ст. 264 ч. 3 УК РФ – нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц



П Р И Г О В О Р

именем Российской Федерации

25 декабря 2006 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда

в составе председательствующего: Коренькова В.А.

при секретаре: Вилковой М.Е.

с участием государственного обвинителя: Бурко Д.В.

подсудимого: Попова А.С.

защитника: Разумовского Ю.Ю.

предоставившего ордер №

потерпевшего: Р

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Попова А.С., ХХХ обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч.3 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л :

ДД.ММ.ГГГГ, около 17.55 часов, Попов А.С., управляя автомобилем ХХХ, имеющим неисправности рабочей тормозной системы из – за наличия воздуха в гидравлической системе тормозов, которые могли быть обнаружены Поповым А.С. как при ежедневном осмотре автомобиля перед началом выезда, так и в процессе эксплуатации автомобиля, двигался на нем по <адрес> со стороны <адрес> по крайней левой полосе движения со скоростью не менее 70,5 км/ч, тем самым, нарушая требования пунктов 10.1 и 10.2 Правил Дорожного Движения РФ, которые гласят: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства» и «В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч».

Подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу на пересечении <адрес> в районе ХХХ, водитель Попов А.С., двигаясь по крайней левой полосе движения по направлению к <адрес>, не снизил скорость движения вышеуказанного автомобиля, нарушая тем самым, требования пунктов 10.1 и 10.2 Правил Дорожного Движения РФ, которые гласят: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства» и «В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч», продолжил движение со скоростью не менее 70,5 км/ч и, подъезжая к вышеуказанному нерегулируемому пешеходному переходу, в нарушение требований пунктов 14.1 и 14.2 Правил Дорожного Движения РФ, которые гласят: «Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, по нерегулируемому пешеходному переходу» и «Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов», видя, что перед вышеуказанным пешеходным переходом на крайней правой и средней полосах движения остановились транспортные средства, пропускающие пешеходов, переходящих проезжую часть Московского проспекта, продолжил движение в вышеуказанном направлении, при этом не снизил скорость управляемого им автомобиля, не убедился в том, что перед остановившимися перед вышеуказанным пешеходным переходом на крайней правой и средней полосах движения транспортными средствами нет пешеходов и что, соответственно, проезд через пешеходный переход безопасен, в результате чего совершил наезд на Р, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Р, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Р, ДД.ММ.ГГГГ г.р., находившегося в коляске, которую вела перед собой Р, и переходивших проезжую часть <адрес> по вышеуказанному нерегулируемому пешеходному переходу справа – налево по ходу движения автомобиля ХХХ под управлением Попова А.С.

От полученных в результате данного ДТП телесных повреждений Р скончалась на месте происшествия через непродолжительное время, а малолетний Р от полученных в результате данного ДТП телесных повреждений умер в <адрес> детской больнице ДД.ММ.ГГГГ.

В результате произошедшего вышеуказанного дорожно – транспортного происшествия, Р были причинены следующие телесные повреждения: а) открытая тупая черепно – мозговая травма: линейный перелом верхнего отдела сосцевидного отростка правой височной кости, переднего нижнего угла правой теменной кости и правой половины затылочной кости с переходом на основание черепа, с кровоизлиянием в мягких покровах сосцевидно – затылочной области справа; небольшой оскольчатый перелом верхнего отдела сосцевидного отростка левой височной кости с отходящими от него линейными переломами свода и основания черепа, со ссадиной на коже и кровоизлиянием в мягких покровах левой сосцевидной области; поперечный перелом основания черепа в области пирамид височных костей и турецкого седла, изолированный линейный перелом основания черепа в задней черепной ямке позади большого затылочного отверстия, изолированный оскольчатый перелом основания черепа в передней черепной ямке справа, распространенные кровоизлияния под мягкой оболочкой обоих полушарий большого мозга и правого полушария мозжечка, неполный разрыв ствола мозга в области варолиева моста; ссадины в лобной области справа и в области наружного края правой глазницы с кровоподтеком на верхнем веке правого глаза, ссадина на верхней губе с кровоизлиянием под слизистой оболочкой верхней губы, кровоизлияние на переходной кайме нижней губы справа, ссадина на подбородке справа, кровоподтек в области наружного конца левой надбровной дуги; б). разрыв межпозвоночного диска между 2 – м и 3 – м шейными позвонками с повреждением спинного мозга; ссадины на заднебоковой поверхности шеи слева в верхнем ее отделе;

