О присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности общества



Дело № 2-886/201118 июля 2011 года г. Лениногорск РТ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи А.Н. Патшиной

при секретаре Г.И. Кашаповой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Татарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности общества,

У С Т А Н О В И Л:

Татарский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «<данные изъяты>» о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности общества, указав,

что Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ОАО «<данные изъяты>». В ходе прокурорской проверки было выявлено, что ОАО «<данные изъяты>» осуществляет хозяйственную деятельность с нарушениями требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: в отсутствии разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, а также санитарно-эпидемиологического заключения по нему, что является нарушением действующего законодательства.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 № 74, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производства, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровья человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Для объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.

Установлено, что ОАО «<данные изъяты>» относится к 1-3 классу опасности по классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», которому необходимо иметь проект санитарно-защитной зоны.

В соответствии с официальной информацией Управления Роспотребнадзора по РТ птицефабрика ООО «<данные изъяты>» (убойный цех, зерносклад, зернохранилище, инкубатор, кормоцех, цех по переработке мяса, цех яичного порошка, электроцех, яйцесклад и т.д.), расположенная в <адрес> входит в перечень предприятий, относящихся к I - III классу опасности - т.е. наличие проекта санитарно-защитной зоны для ООО «<данные изъяты>» является обязательным. Однако, ООО «<данные изъяты>» не имеет разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны на птицефабрику, а именно: убойный цех, зерносклад, зернохранилище, инкубатор, кормоцех, цех по переработке мяса, цех яичного порошка, электроцех, яйцесклад и т.д., что является нарушением вышеназванного законодательства.

Территория санитарно-защитной зоны предназначена для обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам влияния; создания барьера между территорией предприятия и жилой застройкой; организации озелененных площадей, обеспечивающих ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей воздуха, и повышение комфортности микроклимата. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натуральных исследований и измерений. Организации, промышленные объекты и производства, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки.

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размеры и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

При этом, согласно п. 5.1 указанных санитарных правил в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

Незаконными действиями предприятия нарушаются требования ст. 42 Конституции РФ, которая гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, иметь достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Татарский природоохранный межрайонный прокурор просит суд присудить ОАО «<данные изъяты>» в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда к исполнению в натуре обязанности разработать и согласовать в уполномоченном органе проект организации санитарно-защитной зоны на комплекс птицефабрики (убойный цех, зерносклад, зернохранилище, инкубатор, кормоцех, цех по переработке мяса, цех яичного порошка, электроцех, яйцесклад и т.д.) в <адрес>.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Сулейманова Л.Н. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» Бекмурзин Р.А. в судебном заседании исковые требования Татарского природоохранного прокурора признал.

Представитель третьего лица Территориального отдела Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Татарстан в <адрес> и в <адрес> в судебное заседание не явился, в письменном заявлении в суд просит дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования Татарского природоохранного прокурора поддерживает.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статьей 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, строительство, эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. ст. 20 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территории промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, согласно п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны, в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данных санитарно-защитных зон.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 № 74, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производства, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровья человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Для объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.

В ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается правило, согласно которому индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы и могут привести к негативным изменениям природной среды.

Из пояснений лиц, участвующих в деле, материалов дела, суд установил,

что Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «<данные изъяты>». В ходе прокурорской проверки было выявлено, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет хозяйственную деятельность с нарушениями требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: в отсутствии разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, а также санитарно-эпидемиологического заключения по нему, что является нарушением действующего законодательства.

ООО «<данные изъяты>» относится к 1-3 классу опасности по классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», которому необходимо иметь проект санитарно-защитной зоны.

В соответствии с официальной информацией Управления Роспотребнадзора по РТ птицефабрика ООО «<данные изъяты>» (убойный цех, зерносклад, зернохранилище, инкубатор, кормоцех, цех по переработке мяса, цех яичного порошка, электроцех, яйцесклад и т.д.), расположенная в <адрес> входит в перечень предприятий, относящихся к I - III классу опасности - т.е. наличие проекта санитарно-защитной зоны для ООО «<данные изъяты>» является обязательным. Однако, ООО «<данные изъяты>» не имеет разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны на птицефабрику, а именно: убойный цех, зерносклад, зернохранилище, инкубатор, кормоцех, цех по переработке мяса, цех яичного порошка, электроцех, яйцесклад и т.д., что является нарушением вышеназванного законодательства.

При изложенных обстоятельствах суд находит требования Татарского природоохранного межрайонного прокурора основанными на законе, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Ответчик иск признал, суд принимает признание иска ответчиком.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Татарского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» разработать и согласовать в уполномоченном органе проект организации санитарно-защитной зоны на комплекс птицефабрики в срок до ***.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» государственную пошлину в государственный доход в размере руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Лениногорский городской суд Республики Татарстан в течение 10 дней.

Судья Лениногорского городского суда РТ: Патшина А.Н.

Копия верна: Судья Лениногорского городского суда РТ Патшина А.Н.

Решение вступило в законную силу 29 июля 2011 г.