется возможным. Считает указанный ответ ххх от *** *** отказом в предоставлении в собственность спорного земельного участка, который нарушает его права.

Истец Юнусов М.М. просит суд признать отказ МУ Палата в предоставлении в собственность земельного участка ххх от *** *** незаконным, обязать МУ Палата устранить нарушение его прав, принять решение о предоставлении в его собственность спорного земельного участка.

В судебное заседание истец Юнусов М.М. не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддерживает. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

В суде представитель истца по заявлению Сафиуллин И.И. иск Юнусова М.М. поддержал.

Представитель ответчика МУ Палата Леонтьева А.Ю. в судебном заседании исковые требования Юнусова М.М. не признала л.д.137-139 т.1).

Представитель 3 лица ГБУ лесничество Ибрагимов Р.Х. в судебном заседании исковые требования Юнусова М.М. просил отклонить (л. ... т.1)

Суд, заслушав стороны, представителя третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из пояснений сторон,3 лица, материалов дела, суд установил, что

*** *** истец обратился с письменным заявлением в главе МО с заявлением о выделении ему земельного участка по ... ... для строительства дома л.д.8 т.1 )

*** ***.,*** *** Юнусов М.М. обращался в МУ Палата с заявлением о закреплении в собственность земельного участка, расположенного по адресу :....

Ответчик заявления истца оставил без удовлетворения л.д. 29,30 т.1) ссылаясь, что земельный участок, расположенный по адресу: ..., находится на землях лесного фонда РФ в лесопарковой части зеленых зон в квартале ххх ГБУ лесничество.

Суд считает иск Юнусова М.М. подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Из материалов дела л.д.84-92,95-96,141-161 т.1),пояснений представителя ответчика Леонтьевой А.Ю. суд установил, что границы муниципального образования - городского поселения ... изменены на основании ххх. ххх. Распоряжением Кабинета Министров ТАССР от *** *** утвержден проект городской черты ... с включением в городскую черту земель гос. лес. фонда общей площадью ххх га. Баланс территории города, включаемой в городскую черту, совпадает с утвержденным проектом городской черты. ххх установлены черты города Лениногорска.

Согласно Закону РТ( ххх от *** ***.,ххх от *** ***.) «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» и муниципальных образований в его составе, картографического описания границы территории муниципального образования «город Лениногорск» Лениногорского муниципального районал.д.119-123), зарегистрированной в Росреестр),показаниям специалиста ФИО1л.д.50,113 т.1) суд установил, что земельный участок, расположенный по адресу: ..., ...,находиться на территории муниципального образования «город Лениногорск».

Указанный почтовый адрес земельного участка площадью ххх кв.м указан в градостроительном паспортел.д.59-62 т.1).

Согласно постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от *** ***, вынесенного следователем МРСО истец получил разрешение на строительство дома без распоряжения о выделении ему земельного участка, без перевода земли лесного фонда в земли под индивидуальное жилищное строительство л.д.128 т.1).

Согласно кадастрового паспорта земельного участка по ... ..., земля населенного пункта, разрешенное использование :лес.л.д.101-103 т.1)

Указанное обстоятельство так же подтверждено письмом директора ххх

Из письма начальника кадастр следует, что на земельный участок по ...,..., государственный кадастровый учет не проводился. Для определения –входит ли указанный земельный участок в состав земельного участка с кадастровым номером ххх следует провести кадастровые работы - межеваниел.д.56)

Из письма начальника Росреестр следует, что в составе земельного участка с кадастровым номером ххх, ...,...,в базе данных АИС «ГКН» не имеетсял.д.78 т.1).

Согласно межевого плана указанного земельного участка л.д.71-77т.1) следует, что в результате кадастровых работ было выявлено, что образованный земельный участок полностью накладывается на земельный участок с кадастровым номером ххх, который согласно данным ГКН относиться к государственной собственностил.д.74 т.1).

В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований является государственной собственностью.

На основании п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

МУ Палата в соответствии с Положением о ххх, утвержденное решением ххх ххх от *** *** осуществляет правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, в том числе земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории ... в пределах, установленных законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления ххх.