в). закрытая тупая травма груди и живота: оскольчатый винтообразный перелом левой ключицы, непрямой (конструкционный) перелом 2 – го правого ребра по лопаточной линии, разрыв первого левого реберно – позвоночного сочленения, прямые (локальные) переломы 3 – го и 4 – го левых ребер по лопаточной линии, непрямые переломы 2, 4, 5, 6, 7 и 10 – го левых ребер по околопозвоночной линии, многооскольчатый перелом левой лопатки, переломы остистых отростков 1, 2, 3 – го грудных позвонков, кровоизлияния в ткань легких и под легочной плеврой в области корней легких, разрывы селезенки и правой доли печени, кровоизлияния в брыжейке кишок, распространенное кровоизлияние в мышцах левой лопаточной и межлопаточной областях, небольшие ссадины на задней поверхности грудной клетки слева в верхнем ее отделе над лопаткой; г). закрытая тупая травма таза: оскольчатый перелом верхней ветви левой лонной кости, перелом передней ветви левой седалищной кости, прерывистая ссадина в области гребня крыла левой подвздошной кости и в левой поясничной области с кровоизлиянием в подлежащей подкожно – жировой клетчатке; д) закрытый оскольчатый винтообразный перелом левой плечевой кости в верхней ее трети, ссадины и кровоподтек на задней поверхности левого локтевого сустава, ссадины на тыле левой кисти; ссадина на наружной поверхности правого плечевого сустава; е) открытый многооскольчатый перелом обеих костей левой голени в верхней ее трети с рваной раной на переднее – внутренней поверхности голени в верхней ее трети, рвано-ушибленной раной и кровоподтеком в области левой подколенной ямки, обширным отслоением кожи с подкожно – жировой клетчаткой от мышц на передней, наружной и задней поверхности голени и в области подколенной ямки; кровоподтек на наружной поверхности левого бедра в средней его трети с кровоизлиянием в подкожно – жировой клетчатке и размозжением ее на наружно – задней поверхности бедра, кровоподтек на передней поверхности левой голени в верхней ее трети, ссадины на тыле левой стопы; ж) отслоение кожи с подкожно – жировой клетчаткой от мышц заднее – внутренней поверхности правой голени в верхней и средней ее трети, местами с размозжением подкожно-жировой клетчатки и с распространенными кровоизлияниями в межмышечных пространствах правой голени; кровоподтек на наружно – задней поверхности правого бедра в нижней его половине, закрытый краевой оскольчатый перелом головки малоберцовой кости правой голени с кровоподтеком на наружной поверхности правого коленного сустава, небольшие ссадины и кровоподтек на передней поверхности правой голени на границе верхней и средней ее трети, ссадины в области внутренней лодыжки правого голеностопного сустава и на внутренней поверхности правой стопы. Смерть Р наступила от тупой сочетанной травмы тела с множественными повреждениями костей скелета (черепа, позвоночника, ребер, левой ключицы, левой лопатки, костей левой половины таза, левой плечевой кости, костей голеней) и повреждениями внутренних органов (головного и спинного мозга, легких, селезенки, печени). Эти повреждения у живых лиц квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и состоят в прямой причинной связи с наступившей смертью.

В результате произошедшего вышеуказанного дорожно – транспортного происшествия, Р были причинены следующие телесные повреждения: а) открытая тупая черепно-мозговая травма со ссадинами в лобной области по центру (1), в теменной области слева (4), в левой височной области (2), в левой теменно – затылочной области (1), на задней поверхности левой ушной раковины (1), переходной кайме верхней губы несколько слева (1), кровоподтеком и обширным кровоизлиянием в мягкие покровы головы изнутри в левой лобно – теменно – височно – затылочной области, переломами костей свода черепа слева (теменной, затылочной, височной и лобной костей) и расхождением ламбдовидного шва слева с распространением их на основание (в среднюю и заднюю черепные ямки слева и переднюю черепную ямку с кровоизлиянием в клетчатку глаз), тяжелым ушибом вещества головного мозга с обширными субарахноидальными кровоизлияниями (кровоизлияниями под мягкую мозговую оболочку) и кровоизлияниями в само его вещество по нижне – наружной поверхности левой височной и правых лобной, височной долей; б) закрытая тупая травма груди и живота с кровоизлияниями в мышцах груди слева (по передне – боковой поверхности в проекции 7 – 12 ребер, спереди в проекции 5 – 8 ребер), под пристеночной плеврой по задней поверхности правой половины груди в проекции 1 – 7 – го ребер, ушибами нижних долей легких, правого надпочечника, подкапсульным разрывом правой почки, правой доли печени, разрывом селезенки с выраженным внутрибрюшным кровотечением объемом около 1000 мл. по клиническим данным; в) кровоподтек по наружной поверхности левого плеча в нижней трети. Смерть Р наступила от сочетанной тупой травмы головы, туловища и верхней конечности сопровождавшейся тяжелой открытой черепно – мозговой травмой с множественными переломами костей свода и основания черепа, тяжелым ушибом вещества головного мозга с обширными субарахноидальными кровоизлияниями (кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку) и кровоизлияниями в его вещество, ушибами и разрывами внутренних органов (легких, селезенки, правого надпочечника, правой почки и правой доли печени), осложнившейся отеком и набуханием вещества головного мозга со вторичными кровоизлияниями в стволовой его отдел, что и явилось непосредственной причиной смерти. Все выше описанные повреждения в совокупности составляют сочетанную тупую травму головы, туловища и верхней конечности, являются опасными для жизни, поэтому квалифицируются как тяжкий вред здоровью и состоят в прямой причинной связи с наступлением смерти.

В судебном заседании подсудимый Попов А.С. вину в совершенном преступлении признал полностью и в судебном заседании показал, что ДД.ММ.ГГГГ он получил водительское удостоверение, и в тот же день зарегистрировал автомобиль на себя. ДД.ММ.ГГГГ он управлял своим автомобилем ХХХ и следовал по <адрес>, со стороны <адрес> со скоростью около 60 км/час. В салоне его автомобиля находились его знакомые Ш, З, Б, Б. Когда он подъезжал к пешеходному переходу, расположенному за эстакадным мостом, не доезжая около 30 метров, он увидел женщину с коляской, переходившую проезжую часть справа налево от него, он стал тормозить, но машина не остановилась, и он совершил наезд на женщину с ребенком. В содеянном раскаивается, просит суд строго его не наказывать.

