О привлечении к административной отвественности по ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ



Дело № 6-382/12

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 июля 2012 года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Самойлова Н.В.,

при секретаре Лясниковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании поступивший из Калининградской областной таможни материал об административном правонарушении в отношении ООО «Автовоз» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

28 февраля 2012 года в 18 час. 29 мин., на автомобиле марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> с полуприцепом марки <данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, следуя из Республики Польша в Россию в качестве водителя перевозчика - ООО «Автовоз», в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Багратионовск Калининградской областной таможни прибыл гражданин России М.Н.А., который в 19 час. 30 мин. 28 февраля 2012 года уведомил таможенный орган путем подачи товаросопроводительных документов: международная товарно-транспортная накладная CMR б/н от 27 февраля 2012, экспортная фактура от 27 февраля 2012 № с приложением о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза товаров в количестве 8621,59 кг (брутто). М.Н.А. для таможенных целей пассажирскую таможенную декларацию не заполнял. В ходе таможенного контроля, при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра установлено, что количество мест не соответствует заявленным в ТСД, о чем составлен акт таможенного осмотра . В соответствии с профилем риска был проведен таможенный контроль в форме таможенного досмотра, в результате которого было установлено, что количество товаров составляет не 8621,59 кг (брутто), а 9382 кг (брутто), что на 760,41 кг (брутто) больше, чем заявлено в ТСД о чем составлен акт таможенного досмотра . Незаявленный товар общим весом 760,41 кг (брутто) представляет собой изделия из пластмасс (панели) в картонных коробках в количестве 43 штук с маркировкой <данные изъяты>

По данному факту 01 марта 2012 года государственным таможенным инспектором ОТД таможенного поста МАПП Багратионовск Калининградской областной таможни Ф.С.А. возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 1-4).

Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был изъят согласно протоколу изъятия вещей и документов от 01 марта 2012 года, после чего передан на хранение в камеру хранения Калининградской областной таможни (л.д. 7).

30 марта 2012 года в отношении ООО «Автовоз» составлен протокол об административном правонарушении , действия которого квалифицированы по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 42-49).

11 апреля 2012 года вынесено определение о передаче судье для рассмотрения дела об административном правонарушении .

В судебном заседании представитель ООО «Автовоз» - Г.О.В. действующая на основании доверенности, просила производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «Автовоз» состава административного правонарушения, ссылаясь при этом на то, что согласно международным правовым нормам перевозчик не обязан проверять вес товара, правильность и полноту представленных отправителем документов и сведений о грузе. При приеме груза для перевозки в обязанность перевозчика входит только проверка количества грузовых мест, водитель ООО «Автовоз» не имел возможности проверить вес товара.

Выслушав представителя юридического лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 158 Таможенного кодекса Таможенного Союза перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

Положениями ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрено, что при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные в п. 1 ч. 1 данной статьи, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:.. .о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров, наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен.

Согласно ст. 194 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ при ввозе товаров в РФ с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза перевозчик обязан: доставить товары в место прибытия или иное место, определенное в соответствии с ч. 1 ст. 193 настоящего закона; предъявить товары таможенному органу; представить таможенному органу документы и сведения, перечень которых установлен статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза; представить сертификаты, разрешения, лицензии или иные документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством РФ такие документы подлежат представлению таможенному органу в месте прибытия; совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, согласно таможенному законодательству РФ о таможенном деле.

Статья 8 «Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов» (КДПГ) (заключена в Женеве 19 мая 1956 года) предусматривает обязанность перевозчика при принятии груза проверить точность записей, сделанных в накладной, относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность указанных записей, он должен вписать в накладную обоснован­ные оговорки, а также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает. Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмеще­ния расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.

Учитывая, что ООО «Автовоз» не были выполнены требования ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза, а также то, что в соответствии со ст. 8 «Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ)» (1956 г.) при принятии груза перевозчик обязан проверить: точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковки; если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки, чего перевозчиком сделано не было.

Таким образом, в действиях юридического лица ООО «Автовоз» по сообщению таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товаров при прибытии на таможенную территорию РФ усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с примечанием 2 к ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Из материалов дела видно, что при проведении таможенного досмотра товара, находящегося в полуприцепе марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты>, автомобиля марки <данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, (акт таможенного досмотра от 29 февраля 2012 года) было установлено, что заявлено в СМR б/н от 27 февраля 2012 года, экспортная фактура от 27 февраля 2012 года с приложением о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза товаров с указанием грузовых мест в количестве 7 общим весом 8621,59 кг (брутто). В ходе таможенного досмотра было установлено, что фактический вес перемещаемого товара составляет - 9382 кг (брутто). Тем самым было выявлено расхождение веса установленного фактическим взвешиванием с весом указанным в товаросопроводительных документах, которое составило 760,41 кг (брутто). Не заявленный вес состоит из следующего товара: изделия из пластмасс (панели) в картонных коробках в количестве 43 штук с маркировкой <данные изъяты>

В соответствии с ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ или при убытии с таможенной территории РФ товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам,

Факт совершения ООО «Автовоз» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается материалами административного дела: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 01 марта 2012 года (л.д. 1-4), актом таможенного досмотра товаров и ТС (л.д. 19-22), протоколом изъятия вещей и документов от 01 марта 2012 года (л.д. 5-6), актом приема-передачи имущества на ответственное хранение от 01 марта 2012 года (л.д. 7), протоколом опроса водителя перевозчика М.Н.А. (л.д. 8-10), протоколом об административном правонарушении (л.д. 42-49).

