ПРИЧИНЕНИЕ СМЕРТИ ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ



ПРИГОВОР № 1-58/2007

Именем Российской Федерации

16 января 2007 года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда Бобылёв А.В.

при секретаре Березиковой А.А.

прокурора Прохорова Д.Г., Пятеренко С.С.

подсудимого Кирмарова А.С.

защитника Мартынова И.Ф.

потерпевшей ТТТ

адвоката ППП

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении КИРМАРОВ А.С., ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 109 ч. 1 УК РФ,

Установил:

ДД.ММ.ГГГГ в период с 02.00 до 04.10 часов, точное время следствием не установле­но, у входа в торговую палатку, расположенную на пересечении <адрес> между КИРМАРОВ А.С. и ранее ему незнакомым ТТТ произошла ссора, в ходе которой КИРМАРОВ А.С. на почве внезапно возникших личных неприязненных отно­шений, не желая причинения смерти ТТТ, хотя по обстоятельствам произошед­шего при необходимой внимательности и предусмотрительности он мог и должен был пред­видеть ее наступление в результате своих действий, нанес ТТТ один удар кула­ком в область челюсти слева, от которого ТТТ упал на землю, ударившись голо­вой об асфальт. Соответственно ТТТ в резуль­тате действий КИРМАРОВ А.С. были при­чинены следующие телесные повреждения: линейно-извилистый перелом чешуи правой теменной и височной костей, распростра­няющийся на основание черепа в среднюю черепную ямку, эпидуральная гематома (крово­излияние над твердой мозговой оболочкой) в правой височно-теменной области (в проек­ции перелома), объемом около 155 мл, субдуральная гематома (кровоизлияние под твердой мозговой оболочкой) в обеих височно-теменных областях (объемом по 5 мл); субарахноидальные кровоизлияния (кровоизлияния под мягкой мозговой оболочкой) на выпуклых по­верхностях правых височно-теменных долей, на основании и на боковой поверхности пра­вой височной доли, на боковой поверхности левой височной доли с распространением на пе­редний ее отдел и на основание; очаги ушиба головного мозга на боковых поверхностях обе­их височных долей. Все вышеперечисленные повреждения в своей совокупности составляют закрытую тупую внутричерепную травму, которая квалифицируется как ТЯЖКИЙ ВРЕД здоровью по признаку опасности для жизни и состоит в прямой причинной связи с наступле­нием смерти.

Кровоизлияние в мягкие ткани в области левого угла нижней челюсти - это повреж­дение не причинило вреда здоровью и в прямой причинной связи с наступлением смерти не состоит.

Смерть ТТТ ДД.ММ.ГГГГ в БСМП наступила в результате закрытой тупой черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся переломом костей свода и основания черепа, кровоизлияниями над и под оболочки головного мозга, ушибами головного мозга, кровоизлиянием в мягкие ткани в правой лобно-височно-теменной области и осложнившейся отеком и сдавлением головного мозга, что и явилось непосредственной причиной смерти.