Кроме полного признания своей вины подсудимым, его вина подтверждается показаниями представителей потерпевших, свидетелей, исследованными материалами дела.

- показаниями потерпевшего Р, который в судебном заседании показал, что вечером ДД.ММ.ГГГГ ему сообщили, что его жену и двоих детей, на пешеходном переходе на <адрес>, сбил автомобиль. По мере наказания в отношении подсудимого он полагается на усмотрение суда, просит суд взыскать с подсудимого в счет возмещения морального вреда 900000 рублей.

- показаниями свидетеля О, который в судебном показал, что ДД.ММ.ГГГГ, около 17.55 часов, он управлял автомобилем ХХХ и следовал по <адрес> со стороны <адрес>. В районе здания ХХХ, после въезда на эстакадный мост, он остановился перед пешеходным переходом на крайней правой полосе движения, на расстоянии около 2-х метров от пешеходного перехода. Он пропускал пешеходов двигавшихся справа – налево и слева - направо по ходу движения его автомобиля. Автомобили, двигавшиеся по средней полосе движения, также остановились, пропуская пешеходов, были ли остановившиеся автомобили на крайней левой полосе движения, он не видел. Последней, пешеходный переход переходила, справа налево от него женщина, которая впереди себя везла детскую коляску, в которой находился маленький ребенок, а второй рукой она держала маленького мальчика, который шел немного сзади женщины. Когда эта женщина вышла на крайнюю левую полосу движения, ее сбил автомобиль, двигавшийся по крайней левой полосе движения, от удара женщину и коляску отбросило вперед, мальчика которого женщина держала за руку, также отбросило. В момент, когда женщина с детьми вышла на крайнюю левую полосу движения, он не слышал ни экстренного торможения, ни звуковых сигналов автомобиля. Сбив женщину с детьми, автомобиль ХХХ темного цвета проехал некоторое расстояние по направлению к <адрес>, после чего плавно остановился. В салоне данного автомобиля, как ему показалось, находилось не менее 5 человек.

- показаниями свидетеля Ч, которая в судебном заседании и показала, что ДД.ММ.ГГГГ, около 18.00 часов, она вместе со своими родителями следовала на принадлежащем их семье автомобиле ХХХ по дороге на съезде с <адрес>. Она находилась на заднем сидении автомобиля, слева, смотрела в окно, и видела, как легковой автомобиль синего цвета сбил на пешеходном переходе женщину, которая шла по направлению к <адрес>, перед собой женщина вела коляску и держала за руку маленького ребенка. Автомобиль, который сбил женщину, двигался по крайней левой полосе в сторону <адрес> с большой скоростью. На средней и крайней правой полосе перед пешеходным переходом, насколько она помнит, притормозили несколько легковых автомобилей, которые пропускали эту женщину. В момент ДТП автомобиль, который сбил женщину, двигался с большой скоростью, какой именно, она сказать не может, однако она точно помнит, что двигался этот автомобиль со скоростью, заметно превышающей скорость движения всего остального автомобильного потока – этим он выделялся, поэтому она и обратила на это внимание. В момент, когда этот автомобиль сбил женщину, водитель данного автомобиля не тормозил – резкого снижения скорости, «визга тормозов», и других признаков, свидетельствующих о том, что водитель нажал на педаль тормоза, она не заметила и не слышала. Женщину автомобиль ударил правой передней частью, от удара женщина отлетела вперед и немного вправо по ходу движения сбившего ее автомобиля на расстояние в несколько метров, упала на асфальт и больше не двигалась, коляска, которую та вела перед собой, отлетела в ту же сторону приблизительно на то же расстояние, куда делся ребенок, которого женщина вела за руку, она не заметила. После удара автомобиль, который сбил женщину, начал останавливаться и остановился только метров через 30. Ее отец также остановил автомобиль возле обочины, после чего они вышли из автомобиля и пошли к женщине, которая лежала на асфальте. Из автомобиля, который сбил женщину, после того, как он остановился, вышли несколько человек – насколько она помнит, трое – вроде бы девушки, а может быть, две девушки и один парень, которые побежали в сторону <адрес> – они вышли, насколько она помнит, через заднюю дверь, а еще через какое – то время из машины вышли еще несколько человек – вроде бы все молодые люди, которые пошли в сторону женщины, которая лежала на асфальте. Ребенка, который был в коляске на своей машине увез в больницу какой – то мужчина, который остановился, увидев ДТП, второго ребенка – мальчика увезла приехавшая через некоторое время скорая помощь, а женщина к тому моменту уже скончалась на месте происшествия. Еще через некоторое время на место ДТП прибыли сотрудники ГИБДД и милиции, которые стали производить осмотр места ДТП, составлять схему и ее и незнакомого ей мужчину, сотрудники милиции попросили поприсутствовать в качестве понятых, на что она и этот мужчина согласились. В ходе осмотра места ДТП, который производился в их присутствии, сотрудниками милиции были измерены и зафиксированы расстояния от места наезда до остановившегося автомобиля, ширина проезжей части, расстояние от пешеходного перехода до коляски, которую отбросило на обочину, которые были зафиксированы в протоколе осмотра места происшествия и схеме ДТП – она ознакомилась с данными документами и подписала их. Водитель автомобиля, который сбил женщину, насколько она помнит, сказал, что он ехал со скоростью 40 км/ч, кроме того она запомнила его фразу: «Чего она так медленно шла».

