Решение по иску прокурора к ООО `Цель` МЦ `Здоровье` о запрете деятельности по эксплуатации зданий и помещений, и устранении допущенных нарушений.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 февраля 2011 года ст. Ленинградская

Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего судьи Юхименко В.Г.

с участием прокурора Яркевич М.С.

директора ООО «Цель» Цикина С.В.

Начальник ОГПН Ленинградского района Пятенко В.Г.

при секретаре Сидак А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Ленинградского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Цель» МЦ «Здоровье» о запрете деятельности по эксплуатации зданий и помещений расположенных по адресу: ст. Ленинградская, ул. Кооперации, 84 «А» до устранении нарушений требования пожарной безопасности, признать незаконным бездействие руководителя ООО «Цель», по обеспечению права неопределенного круга лиц на пожарную безопасность, обязать руководителя ООО «Цель» устранить нарушения в части пожарной безопасности.

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование требований прокурор в заявлении указывает, что ОГПН по Ленинградскому району была проведена плановая проверка по соблюдению законодательства о пожарной безопасности в ООО «Цель» МЦ «Здоровье», расположенном по адресу: Краснодарский край, ст. Ленинградская, ул. Кооперации, 84-а. В ходе проверки установлено, что здание МЦ «Здоровье» эксплуатируется с нарушениями правил и норм пожарной безопасности.

В связи, с чем прокурор просит запретить деятельность ООО «Цель» по эксплуатации зданий, помещений расположенных по адресу: ст. Ленинградская, ул. Кооперации, 84 «А» до устранения нарушений требований ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 34, п. 3, ППБ 01-03, НПБ 88-01, СП 5.13130.2009, НПП 88-01, СП 5.12.130.2009, », п.п. 3, 39, 53 ППБ 01-03, п. 13.4 п. 12 НПБ 110-03, НПБ 88-2001, решение КЧС администрации муниципального образования Ленинградский район от 03.07.2008 № 4.

Признать незаконным бездействие руководителя ООО «Цель», выразившееся в непринятии в полном объеме мер по обеспечению права неопределенного круга лиц на пожарную безопасность в зданиях, помещениях расположенных по адресу: ст. Ленинградская, ул. Кооперации, 84 «А».

Обязать руководителя ООО «Цель» устранить нарушения в части пожарной безопасности в зданиях, помещениях расположенных по адресу: ст. Ленинградская, ул. Кооперации, 84 «А»:

Обеспечить вывод сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на Единую дежурную диспетчерскую службу пожарной охраны.

Автоматическую пожарную сигнализацию привести в соответствие с требованиями ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 34, п. 3, ППБ 01-03, НПБ 88-01, СП 5.13130.2009, НПП 88-01, СП 5.12.130.2009.

Стены путей эвакуации первого этажа привести в соответствии с требованиями ППБ 01-03 п.3, 53.

В судебном заседании представитель прокурора Яркевич М.С. поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении прокурора основаниям.

Начальник ОГПН Ленинградского района Пятенко В.Г. полагал требования прокурора Ленинградского района подлежащими удовлетворению в связи с грубыми нарушениями правил пожарной безопасности при эксплуатации зданий.

Директор ООО «Цель» Цикин С.В. считал требования прокурора не подлежащими удовлетворению по основаниям указанным в отзыве на заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает,что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Отделением государственного пожарного надзора Ленинградского района УГПН ГУ МЧС России по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства в МЦ «Здоровье» ООО «Цель», расположенном по адресу: ст. Ленинградская, ул. Кооперации, 84 «А».

В ходе проверки установлено, что МЦ «Здоровье» ООО «Цель», осуществляя эксплуатацию зданий, нарушает правила и нормы пожарной безопасности:

1. В нарушение ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 3, 39 ППБ 01-03, п. 13.4 п. 12 НПБ 110-03, НПБ 88-2001, решение КЧС администрации муниципального образования Ленинградский район от 03.07.2008 № 4 не обеспечен вывод сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на Единую дежурную диспетчерскую службу пожарной охраны.

2. В нарушение ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 34, п. 3, ППБ 01-03, НПБ 88-01, СП 5.13130.2009 автоматическая пожарная сигнализация выполнена с нарушением НПП 88-01, СП 5.12.130.2009.

3. В нарушение ст.ст. 28, 134, ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 3, 53 ППБ 01-03 при облицовке стен путей эвакуации применены горючие материалы.

Данные нарушения в случае возникновения пожара являются препятствием для свободной и своевременной эвакуации людей, увеличивают время обнаружения пожара, создают угрозу быстрому распространению начального очага пожара, затрудняют тушение возгорания.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 28.09.2010) в обязанности организаций в области пожарной безопасности входит соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.