В судебном заседании подсудимый КИРМАРОВ А.С. вину в совершенном преступлении не признал и суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ около 23.00 часов он встретился с ЛЛЛ, после чего они вдвоем немного прогу­лялись по <адрес>, а потом зашли в кафе «<данные изъяты>», где выпили по бокалу пива. Около часа ночи они с ЛЛЛ подошли к ТЦ <адрес>, где встретили П и М. Через некоторое время к ним подошел ранее незнакомый ТТТ, который был в состоянии алкогольного опьянения. Соответственно этим составом они продолжили общаться. В ходе разговора ЛЛЛ и М стали между собой ругаться, а поэтому он увёл ЛЛЛ. Затем они вернулись к «<данные изъяты>», где у ЛЛЛ и М вновь возникла ссора. Соответственно М стал бросаться на ЛЛЛ с «розочкой», но последний выбил её и повалил М на землю. В этот мо­мент в конфликт вмешался ТТТ, который разнял М и ЛЛЛ. После этого П и М куда-то ушли, а он, ЛЛЛ и ТТТ остались. Затем к ним присоединилась ППП. Неожиданно ТТТ стал к нему приставать, предлагая подраться. Несмотря на это, он просил ТТТ успокоиться. После этого они перешли на противоположную сторону <адрес> к магази­ну на остановочном комплексе. В указанном месте к ним подошла МММ, которая стала выяснять у ЛЛЛ о причине его конфликта с её сожителем М. В то время ТТТ снова стал провоцировать с ним кон­фликт, угрожая избить его, говорил, что он в этом районе глав­ный. Затем ТТТ приблизился к нему, хватаясь за его одежду, а также замахнулся рукой на него. В этот момент он нанёс ТТТ один удар кулаком в нижнюю челюсть слева, от которого тот упал на спину на тротуарную плитку и потерял сознание на непродолжительное время. При этом он допускает, что ТТТ мог при падении удариться головой о тротуарную плитку. Тут ЛЛЛ стал хлопать ТТТ по щекам, после чего тот немного пришел в себя, и они с ЛЛЛ посадили ТТТ на скамейку. При этом последний жаловался на головную боль. После этого он полил ТТТ минеральной водой, принесённой кем-то, и ТТТ ушел по направлению к <адрес> через минут 10 и они разошлись по домам. Сам он ранее около 2-х лет занимался боксом. С предъявленными исковыми требованиями потерпевшей он не согласен.

Несмотря на отрицание подсудимым своей вины, вина последнего установлена доказательствами, предоставленными суду стороной обвинения и защиты, которые судом исследованы и оценены.

В судебном заседании потерпевшая ТТТ указала, что её сын был по характеру не конфликтным. ДД.ММ.ГГГГ вечером сын не вернулся домой. ДД.ММ.ГГГГ она по этому поводу обратилась в милицию. Где-то ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно о гибели сына. Несмотря на это, она просит не лишать подсудимого свободы, но взыскать с него сумму материального вреда в размере 46760 руб. и компенсацию морального вреда на сумму 1000000 руб.

Свидетель ЛЛЛ дал показания, аналогичные показаниям подсудимого КИРМАРОВ А.С.. Вместе с тем он указал, что после нанесённого кулаком удара КИРМАРОВ А.С., потерпевший упал на спину. При этом он не может утверждать, что ТТТ тогда терял сознание.

Свидетель МММ подтвердила, что в то время, когда она разговаривала с ППП, ТТТ, который был в состоянии алкогольного опьянения, и КИРМАРОВ А.С. стали ссориться. При этом ТТТ нецензурной бранью не выражался, а лишь пытался у подсудимого выяснить причину его конфликта с её сожителем. Первоначально подсудимый и потерпевший не трогали друг друга, а затем КИРМАРОВ А.С. неожиданно нанёс 1 удар рукой потерпевшему. От удара ТТТ упал навзничь, ударившись спиной и головой о тротуарную плитку, от чего раздался даже стук. Допускает, что в результате удара ТТТ терял сознание на непродолжительное время. После этого ЛЛЛ и КИРМАРОВ А.С. подняли и усадили ТТТ на лавку. При этом они стали его хлопать руками по щекам, чтобы привести в чувство. Затем ЛЛЛ купил воду и облил потерпевшему голову. После этого ТТТ стало лучше, а поэтому ЛЛЛ и КИРМАРОВ А.С. предложили последнему идти домой, для чего помогли ему встать и немного провели. Потом ТТТ пошёл дальше сам.

Свидетель ППП также подтвердила тот факт, что после 2-х часов ночи ДД.ММ.ГГГГ у магазина на <адрес> во время ссоры КИРМАРОВ А.С. и ТТТ, возникшей по той причине, что последний сам стал словесно в нецензурной форме приставать к подсудимому, КИРМАРОВ А.С. нанёс ТТТ один удар кулаком в область головы. В результате этого удара потерпевший упал на спину навзничь. После этого ЛЛЛ и КИРМАРОВ А.С. подняли и усадили ТТТ на лавку, облили потерпевшему голову водой. После этого ТТТ стало лучше, и он пошёл домой.