- показаниями свидетеля Ш, который в судебном заседании показал, что ДД.ММ.ГГГГ, около 16.00 часов, он встретился со своими знакомыми Поповым А.С., З, а также с девушками – Аленой и Катей, после чего через некоторое время на машине Попова А.С. – ХХХ темно – синего цвета, поехали в <адрес>. После <адрес> они поехали по <адрес> со стороны <адрес>. На переднем пассажирском сиденье находился он, на заднем пассажирском сиденье находились З, слева находилась А, К сидела посередине, за рулем автомобиля сидел Попов А.С. Когда они подъезжали к пешеходному переходу в районе въезда на эстакадный мост, он за следил за дорожной обстановкой. Скорость автомобиля, под управлением Попова А.С., составляла около 60 км/ч, двигались они по крайней левой полосе <адрес>. Подъезжая к пешеходному переходу, он видел, что Попов А.С. держал свою ногу на педали тормоза, но автомобиль не остановился и сбил женщину с ребенком.

- показаниями свидетеля З, который в судебном заседании показал, что ДД.ММ.ГГГГ, около 18.00 часов, он вместе со своими знакомыми Поповым А.С., Ш, а также девушками К и А, ехали на принадлежащем Попову А.С. автомобиле ХХХ по <адрес>. Попов А.С. сидел за рулем, Ш сидел на переднем пассажирском сидении, он сидел сзади за Ш, К сидела посередине, а А – За Поповым А.С. Они выехали на <адрес> в сторону <адрес>. Двигались они, как он помнит, по крайней левой полосе движения, с небольшой скоростью, около 60 км/час, он за дорожной обстановкой не следил. Когда они подъезжали к <адрес>, он стал передавать А булку, та уронила ее на пол, они стали ее поднимать, поэтому на дорогу он перестал смотреть вообще. Где – то в этот момент он почувствовал удар в корпус автомобиля, в котором они ехали, после чего Попов А.С. стал останавливаться. Экстренного торможения Попов А.С. не применял, автомобиль останавливался плавно. В момент непосредственно перед ударом он не чувствовал, что Попов А.С. тормозит, останавливаться автомобиль стал уже после удара. Попов А.С. остановил автомобиль приблизительно через 50 метров от пешеходного перехода.

- показаниями свидетелей Б и Б, которые в судебном заседании дали аналогичные показания.

- показаниями свидетеля П, оглашенными в судебном заседании, который показал, что работает в должности инспектора ДПС ГОБ ГАИ <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он находился на дежурстве в составе экипажа № совместно с ИДПС ГОБ ГАИ С Около 18.00 часов, от дежурного по ГИБДД они получили указание проехать на <адрес> в район <адрес>, где произошло ДТП со смертельным исходом. По приезду на указанное место они обнаружили труп женщины – Р, который лежал на расстоянии около 10 – 13 метров от пешеходного перехода от библиотеки <адрес> на полосе движения в сторону <адрес> приблизительно посередине среднего ряда движения. Приблизительно в 50 метрах от пешеходного перехода на крайней левой полосе движения в сторону <адрес> стоял автомобиль ХХХ синего цвета, № с повреждениями в передней части справа. Водитель данного автомобиля – Попов А.С. находился в салоне автомобиля. Они стали разбираться в произошедшем и со слов самого Попова А.С. и иных очевидцев ДТП, которые находились на месте происшествия, ими было установлено, что Попов А.С., двигаясь на принадлежащем тому автомобиле ХХХ по <адрес> в сторону <адрес>, сбил женщину – Р – которая переходила дорогу по пешеходному переходу справа – налево по ходу движения автомобиля Попова А.С., ведя перед собой коляску и держа за руку маленького ребенка. Место наезда было ими установлено со слов самого Попова А.С. и очевидца ДТП О Тормозного пути автомобиля Попова А.С. в ходе осмотра места ДТП ими зафиксировано не было. Как пояснил им сам Попов А.С., он двигался по крайней левой полосе движения со скоростью около 60 км/ч, и, когда он подъезжал к пешеходному переходу, то из – за автомобилей, двигавшихся по правым от него полосам движения, неожиданного для него вышла женщина с коляской, которую он сбил. (л.д. 95);

- показаниями свидетеля С, оглашенными в судебном заседании, который дал аналогичные показания (л.д. 98);

- показаниями свидетеля З, оглашенными в судебном заседании, который показал, что ДД.ММ.ГГГГ, около 18.00 часов, он находился на <адрес>, шел по направлению к <адрес> по правой стороне проезжей части Московского проспекта. Когда он проходил мимо библиотеки им. Ч, он услышал позади себя звук, похожий на сильный удар. Он обернулся и увидел женщину, одетую во что–то светлое, которая летела от вышеуказанного пешеходного перехода в его сторону, и катящуюся на боку, в ту же сторону, детскую коляску. По левой крайней полосе двигался автомобиль темного цвета, марки он не помнит. Водитель этого автомобиля экстренно не тормозил, после удара останавливался плавно, и остановился где – то через 50 метров от пешеходного перехода на крайней левой полосе движения. (л.д. 104);

