Татарский ПО прокурор к ОАО `ЛЗЖБИ` о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности общества



Дело № 2-1196

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 октября 2011 года.

Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи В.О.Никишиной,

при секретаре Т.В.Салахиевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТПО прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО ЖБИ о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно–эпидемиологической безопасности общества,

У С Т А Н О В И Л :

ТПО прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО ЖБИ о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно–эпидемиологической безопасности общества, указав, что в ходе прокурорской проверки соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ОАО ЖБИ установлено, что общество осуществляет хозяйственную деятельность с нарушениями требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, в отсутствие разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, а также санитарно-эпидемиологического заключения по нему, что является нарушением действующего законодательства.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.***-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от *** ххх, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровья человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Для объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.

Установлено, что ОАО ЖБИ относится к 1-3 классу опасности по классификации СанПиН 2.2.1/2.***-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», согласно которому необходимо иметь проект санитарно-защитной зоны.

В соответствии с официальной информацией Управления Роспотребнадзора по РТ цеха и участки (участок АБЗ, гараж, заготовительный участок, ОГМ, АЗС, сварочный пост, стоянка, склад цемента, склад инертных материалов, арматурный участок, формовочный участок, БСУ) ОАО ЖБИ расположенные на территории предприятия, входят в перечень предприятий, относящихся к I - III классу опасности, т.е. наличие проекта санитарно-защитной зоны для ОАО ЖБИ является обязательным. Однако, ОАО ЖБИ не имеет разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны на цеха и участки, что является нарушением вышеназванного законодательства.

Территория санитарно-защитной зоны предназначена для обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам влияния; создания барьера между территорией предприятия и жилой застройкой; организации озелененных площадей, обеспечивающих ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей воздуха, повышение комфортности микроклимата. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натуральных исследований и измерений. Организации, промышленные объекты и производства, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки.

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размеры и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

При этом, согласно п.5.1 указанных санитарных правил в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

Статьей 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, строительство, эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.ст.20, 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территории промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, согласно п.4.1.1 СанПиН 2.***-01 обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны, в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данной санитарно-защитной зоны.

В ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается правило, согласно которого индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Перечисленные факты нарушений природоохранного законодательства, а также бездействие руководства предприятия по устранению допущенных нарушений закона, соблюдению экологической безопасности, явилось основанием для обращения прокурора в суд с названными требованиям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

Незаконными действиями предприятия нарушаются требования ст.42 Конституции РФ, которая гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, иметь достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы и могут привести к негативным изменениям природной среды.

Как указано в ст.2 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).

Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 ГК РФ, содержащей, в том числе, такой способ защиты прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.

ТПО прокурор просит суд присудить ОАО ЖБИ в шести месячный срок со
дня вступления в законную силу решения суда к исполнению в натуре обязанности разработать и согласовать в уполномоченном органе проект организации санитарно-защитной зоны на цеха и участки (участок АБЗ, гараж, заготовительный участок, ОГМ, АЗС, сварочный пост, стоянка, склад цемента, склад инертных материалов, арматурный участок, формовочный участок, БСУ), расположенные на территории предприятия.

В судебном заседании прокурор П. исковые требования поддержал, просил присудить ОАО «Лениногорский завод ЖБИ» установить в шести месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда к исполнению в натуре обязанности разработать и согласовать в уполномоченном органе проект организации санитарно-защитной зоны на цеха и участки, расположенные на территории предприятия.

Представитель ответчика ОАО ЖБИ» Морозова Л.М. в судебном заседании исковые требования признала.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.***-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от *** ххх, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производства, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровья человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Для объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.

Судом установлено, что ОАО «Лениногорский завод ЖБИ» относится к 1-3 классу опасности по классификации СанПиН 2.2.1/2.***-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», которому необходимо иметь проект санитарно-защитной зоны.

В соответствии с официальной информацией Управления Роспотребнадзора по РТ цеха и участки (участок АБЗ, гараж, заготовительный участок, ОГМ, АЗС, сварочный пост, стоянка, склад цемента, склад инертных материалов, арматурный участок, формовочный участок, БСУ) ОАО ЖБИ», расположенные на территории предприятия входят в перечень предприятий, относящихся к I - III классу опасности. Следовательно, наличие проекта санитарно-защитной зоны для ОАО ЖБИ» является обязательным. Однако, ОАО ЖБИ» в настоящее время не имеет разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны на цеха и участки, что является нарушением вышеназванного законодательства.

Незаконным бездействием ответчика нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, которые гарантированы ст.42 Конституции РФ, поскольку дальнейшее бездействие может привести к негативным последствиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194,198 ГПК РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление ТПО прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО ЖБИ о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно– эпидемиологической безопасности общества удовлетворить.

Обязать ОАО ЖБИ в течение шести месяцев после вступления в законную силу настоящего решения разработать и согласовать в уполномоченном органе проект организации санитарно-защитной зоны на цеха и участки (участок АБЗ, гараж, заготовительный участок, ОГМ, АЗС, сварочный пост, стоянка, склад цемента, склад инертных материалов, арматурный участок, формовочный участок, БСУ), расположенные на территории предприятия.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд РТ через Лениногорский горсуд РТ.

Судья

Лениногорского горсуда РТ Никишина В.О.

Решение вступило в законную силу 01 ноября 2011 года