Свидетель ВВВ пояснила, что она работает продавцом в магазине, распо­ложенном на остановке на пересечении <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она работала в ночную смену. Около 02.00 часов ночи она находилась в магазине, когда услышала с улицы какие-то крики и шум. Соответственно, она тогда на противоположной стороне улицы увидела конфликт между молодыми людьми. Позднее у мага­зина она увидела М, которая выясняла у ранее незнакомого ЛЛЛ причины его конфликта с её сожителем. Рядом находились КИРМАРОВ А.С. и подошедшие ППП и ТТТ. Через какое-то время она услышала с улицы звук, похожий на звук расколотого оре­ха, и пошла по направлению к двери. В это время в магазин забежал ЛЛЛ, который стал кричать, чтобы она дала ему воды. Она продала ему бутылку воды, вышла из магазина и увидела лежащего на тротуаре Т, который был без сознания и что - то мычал. Она спросила у Л: «Что, убили человека?», на что тот ответил, что ТТТ ударил не он, а КИРМАРОВ А.С.. Соответственно подсудимый и ЛЛЛ стали пытаться привести ТТТ в чувство, били его руками по щекам, поливали водой, пытались положить на скамейку. Несмотря на это, ТТТ в себя не прихо­дил. Затем она вернулась в магазин. Спустя 10 минут она вновь вышла на улицу, но ТТТ на месте уже не было, а ЛЛЛ, КИРМАРОВ А.С. и ППП пили пиво у соседнего магазина. Она спросила у них, где Т на что они ответили, что он пришел в себя и пошел домой.

Свидетель ШШШ пояснил, что он проживает по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ около 06.50 часов он вышел из квартиры и стал спускаться на улицу. На лестничной площадке между 1 - м и 2 - м этажами своего дома он увидел лежащего ранее ему незнакомого мужчину на вид около 30 лет. Мужчина лежал на спине лицом вверх и, как ему показалось, храпел. Он подумал, что муж­чина, находясь в состоянии алкогольного опьянения, заснул на их лестничной площадке, а по­этому просто переступил через лежащего и пошел дальше. Домой он вернулся около 14.00 часов, и когда поднимался к своей квартире, обнаружил, что тот мужчина все еще лежит в том же самом месте в той же позе. Приглядев­шись, увидел, что у мужчины изо рта идет пена и лицо у него отечно-красное. В сознание этот мужчина не приходил, с ним не разговаривал. Он подумал, что это­му мужчине плохо, а поэтому, зайдя к себе в квартиру, позвонил в скорую помощь, которая приехала приблизительно через 20 минут и этого мужчину забрала с собой.

Кроме того, вина подсудимого подтверждается:

- заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого при судебно - меди­цинском исследовании трупа ТТТ обнаружены следующие повреждения: линейно-извилистый перелом чешуи правой теменной и височной костей, распростра­няющийся на основание черепа в среднюю черепную ямку, эпидуральная гематома (кровоизлияние над твердой мозговой оболочкой) в правой височно-теменной области (в проекции перелома), объемом около 155 мл, субдуральная гематома (кровоизлияние под твердой мозговой оболочкой) в обеих височно-теменных областях (объемом по 5 мл); субарахноидальные кровоизлияния (кровоизлияния под мягкой мозговой оболочкой) на выпуклых по­верхностях правых височно-теменных долей, на основании и на боковой поверхности пра­вой височной доли, на боковой поверхности левой височной доли с распространением на передний ее отдел и на основание; очаги ушиба головного мозга на боковых поверхностях обе­их височных долей, кровоизлияние в мягкие ткани в правой лобно-височно-теменной об­ласти.