- показаниями свидетеля Т, оглашенными в судебном заседании, которая показала, что ДД.ММ.ГГГГ, около 17.55 часов, она находилась в салоне принадлежащего ей автомобиля ХХХ и следовала на нем по <адрес>. Между въездом на ХХХ мост и пешеходным переходом она двигалась по крайней левой полосе движения. Впереди ее автомобиля двигалось не менее 5 автомобилей, со скоростью примерно такой – же, как и у управляемого ей автомобиля, не более 60 км/ч. Она начинала притормаживать перед пешеходным переходом, как и остальные автомобили. Автомобили, следовавшие по средней полосе движения и по крайней правой полосе движения, остановились, пропуская пешеходов двигавшихся по пешеходному переходу справа – налево по ходу движения управляемого ей автомобиля. В районе пешеходного перехода на всех трех полосах в зоне ее видимости грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов не было, т.е. пешеходный переход большие либо габаритные автотранспортные средства не загораживали, просматриваемость пешеходного перехода была нормальной. В определенный момент, она увидела, что с крайней левой полосы движения в воздух подлетел какой – то предмет белого цвета, но разглядеть, что это был за предмет, она не успела. Она проехала немного вперед, и увидела что сбили женщину и детей, один из которых находился в детской коляске. После ДТП она увидела, что на крайней левой полосе движения на расстоянии около 60 – 70 метров за пешеходным переходом находится автомобиль темного цвета, у которого было повреждено лобовое стекло. (л.д. 79);

- показаниями свидетеля К, оглашенными в судебном заседании, который показал, что ДД.ММ.ГГГГ, около 18.00 часов, в его присутствии сотрудники милиции производили осмотр места ДТП, составляли схему, были измерены и зафиксированы расстояния от места наезда до остановившегося автомобиля, ширина проезжей части, расстояние от пешеходного перехода до коляски, которую отбросило на обочину, которые были зафиксированы в протоколе осмотра места происшествия и схеме ДТП – он ознакомился с данными документами и подписал их, так как там все было зафиксировано правильно, после чего уехал. Водитель автомобиля, который сбил женщину, при нем об обстоятельствах ДТП ничего не говорил. (л.д. 89);

- справкой по дорожно – транспортному происшествию, согласно которой местом происшествия является <адрес>; время происшествия – ДД.ММ.ГГГГ в 17.55 часов; состояние погоды – ясно; видимость впереди – 1000 метров; освещение пути – дневное; ширина продольной части – 10,1; покрытие дороги – асфальтовое; состояние дорожного покрытия – сухое; скорость движения транспорта перед происшествием – не установлена; краткое описание происшествия – наезд на пешеходов на нерегулируемом пешеходном переходе, переходящих проезжую часть справа-налево по ходу движения автомобиля. (л.д.8);

- схемой места дорожно – транспортного происшествия, согласно которой проезжая часть <адрес> в месте ДТП состоит из 3–х полос, шириной, соответственно 3,3, 3,3 и 3,5 метров; место наезда на пешеходов расположено на нерегулируемом пешеходном переходе на пересечении <адрес> на «зебре» пешеходного перехода на крайней левой полосе движения по направлению к <адрес> на расстоянии 2,8 метров от разделительного газона и на расстоянии 11,0 метров от условной линии, проведенной перпендикулярно <адрес> от бордюра поворота на <адрес>; автомобиль ХХХ расположен проезжей части <адрес> на крайней левой полосе движения по направлению к <адрес> на расстоянии 66,4 метра от условной линии, проведенной перпендикулярно <адрес> от бордюра поворота на <адрес> (до задней части автомобиля) и на расстоянии 1,8 и 1,9 метра от разделительного газона (соответственно, от задней и передней частей автомобиля); труп Р расположен на проезжей части <адрес> на средней полосе движения по направлению к <адрес> на расстоянии 26,5 метра от условной линии, проведенной перпендикулярно <адрес> от бордюра поворота на <адрес>, на расстоянии 3,3 метра от бордюра проезжей части <адрес> и на расстоянии 5,7 метров от разделительного газона; детская коляска расположена на обочине проезжей части <адрес> по направлению к <адрес> на расстоянии 25,3 метра от условной линии, проведенной перпендикулярно <адрес> от бордюра поворота на <адрес>. (л.д.10);

- протоколом осмотра места происшествия, согласно которому объектом осмотра является участок проезжей части <адрес> по направлению движения со стороны <адрес>. На осматриваемом участке расположен нерегулируемый пешеходный переход, обозначенный дорожными знаками и дорожной разметкой в виде «зебры». На осматриваемом участке на крайней левой полосе движения по направлению движения со стороны <адрес> расположен автомобиль ХХХ синего цвета. Автомобиль расположен в сторону <адрес> на расстоянии 1,9 метров от левой боковой части кузова до левого бордюрного камня проезжей части по ходу движения автомобиля ХХХ Автомобиль имеет следующие повреждения: лобовое стекло разбито в левом углу, имеется царапины и вмятина на передней правой части капота, многочисленные вмятина на переднем правом крыле, разбит правый передний указатель поворота, отсутствует правое зеркало заднего вида, имеются царапины на переднем бампере. Задняя часть указанного автомобиля располагается на расстоянии 66,4 метра от визуально проведенной линии на пересечении <адрес>. Кроме того, на осматриваемом участке на расстоянии 26,5 метра от визуально проведенной линии на пересечении <адрес> и на расстоянии 5,7 метра от левого бордюрного камня по ходу движения автомобиля ХХХ, головой в сторону <адрес> располагается труп женщины. Ширина проезжей части в месте ДТП – 10,1 метров: ширина крайней левой полосы – 3,3 метра, ширина средней полосы – 3,3 метра, ширина крайней правой полосы – 3,5 метра. Также на осматриваемом участке на расстоянии 0,0 метра от правого бордюрного камня по ходу движения автомобиля ХХХ располагается детская коляска. (л.д.11);