Согласно ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 28.09.2010) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Указанные нарушения противопожарного законодательства выявлялись в ходе проверок, проведенных ОГПН Ленинградского района в 2009 и 2010 г.г.

Должностными лицами ОГПН Ленинградского района 13.11.2009 было проведено плановое мероприятие по надзору за соблюдением норм и правил пожарной безопасности МЦ «Здоровье» ООО «Цель», расположенный по адресу: Ленинградский район, ст. Ленинградская, ул.. Кооперации, 84 «А». В результате проведенного мероприятия руководителю ООО «Цель» было вручено предписание ГПН № 217/205/1-15 от 13.11.2009 по устранению нарушений требований пожарной безопасности (срок исполнения предписания 01.06.2010). По итогам проведенного мероприятия к административной ответственности в порядке ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ было привлечено должностное и юридическое лицо ООО «Цель».

17.05.2010 в отделение ГПН Ленинградского района поступило ходатайство ООО «Цель» о продлении исполнения предписания на более поздний срок в связи с тяжелым материальным положением данной организации. Руководителем отделения ГПН удовлетворено ходатайство, срок исполнения предписания перенес на 02.08.2010 года.

04.08.2010 старшим дознавателем ОГПН Ленинградского района было проведено внеплановое мероприятие по контролю ранее выданного предписания ГПН по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В ходе проведения проверки выявлены факты невыполнения в установленный срок законного предписания государственного пожарного надзора. По итогам проведенной проверки составлено два административных протокола в порядке ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ,принято решение о приостановке на срок 30 суток деятельности МЦ «Здоровье» ООО «Цель».

15.10.2010 МЦ «Здоровье» ООО «Цель» возобновило деятельность с указанными нарушениями пожарной безопасности.

В п. 13.4 «Норм пожарной безопасности» НПБ 88-2001 Вывод сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по согласованию с территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации и наличии технической возможности рекомендуется осуществлять по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом на ЦУС (“01”) Государственной противопожарной службы. Законодатель в данной норме прописал слово «рекомендуется» в виду того, что в 2001 году (год издания данных НПБ) не существовало серийного производства данного оборудования способного принимать радиоканальные сигналы сработки пожарной сигнализации, отвечающие всем требованиям. Но цель исключения человеческого фактора в участии обнаружения пожара на ранней стадии и сообщения о нем в пожарную охрану, максимального сокращения времени реагирования пожарных подразделений нормативные разработчики преследовали. Поэтому возможность согласования внедрения данных мероприятий была предоставлена государственной противопожарной службе (территориальный орган), при наличии (появлении) технической возможности. На сегодняшний день такая техническая возможность имеется, соответствующее сертифицированное оборудование установлено на базе Единой диспетчерской службы ПЧ -123 22 отряда Федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю в ст. Ленинградской.

В соответствии с п. 12 «Норм пожарной безопасности» НПБ 110-03 «перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 315, зарегистрированные в Минюсте РФ за № 4836 от 27.06.2003 г. перечень зданий и помещений, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи “01” Государственной противопожарной службы, определяется соответствующим территориальным подразделением ГПС МЧС России, исходя из их технических возможностей. Поэтому для реализации данной нормы для обязательного исполнения, вопрос об определении и утверждении перечня зданий и помещений сработку пожарной сигнализации, которых целесообразно выводить на ЦУС «01» были рассмотрены на заседании Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Муниципального образования Ленинградский район. Решением данной КЧС и ПБ № 4 от 03.07.2009 года был определен и утвержден перечень объектов которые подлежат оборудованию системами радиоканальной передачи сигнала сработки пожарной сигнализации на пульт диспетчера «01», это такие объекты, как учреждения здравоохранения, соцзащиты, образования, культуры и т.п. независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Решение КЧС и ПБ Муниципального образования Ленинградский район, также как и решение КЧС и ПБ субъекта РФ и решение КСЧ и ПБ Российской Федерации, является нормативно - правовым актом обязательным к исполнению. В свете последних пожаров в аналогичных учреждениях на территории Российской Федерации с тяжелыми последствиями, данный вопрос носит актуальный характер на уровне Правительства РФ.

На основании постановления правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794 (в редакции постановление правительства РФ от 27.05.2005 г. № 335), постановление правительства РФ «О порядке сбора и обмена информацией в Российской Федерации для защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 24.03.1997 года № 334, постановления правительства РФ «О Федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» от 6.01.2006 года № 1 создана «Концепция построения комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов», разработанная Академией ГПС МЧС России», в соответствии с пунктом 2.5.11 Единого тематического плана НИОКР МЧС России, утвержденные приказом МЧС России от 09.03.2007 года № 123.

Вышеуказанная норма также закреплена в п.п. г) п. 6 Протокола заседания правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 19.06.2007 года № 4 «О состоянии пожарной безопасности на объектах здравоохранения».