Все вышеперечисленные повреждения в своей совокупности составляют закрытую тупую внутричерепную травму, образовались от воздействия каких-либо твердых тупых предметов или при ударах о таковые в срок около 1-х суток до наступления смерти. Такая травма квалифицируется как ТЯЖКИЙ ВРЕД здоровью по признаку опасности для жизни и состоит в прямой причинной связи с наступлением смерти.

При этом, локализация и характер указанных повреждений (преобладание внутренних повреждений над наружными, тяжесть повреждений головного мозга, наличие повреждений в зоне противоудара) позволяют предположить, что они могли образоваться при падении по­страдавшего на твердую поверхность из положения стоя или близкого к таковому и ударом о нее правой височно - теменной областью.

Кроме того, при судебно - медицинском исследовании трупа ТТТ обна­ружены следующие повреждения: кровоизлияние в мягкие ткани в области левого угла ниж­ней челюсти; кровоподтеки на веках левого глаза (1), на передней поверхности левого коленного сустава (1), ссадины в лобной области справа (1), на задней поверхности левого лок­тевого сустава (2), на тыльной поверхности 4-го пальца правой кисти (1), на передней по­верхности правой голени в верхней трети (1). Эти повреждения образовались от воздействия каких - либо твердых тупых предметов или при ударах о таковые в срок около 1-х суток до наступления смерти, обычно у живых лиц не причиняют вреда здоровью и в прямой причин­ной связи с наступлением смерти не состоят.

Смерть ТТТ наступила в результате закрытой тупой черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся переломом костей свода и основания черепа, кровоизлияниями над и под оболочками головного мозга, ушибами головного мозга, кровоизлиянием в мягкие ткани в правой лобно-височно-теменной области и осложнившейся отеком и сдавлением головного мозга, что и явилось непосредственной причиной смерти /л.д. 110-117/.

Согласно заключения медицинского эксперта ЕЕЕ, данного им в судебном заседании, закрытая тупая черепно-мозговая травма, приведшая к смерти ТТТ, могла образоваться в результате однократного падения пострадавшего на твердую поверхность из положения «стоя» или близкого к таковому и ударом о нее правой височно-теменной областью. Других следов падения в области головы у пострадавшего не имелось. Учитывая наличие повреждений на лице ТТТ, образовавшихся в короткий промежуток времени, можно пред­положить, что указанному падению предшествовало травматическое воздействие в об­ласть лица. После получения данной травмы ТТТ мог совершать активные действия в течение некоторого промежутка времени, достоверно установить продолжительность которого не представляется возможным в связи с отсутствием сведений о скорости накопле­ния объема субдуральной гематомы.

- протоколом проверки показаний на месте от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой подозреваемый КИРМАРОВ А.С. подтвердил данные им ранее показания и продемонстрировал на месте - у торговой палатки на пересечении <адрес> проспекта - события имев­шие место ДД.ММ.ГГГГ в отношении ТТТ /л.д.37-43/.