- протоколом осмотра транспортного средства, согласно которому был осмотрен автомобиль ХХХ, номер двигателя № номер кузова №, принадлежащий Попову А.С.. При осмотре обнаружены следующие внешние повреждения: разбито лобовое стекло в нижнем правом углу, отсутствует зеркало заднего вида справа, помято переднее правое крыло, капот, имеются потертости правой передней части, переднего бампера. Ширина колеи передних и задних колес – стандарт; размер шин – №; рисунок протектора – обыкновенный; состояние шин – норма; степень загруженности – 5 человек; показание спидометра – №; положение рычагов ручного тормоза и переключения передач – коробка-автомат в нейтральном положении, рычаг переключения ручного тормоза в крайнем нижнем положении; состояние тормозной системы – исправно; состояние рулевого управления – исправно. (л.д.16);

- протоколом осмотра места происшествия, согласно которому был осмотрен автомобиль ХХХ. Осмотром автомобиля установлено следующее: разбито лобовое стекло в правой части, отсутствует правое зеркало заднего вида, имеются вмятины и царапины на передней правой части капота, разбит правый передний указатель поворота, имеются потертости на передней правой стороне переднего бампера. На внутренней стороне левого переднего колеса имеются следы тормозной жидкости без пылегрязевого наслоения на них, На болтах, крепящих тормозной суппорт, имеются следы недавнего откручивания в виде оголенного металла. На передних тормозных колодках следов эксплуатации нет – отсутствует пыль, грязь на них. Повышенно изношены передние тормозные диски. При открытии крышки бачка с тормозной жидкостью установлено, что тормозная жидкость прозрачная, цвет ее характерен для свежезамененной неотработанной тормозной жидкости. Разница в торможении правого и левого передних колес составляет 86%, переднее левое колесо практически не тормозит. Разница в работе правого и левого задних колес составляет 87%, заднее правое колесо практически не тормозит. (л.д.27);

- заключением эксперта, согласно которому при судебно – медицинском исследовании трупа Р обнаружены следующие повреждения: а) открытая тупая черепно – мозговая травма: линейный перелом верхнего отдела сосцевидного отростка правой височной кости, переднего нижнего угла правой теменной кости и правой половины затылочной кости с переходом на основание черепа, с кровоизлиянием в мягких покровах сосцевидно – затылочной области справа; небольшой оскольчатый перелом верхнего отдела сосцевидного отростка левой височной кости с отходящими от него линейными переломами свода и основания черепа, со ссадиной на коже и кровоизлиянием в мягких покровах левой сосцевидной области; поперечный перелом основания черепа в области пирамид височных костей и турецкого седла, изолированный линейный перелом основания черепа в задней черепной ямке позади большого затылочного отверстия, изолированный оскольчатый перелом основания черепа в передней черепной ямке справа, распространенные кровоизлияния под мягкой оболочкой обоих полушарий большого мозга и правого полушария мозжечка, неполный разрыв ствола мозга в области варолиева моста; ссадины в лобной области справа и в области наружного края правой глазницы с кровоподтеком на верхнем веке правого глаза, ссадина на верхней губе с кровоизлиянием под слизистой оболочкой верхней губы, кровоизлияние на переходной кайме нижней губы справа, ссадина на подбородке справа, кровоподтек в области наружного конца левой надбровной дуги; б) разрыв межпозвоночного диска между 2 – м и 3 – м шейными позвонками с повреждением спинного мозга; ссадины на заднебоковой поверхности шеи слева в верхнем ее отделе; в) закрытая тупая травма груди и живота: оскольчатый винтообразный перелом левой ключицы, непрямой (конструкционный) перелом 2 – го правого ребра по лопаточной линии, разрыв первого левого реберно – позвоночного сочленения, прямые (локальные) переломы 3 – го и 4 – го левых ребер по лопаточной линии, непрямые переломы 2, 4, 5, 6, 7 и 10 – го левых ребер по околопозвоночной линии, многооскольчатый перелом левой лопатки, переломы остистых отростков 1, 2, 3 – го грудных позвонков, кровоизлияния в ткань легких и под легочной плеврой в области корней легких, разрывы селезенки и правой доли печени, кровоизлияния в брыжейке кишок, распространенное кровоизлияние в мышцах левой лопаточной и межлопаточной областях, небольшие ссадины на задней поверхности грудной клетки слева в верхнем ее отделе над лопаткой; г) закрытая тупая травма таза: оскольчатый перелом верхней ветви левой лонной кости, перелом передней ветви левой седалищной кости, прерывистая ссадина в области гребня крыла левой подвздошной кости и в левой поясничной области с кровоизлиянием в подлежащей подкожно – жировой клетчатке; д) закрытый оскольчатый винтообразный перелом левой плечевой кости в верхней ее трети, ссадины и кровоподтек на задней поверхности левого локтевого сустава, ссадины на тыле левой кисти; ссадина на наружной поверхности правого плечевого сустава; е) открытый многооскольчатый перелом обеих костей левой голени в верхней ее трети с рваной раной на переднее – внутренней поверхности голени в верхней ее трети, рвано-ушибленной раной и кровоподтеком в области левой подколенной ямки, обширным отслоением кожи с подкожно – жировой клетчаткой от мышц на передней, наружной и задней поверхности голени и в области подколенной ямки; кровоподтек на наружной поверхности левого бедра в средней его трети с кровоизлиянием в подкожно – жировой клетчатке и размозжением ее на наружно – задней поверхности бедра, кровоподтек на передней поверхности левой голени в верхней ее трети, ссадины на тыле левой стопы; ж) отслоение кожи с подкожно – жировой клетчаткой от мышц заднее – внутренней поверхности правой голени в верхней и средней ее трети, местами с размозжением подкожно-жировой клетчатки и с распространенными кровоизлияниями в межмышечных пространствах правой голени; кровоподтек на наружно – задней поверхности правого бедра в нижней его половине, закрытый краевой оскольчатый перелом головки малоберцовой кости правой голени с кровоподтеком на наружной поверхности правого коленного сустава, небольшие ссадины и кровоподтек на передней поверхности правой голени на границе верхней и средней ее трети, ссадины в области внутренней лодыжки правого голеностопного сустава и на внутренней поверхности правой стопы. Смерть Р наступила от тупой сочетанной травмы тела с множественными повреждениями костей скелета (черепа, позвоночника, ребер, левой ключицы, левой лопатки, костей левой половины таза, левой плечевой кости, костей голеней) и повреждениями внутренних органов (головного и спинного мозга, легких, селезенки, печени). Эти повреждения у живых лиц квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и состоят в прямой причинной связи с наступившей смертью.