МУ Палата при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности руководствуется Положением ххх, утвержденного ххх

В соответствии с п.1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

5) рекреационным;

В суде представитель ответчика Леонтьева А.Ю. пояснила, что большая часть площади земель населенных пунктов предназначена для различных видов застройки: жилой, общественно-деловой, промышленной и т.д. В тоже время, на территории практически любого населенного пункта существуют рекреационные зоны, земли общего пользования, городские леса, особо охраняемые природные территории и т.д., то есть территории, по определению не подлежащие застройке.

В соответствии с п. 9 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу абзаца 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно пп.8 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.

В силу пункта 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Согласно ст. 133 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки. В лесах, расположенных на землях городских поселений, запрещается осуществление лесопользования, несовместимого с назначением этих лесов.

Таким образом, размещение в зоне городского леса индивидуального жилищного строительства не связанно с отдыхом и туризмом граждан, в связи с чем, запрещается действующим законодательством.

*** *** истец обратился с заявлением о выделении земельного участка, расположенного по адресу: РТ, ул. Вишневая. Специалистами МУ Палата был выдан Акт выбора земельного участкал.д. 9 т.1).

Статьей 30 Земельного Кодекса РФ определен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 указанной статьи предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию как без предварительного согласования мест размещения, так и с предварительным согласованием мест размещения объекта.

Пунктом 5 указанной статьи установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который заключается в следующем порядке :

1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Статьей 31 Земельного кодекса Р Ф установлен порядок выбора земельного участка для строительства, соблюдение которого является обязательным условием для предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Согласно п.п.5,6, 8 указанной статьи результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства …К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении, земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления, уполномоченный осуществлять выбор земельного участка для строительства, обеспечивает выбор земельного участка с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории. В соответствии с пунктом 6 указанной статьи орган местного самоуправления может принять решение об отказе в размещении объекта, под который испрашивается земельный участок.

Из пояснений сторон, материалов дела, следует, что представленный истцом акт выбора земельного участка - для строительства индивидуального жилого дома не утвержден в установленном законом порядке, решение о предварительном согласовании места размещения объекта компетентным органом не принималось, в установленном законом порядке земельный участок для строительства дома истцу не выделялся.

*** *** истец получил в МУ Отдел по дизайну разрешение на строительство хххс индивидуального жилого дома по адресу: ....

Согласно Устава МУ Отдел по дизайну,Положения отдел архитектуры),должностной инструкции начальника отдела архитектуры и градостроительства МО) указанные учреждения и лица не обладают полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной, муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.

Разрешение на строительство на земельном участке, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Однако, спорный земельный участок для строительства индивидуального жилого дома истцу в установленном законом порядке не предоставлялся.

Кроме того, в соответствии с Уставом МУ Отдел по дизайну утвержденным Заместителем руководителя МО по инфраструктурному развитию от *** *** - МУ Отдел по дизайну полномочиями на выдачу разрешений на строительство не обладает л.д.163-167 т.1).

Завершив строительство жилого дома, в связи с невозможностью зарегистрировать право собственности на жилой дом без правоустанавливающих документов на земельный участок, *** *** истец обратился с заявлением о закреплении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: РТ, ..., ..., ....

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, принадлежит исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.

Согласно Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 октября 2007 г.(в редакции от 20.07.2009 г.) N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения"

К заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы:

2) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

В суде представитель ответчика Леонтьева А.Ю. пояснила, что ответчику истцом документы, бесспорно подтверждающие право собственности на жилой дом, не представлены, в связи с чем, закрепить земельный участок в собственность в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ ответчиком не представляется возможным.

Суд считает обоснованным довод представителя ответчика о том, что технический паспорт, кадастровый паспорт на жилой дом не подтверждают право собственности истца на жилой дом, а являются документами, содержащими техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям.

Суд считает, что ответчиком разрешено требование истца о предоставлении ему в собственность указанного земельного участка в соответствии с законом, обоснованно.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении иска Юнусова М.М. отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Юнусову М.М. в удовлетворении исковых требований к МУ Палата о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, возложении обязанности устранить нарушение права- принять решение о предоставлении в собственность спорного земельного участка -отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через Лениногорский городской суд РТ.

Судья Лениногорского городского суда РТ: А.Н. Патшина

ххх

ххха