При таких обстоятельствах, несмотря на то, что КИРМАРОВ А.С. отрицает свою вину в совершении указанного преступления, утверждая, что его удар, вызвавший падение ТТТ, не мог послужить причиной смерти последнего, суд полагает вину подсудимого полностью доказанной. Данный вывод суда подтверждается показаниями свидетелей ЛЛЛ, ППП, МММ, ВВВ, указавших, что именно подсудимый в ходе словесной ссоры нанес удар кулаком ТТТ в область лица, что привело к падению последнего навзничь на спину. Факт нанесения кулаком удара в челюсть ТТТ подтвердил и сам подсудимый. Вместе с тем, согласно показаний свидетеля МММ, при падении ТТТ ударился головой о тротуарную плитку, что не отрицал в судебном заседании и КИРМАРОВ А.С., а также подтверждается показаниями свидетеля ВВВ, услышавшей с улицы звук, похожий на звук расколотого оре­ха, а затем увидевшей лежащего на тротуаре Т, который был без сознания. Вместе с тем, согласно заключения эксперта, закрытая тупая черепно-мозговая травма, приведшая к смерти ТТТ, могла образоваться в результате однократного падения пострадавшего на твердую поверхность из положения «стоя» или близкого к таковому и ударом о нее правой височно-теменной областью, что свидетельствует о том, что другого падения, приведшего к образованию указанной травмы, просто не было. Наряду с этим, согласно показаний свидетеля ШШШ, он рано утром ДД.ММ.ГГГГ обнаружил лежащего ТТТ в своём подъезде по <адрес>, т.е недалеко от места, где подсудимый нанёс удар последнему. Таким образом, по мнению суда, КИРМАРОВ А.С. виновен в причинении смерти по неосторожности, поскольку указанная черепно-мозговая травма, приведшая к смерти ТТТ, образовалась в результате падения последнего после нанесённого удара именно подсудимым, который как установлено судом, обладал определённой физической подготовкой, поскольку сам в судебном заседании указал, что около 2-х лет занимался боксом. При этом кровоподтеки на веках левого глаза, на передней поверхности левого коленного сустава, ссадины в лобной области справа, на задней поверхности левого лок­тевого сустава, на тыльной поверхности 4-го пальца правой кисти, на передней по­верхности правой голени в верхней трети, которые, по мнению суда, не были заметны из-за тёмного времени суток и одежды, образовались у ТТТ в момент вмешательства и прекращения им конфликта между ЛЛЛ и М, что подтверждается показаниями подсудимого и ЛЛЛ, а также в результате его падения после удара КИРМАРОВ А.С. и приведения его в чувство последним и ЛЛЛ, поскольку КИРМАРОВ А.С. и ЛЛЛ, пытаясь привести его в сознание, стали бить пострадавшего руками по лицу. Этот факт подтверждаются не только показаниями свидетелей ЛЛЛ, МММ, ВВВ, но и самого подсудимого. Кроме того, об этом указал и эксперт ЕЕЕ в своём заключении в суде, утверждая, что все имеющиеся у ТТТ повреждения были причинены в короткий промежуток времени.

Судом преступные действия подсудимого квалифицируются по ст.109 ч.1 УК РФ, как причинение смерти по неосторожности.

При назначении подсудимому наказания судом учитывается общественная опасность и тяжесть совершенного преступления, влияние наказания на исправление осужденного.

Подсудимому как смягчающие его вину обстоятельства суд учитывает совершение преступления впервые, положительные характеристики с места учёбы и работы, извинение перед потерпевшей, молодой возраст, а также состояние его здоровья и просьбу потерпевшей не лишать его свободы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исправление и перевоспитание подсудимого возможно без изоляции его от общества, т.е. с применением ст. 73 УК РФ, предусматривающей условное осуждение, поскольку он имеет молодой возраст, у него отсутствует судимость, способствовал раскрытию преступления, положительно характеризуется, извинился перед потерпевшей.

Суд полагает необходимым удовлетворить частично иск, взыскав с КИРМАРОВ А.С. в пользу ТТТ материальный вред в размере 46760 руб., а также компенсацию морального вреда 100000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.296-310 УПК РФ,

П Р И Г О В О Р И Л:

КИРМАРОВ А.С. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 109 ч.1 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года.

На основании ст.73 УК РФ указанное наказание в отношении КИРМАРОВ А.С. И.С. считать условным с испытательным сроком на 2 года.

Обязать КИРМАРОВ А.С. не менять места жительства без уведомления Ленинградского ОВД, т.е. государственного органа осуществляющего исправление осуждённого и являться 1 раз в месяц для регистрации в указанный ОВД.

Меру пресечения КИРМАРОВ А.С. до вступления приговора в законную силу оставить прежнюю – подписка о невыезде и надлежащем поведении.

Взыскать с КИРМАРОВ А.С. в пользу ТТТ материальный вред в размере 46760 руб., а также компенсацию морального вреда 100000 руб.

Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Калининградского областного суда через суд <адрес> в течение 10 суток с момента провозглашения.

Приговор изготовлен в совещательной комнате на компьютере.

Судья Ленинградского районного суда: Бобылёв А.В.