Все повреждения, обнаруженные при исследовании трупа Р, причинены воздействиями каких – либо твердых тупых предметов, незадолго до наступления смерти. Учитывая характер и локализацию повреждений на трупе, высоту их расположения от уровня подошв, эксперт приходит к выводу, что они могли образоваться при обстоятельствах, изложенных в постановлении, т.е. при наезде на пострадавшую легкового автомобиля. При этом большинство повреждений в области нижних конечностей и повреждения в области таза образовались, вероятнее всего, в результате первичного удара выступающими частями движущегося автомобиля с направлением удара слева направо и сзади наперед (по отношению к телу пострадавшей). Повреждения в области грудной клетки и живота, левой верхней конечности и левой половины головы могли возникнуть в результате забрасывания погибшей на автомобиль с ударами о его части левой половиной спины, левым локтевым суставом и левой сосцевидной областью головы. В этот же момент, а также в момент первичного удара выступающими частями автомобиля, мог возникнуть разрыв межпозвоночного диска в шейном отделе позвоночника с повреждением спинного мозга вследствие хлыстообразных движений головы. Повреждения в области правой половины головы, наружной поверхности правого плечевого сустава, наружной поверхности правого бедра и правого коленного сустава с краевым переломом головки малоберцовой кости правой голени могли образоваться при последующем падении пострадавшей с автомобиля на дорогу и ударами указанными частями тела о дорожное покрытие. При вышеуказанном механизме образования повреждений, пострадавшая в момент наезда была обращена левой заднебоковой поверхностью тела к движущемуся автомобилю и находилась в вертикальном или близком к нему положении. При судебно – химическом исследовании крови от трупа Р этиловый алкоголь не обнаружен. Следовательно, перед наступлением смерти она была трезва. (л.д.111);

- заключением эксперта, согласно которому при судебно – медицинском исследовании трупа Р, кроме следов медицинских манипуляций, обнаружены следующие повреждения: а) открытая тупая черепно-мозговая травма со ссадинами в лобной области по центру (1), в теменной области слева (4), в левой височной области (2), в левой теменно – затылочной области (1), на задней поверхности левой ушной раковины (1), переходной кайме верхней губы несколько слева (1), кровоподтеком и обширным кровоизлиянием в мягкие покровы головы изнутри в левой лобно – теменно – височно – затылочной области, переломами костей свода черепа слева (теменной, затылочной, височной и лобной костей) и расхождением ламбдовидного шва слева с распространением их на основание (в среднюю и заднюю черепные ямки слева и переднюю черепную ямку с кровоизлиянием в клетчатку глаз), тяжелым ушибом вещества головного мозга с обширными субарахноидальными кровоизлияниями (кровоизлияниями под мягкую мозговую оболочку) и кровоизлияниями в само его вещество по нижне – наружной поверхности левой височной и правых лобной, височной долей; б) закрытая тупая травма груди и живота с кровоизлияниями в мышцах груди слева (по передне – боковой поверхности в проекции 7 – 12 ребер, спереди в проекции 5 – 8 ребер), под пристеночной плеврой по задней поверхности правой половины груди в проекции 1 – 7 – го ребер, ушибами нижних долей легких, правого надпочечника, подкапсульным разрывом правой почки, правой доли печени, разрывом селезенки с выраженным внутрибрюшным кровотечением объемом около 1000 мл. по клиническим данным; в) кровоподтек по наружной поверхности левого плеча в нижней трети. Смерть Р наступила от сочетанной тупой травмы головы, туловища и верхней конечности сопровождавшейся тяжелой открытой черепно – мозговой травмой с множественными переломами костей свода и основания черепа, тяжелым ушибом вещества головного мозга с обширными субарахноидальными кровоизлияниями (кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку) и кровоизлияниями в его вещество, ушибами и разрывами внутренних органов (легких, селезенки, правого надпочечника, правой почки и правой доли печени), осложнившейся отеком и набуханием вещества головного мозга со вторичными кровоизлияниями в стволовой его отдел, что и явилось непосредственной причиной смерти. Все выше описанные повреждения в совокупности составляют сочетанную тупую травму головы, туловища и верхней конечности, являются опасными для жизни, поэтому квалифицируются как тяжкий вред здоровью и состоят в прямой причинной связи с наступлением смерти. Учитывая характер и локализацию вышеописанных повреждений, обнаруженных на трупе пострадавшего, следует считать, что все они образовались задолго до наступления смерти (примерно за 5 суток) от воздействия каких – либо твердых тупых предметов, вероятно при дорожно – транспортном происшествии, что возможно в срок и при обстоятельствах указанных в постановлении. Достоверно установить ни первичный удар, причиненный движущимся автомобилем, ни фазы дорожно – транспортной травмы у пострадавшего на основании имеющихся данных не представляется возможным. (л.д. 141);