3. На основании п. 6 ст. 134 ФЗ № 123 «Технический регламент о пожарной безопасности» область применения декоративно- отделочных, облицовочных материалов на путях эвакуации в зданиях различного функционального назначения, этажности, и вместимости определяется в соответствии с таблицей №№28, 29 приложения к вышеуказанному ФЗ.

В соответствии с п. 5.21* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» здания лечебно - диагностического центра «Здоровье» ООО «Цель» по функциональной пожарной опасности относится к классу Ф 3.4. В соответствии с таб. № 28 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» класс пожарной опасности отделочных материалов общих коридоров, холлов, фойе и.т.д., должен быть КМ 1.

В соответствии с таб. 3 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» свойства пожарной опасности строительного отделочного материала группы КМ 1должны быть по:

Горючести - Г 1; Воспламеняемости - В1; Дымообразующей способности - Д1; Токсичности продуктов горения - Т1.

Представленный сертификат пожарной безопасности на отделочные материалы стен имеет показатели Г1, В2, Д1, Т1, из которого установлено не соответствие свойства пожароопасности по воспламеняемости «В». Данное нарушение имеет место в виду отсутствия у руководителя ООО «Цель» общепринятой практики предварительного согласования сертификатов при подборе отделочных тех или иных материалов, при отсутствии своих технических знаний в области пожарной безопасности.

Данный отделочный материал действительно прошел сертификацию в области пожарной безопасности и соответствует ГОСТ 6266-97, только с указанными показателями он допустим к применению для иных классов функционального назначения зданий.

Ссылка показателей пожарной опасности отделочных материалов на СНиП 21-01-97* является не верной т.к. в соответствии со ст. 151 ФЗ № 123 «Технический регламент о пожарной безопасности» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона. В данной части и в случае требования СНиП 21-01-97* противоречат требованиям ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Кроме того, в соответствии с заявлением ООО «Цель» вх. № 106 от 09.02.2011г. о проведении дополнительной проверки с целью исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 217/205№1-15 от 13.11.09г., инспектором ОНД Ленинградского района лейтенантом вн. службы З.А.В. 17.02.2011г. был осуществлен выезд в ООО «Цель» МЦ «Здоровье» расположенного по адресу: ст. Ленинградская, ул. Кооперации 84-а. Провести проверку не представилось возможным в связи с отсутствием уполномоченного представителя юридического лица, руководитель ООО «Цель» Цикин С.Н. воспрепятствовал проведению данной проверки.

Нарушения, допущенные ООО «Цель», создают угрозу возникновения пожара, его дальнейшее распространение, время обнаружения пожара, оповещение о нем, время начала и процесс вынужденное эвакуации людей, а также возможность тушения пожара, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью людей.

Бездействие должностных лиц ООО «Цель»градская ЦРБэвакуации людей, а также возможность тушения пожара, чем создается непосредственная укгроза жизни и здоров создает реальную угрозу жизни и здоровью пребывающих в здании людей, персонала и посетителей нарушает право указанных лиц на безопасное нахождение в зданиях ООО «Цель», предусмотренное ст.ст. 20,41 Конституции РФ, ст.17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (в ред. от 30.12.2008 № 309-ФЗ). В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

1. Запретить деятельность ООО «Цель» по эксплуатации зданий, помещений расположенных по адресу: ст. Ленинградская, ул. Кооперации, 84 «А» до устранения нарушений требований ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 34, п. 3, ППБ 01-03, НПБ 88-01, СП 5.13130.2009, НПП 88-01, СП 5.12.130.2009, », п.п. 3, 39, 53 ППБ 01-03, п. 13.4 п. 12 НПБ 110-03, НПБ 88-2001, решение КЧС администрации муниципального образования Ленинградский район от 03.07.2008 № 4.

2. Признать незаконным бездействие руководителя ООО «Цель» выразившееся в непринятии в полном объеме мер по обеспечению права неопределенного круга лиц на пожарную безопасность в зданиях, помещениях расположенных по адресу: ст. Ленинградская, ул. Кооперации, 84 «А».

3. Обязать руководителя ООО «Цель» устранить нарушения в части пожарной безопасности в зданиях, помещениях расположенных по адресу: ст. Ленинградская, ул. Кооперации, 84 «А»:

3.1. Обеспечить вывод сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на Единую дежурную диспетчерскую службу пожарной охраны.

3.2. Автоматическую пожарную сигнализацию привести в соответствие с требованиями ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 34, п. 3, ППБ 01-03, НПБ 88-01, СП 5.13130.2009, НПП 88-01, СП 5.12.130.2009.

3.3. Стены путей эвакуации первого этажа привести в соответствии с требованиями ППБ 01-03 п.3, 53.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинградский районный суд в течение десяти дней после получения копии решения в окончательном варианте.

Судья