При таком положении, суд приходит к выводу, что вина ООО «Автовоз» доказана совокупностью собранных по делу доказательств и суд квалифицирует его действия по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы представителя ООО «Автовоз» об отсутствии вины в совершении данного административного правонарушения, так как согласно международным правовым нормам перевозчик не обязан проверять вес товара, правильность и полноту представленных отправителем документов и сведений о грузе, проверены и не нашли подтверждения.

Частью 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 3 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 года установлено, что при применении данной Конвенции перевозчик отвечает, как за свои собственные действия и упущения, за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения перевозки, когда эти агенты или лица выполняют возложенные на них обязанности.

Статьям 4-6 и 9 КДПГ предусмотрено, что договор перевозки устанавливается накладной, подписанной отправителем и перевозчиком. В накладной должны быть указаны, помимо прочего, вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза. Накладная служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком. При отсутствии в накладной мотивированных перевозчиком оговорок, имеется презумпция, что сведения о грузе соответствуют указаниям накладной.

Таким образом, исходя из содержания приведенных статей Конвенции, накладная является доказательством условий договора, который составляется сторонами, в том числе перевозчиком, при их непосредственном участии и с отражением в нем известных всем участникам договора условий (что предполагает их предварительную проверку), в частности, о весе груза.

Кроме того, в соответствии с п.п. 1 и 3 статьи 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить:

a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;

b) внешнее состояние груза и его упаковки,

а отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Результат проверки вносится в накладную.

Из содержания данной статьи следует, что перевозчик в обязательном порядке должен совершить действия, указанные в подпунктах 1а и 1b п. 1 ст. 8 КДПГ, и в любом случае вправе проверить вес брутто или количество груза, выраженного в других единицах измерения при заключении договора перевозки (составлении накладной).

Пунктом 2 ст. 11 КДПГ, на который ссылается защитник ООО «Автовоз» действительно предусмотрено, что проверка правильности и полноты документов не лежит на обязанности перевозчика. Однако в данном случае речь идет о документах, упомянутых в п. 1 ст. 11 КДПГ, согласно которой отправитель обязан до передачи груза присоединить к накладной или представить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей, из чего следует, что накладная, составленная с участием перевозчика должна содержать достоверные сведения о грузе, а отсутствие обязанности по проверке со стороны перевозчика документов и сведений, о чем идет речь в ч. 2 указанной статьи относится только к приложенным к накладной документам.

Таким образом, ООО «Автовоз» в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе международных норм, имело возможность правильно установить вес ввозимого в РФ груза и сообщить таможенному органу достоверные сведения об этом, однако не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований закона.

Принимая во внимание наличие у перевозчика предусмотренной вышеуказанными нормами обязанности проверить точность указаний, сделанных в накладной, относительно веса груза, а также, учитывая требования закона о необходимости представления таможенным органам достоверных сведений о грузе, ссылки на то, что водитель ООО «Автовоз» не имел возможности проверить вес товара, являются несостоятельными.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО «Автовоз», не имеется.

Отягчающими административную ответственность обстоятельствами является повторное совершение однородного административного правонарушения.

Издержки по делу отсутствуют.

Санкция ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает альтернативные виды административного наказания. Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд считает необходимым назначить ООО «Автовоз» штраф без конфискации предметов административного правонарушения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 29.5-29.7, 29.9-29.11, 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ООО «Автовоз» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуть его наказанию в виде административного штрафа в размере 65000 рублей без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Штраф подлежит перечислению по следующим банковским реквизитам депозитного рублевого счета Калининградской областной таможни (банк получателя ОПЕРУ-1 Банка России г. Москва 701):

счет № 40101810800000002901

получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

БИК 044501002

ИНН 7730176610

КПП 773001001

ОКАТО 45268595000

КБК 15311604000016000140

Код Калининградской областной таможни 10226000

Вещественные доказательства по делу - изделия из пластмасс (панели) в картонных коробках с маркировкой <данные изъяты> в количестве 43 штуки общим весом 760,41 кг (брутто), находящиеся на хранении в камере хранения вещественных доказательств Калининградской областной таможни, после проведения соответствующих таможенных процедур возвратить ООО «Автовоз».

Разъяснить ООО «Автовоз», что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении вышеуказанного срока, судья, вынесший постановление, направляет в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.В. Самойлова