- заключением эксперта, согласно которому рабочая тормозная система автомобиля ХХХ находится в технически неисправном состоянии из – за наличия воздуха в гидравлической системе тормозов и, как следствие, неэффективном затормаживании переднего левого и заднего правого колес, что послужило причиной снижения эффективности торможения автомобиля. Рулевое управление автомобиля ХХХ находится в работоспособном состоянии. Неисправности рабочей тормозной системы автомобиля ХХХ, обнаруженные в процессе исследования и описанные выше, образовались до рассматриваемого происшествия, вероятнее всего, при замене тормозных колодок тормозных механизмов передних колес. Неисправности рабочей тормозной системы автомобиля ХХХ, обнаруженные в процессе исследования и описанные выше, послужили причиной снижения эффективности торможения и могли быть обнаружены водителем как при ежедневном осмотре автомобиля перед началом выезда, так и в процессе эксплуатации автомобиля по увеличенному ходу педали тормоза и неэффективному затормаживанию автомобиля. (л.д.165);

- заключением эксперта, согласно которому скорость движения автомобиля ХХХ, соответствующая расстоянию 55,4 м, на которое автомобиль переместился после наезда до полной остановки в заторможенном состоянии, составляла 70,5 км/ч. С технической точки зрения, действия водителя Попова А.С. в данной дорожной ситуации не соответствовали требованиям п.п. 14.1, 14.2 ПДД РФ. Водитель Попов А.С., действуя в соответствии с требованиями п. 14.2 ПДД РФ, с технической точки зрения, располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешеходов. (л.д.176);

Доводы защиты о том, что заключение автотехнической экспертизы, в части скорости движения автомобиля под управлением Попова А.С., следует признать в качестве недопустимого доказательства, так как оно получено с нарушением норм Уголовно-процессуального законодательства РФ, судом проверены. При назначении и проведении судебно-автотехнической экспертизы, нарушений норм Уголовно-процессуального законодательства РФ не допущено.

Анализируя все доказательства в совокупности, суд находит вину Попова А.С. установленной и квалифицирует его действия по ст. 264 ч. 3 УК РФ – нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц.

При определении вида и размера наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого и влияние наказания на исправление осужденного и на условия жизни семьи осужденного.

Подсудимый - ранее не судим, в содеянном раскаивается, молод, принимал меры к возмещению вреда, что признается судом смягчающими его наказание обстоятельствами.

Подсудимый характеризуется положительно.

Потерпевшим Р заявлен гражданский иск о взыскании морального вреда на сумму 900 000 рублей по тем основаниям, что в связи с гибелью сына и супруги он претерпел нравственные страдания.

Суд считает требования о взыскании морального вреда обоснованным, поскольку вред причинен жизни гражданина источником повышенной опасности, а подсудимый владел источником повышенной опасности на праве собственности. В соответствии с требованиями ст.ст. 1079, 1083, 1100 ГК РФ суд считает необходимым взыскать с Попова А.С. в пользу потерпевшего Р в возмещение морального вреда 300 000 рублей.

Вместе с тем, суд полагает, что мера наказания подсудимому Попову А.С., с учетом общественной опасности, обстоятельств и тяжести совершенного преступления, должна быть определена в виде реального лишения свободы.

Руководствуясь ст.ст. 296 – 310 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

Попова А.С. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч. 3 УК РФ и назначить ему наказание в виде 5 лет лишения свободы с лишением права управления транспортным средством сроком на 3 года с отбыванием наказания в колония – поселения.

Меру пресечения – содержание под стражей – оставить без изменения, срок исчислить с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с подсудимого Попова А.С. в пользу Р в возмещение морального вреда 300000 рублей.

Вещественное доказательство – автомобиль ХХХ – вернуть по принадлежности.

Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Калининградского областного суда в течении 10 дней с момента провозглашения, осужденным в этот же срок с момента получения копии приговора, через суд Ленинградского района г. Калининграда.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

Приговор изготовлен в совещательной комнате на компьютере.

Федеральный судья Ленинградского райсуда

города Калининграда В.А. Кореньков