решение по иску прокурора к МУЗ Ленинградская ЦРБ о признании незаконным бездействия



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 апреля 2011 года                                  Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующей                                             Ефановой Н.Г.

при секретаре                                                                      Иващенко Т.В.

с участием прокурора                                                       Яркевич М.А.                                    

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Ленинградского района в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ Ленинградская ЦРБ, администрации муниципального образования Ленинградский район о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования и обязании главного врача МУЗ Ленинградская ЦРБ устранить выявленные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинградского района в исковом заявлении просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ленинградский район, выразившееся в непринятии мер по выделению бюджетных средств, направленных на проведение капитальных и текущих ремонтов зданий медицинских учреждений в 2009 г. и в истекшем периоде 2011 г.; обязать администрацию муниципального образования Ленинградский район принять меры по финансированию мероприятий по проведению ремонта зданий медицинских учреждений; обязать главного врача МУЗ «Ленинградская ЦРБ», администрацию муниципального образования Ленинградский район устранить нарушения в части исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий МУЗ «Ленинградская ЦРБ», ссылаясь на то, что нарушения медицинским и обслуживающим персоналом санитарных правил приведет к наличию фактов заражения (массового заражения) пациентов инфекционными заболеваниями.

В судебном заседании прокурор поддержал требования, изложенные в заявлении.

Представители ответчиков, в судебном заседании с требованиями прокурора согласились частично, в части бездействия иск не признали, представив суду документы, подтверждающие обращения в вышестоящие органы с требования о выделении денежных средств на устранения нарушений указанных в исковом заявлении. Так же просили суд указать в решении суда сроки его исполнения -по мере поступления денежных средств на указанные нужды.

Выслушав прокурора, представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1.4 устава МУЗ «Ленинградская ЦРБ» учредителем МУЗ «Ленинградская ЦРБ» (собственником имущества) является МО Ленинградский район. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация МО Ленинградский район.

Согласно п. 1.9. устава учреждение финансируется за счет средств бюджета муниципального образования Ленинградский район, средств обязательного медицинского страхования и иных источников.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со ст. 2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 основными принципами охраны здоровья граждан являются соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.

В соответствии со ст. 11 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О       санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривают, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лип.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ленинградского района проведена проверка совместно со специалистами ТО Управления Роснотребнадзора по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах соблюдения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий МУЗ «Ленинградская ЦРБ».

За 2009 г., 2010 г. и истекший период 2011 г. бюджету муниципального образования Ленинградский район денежные средства в виде субсидий и субвенций из краевого и (федерального бюджетов на содержание, строительство и ремонт медицинских учреждений не выделялись. Участие в реализации мероприятий, направленных на содержание, строительство и ремонт на условиях софинансирования, не принималось.

Отсутствие денежных средств обуславливает многочисленные нарушения норм санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации зданий, занимаемых медицинскими учреждениями, которые выявлены в рамках проверки:

- в нарушение требований п. 5.1. СаНПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», во врачебных амбулаториях в посёлках Образцовый (ул. Октябрьская. 9), Уманский (ул. Садовая, 5), хуторах Куликовский (ул. Советов, 20), Коржи (ул. Школьная, 3), а также в фельдшерско-акушерских пунктах, находящихся в посёлке Бичевой (ул. Гагарина. 8 «А»), хуторах Западный (ул. Светлая, 155 «А»), Восточный (ул. Юбилейная, 103). Ромашки (Хлеборобов, 59). Краснострелецкий (ул. Образцовая, 18), Андрющенский (ул. Коминтерна, 23) имеется только холодное водоснабжение;

- в нарушение требований п. 10.2.1 раздела I и приложения 1 СаНПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» отмечено несоответствие имеющейся площади палат МУЗ «Ленинградская ЦРБ» (ст. Ленинградская, ул. 302 Дивизии. 24) нормативным требованиям а именно: хирургическое отделение - 5,1 кв.м. (норматив - 10 кв.м.), травматологическое отделение - 4,8 кв.м. (норматив - 10 кв.м.). глазное отделение - 5,2 кв.м. (норматив - 7 кв.м.), гинекологическое отделение - 5,9 кв.м. (норматив - 7 кв.м.),отд. анестезиологии и реанимации - 9 кв.м. (норматив - 13 кв.м.), инфекционное отделение - 6,2 кв.м. (норматив - 8 кв.м.), отделения соматического профиля - 5,2 кв.м. (норматив- 7 кв.м.);

- в нарушение требований ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 10.1.3. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-энидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в инфекционном отделении МУЗ «Ленинградская ЦРБ» (ст. Ленинградская, ул. 302 Дивизии, 24) в качестве приёмно-смотровых боксов используются 2 комнаты в общем коридоре 1-го этажа. В отделении необходимо проведение капитального ремонта: санитарно-техническое оборудование и коммуникации изношены, требуют замены.

В нарушение требований и. 4.2. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-энидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», стены поражены грибком, поверхность стен, потолков, полов неровная, с дефектами, имеются щели, трещины, местами отслоившаяся кафельная плитка, что не позволяет качественно провести влажную уборку и дезинфекцию; внутренняя отделка ряда помещений и подразделений (инфекционное, хирургическое, травматологическое, терапевтическое, неврологическое, наркологическое отделения, поликлиника, пищеблок, автоклавная, прачечная МУЗ «Ленинградская ЦРБ» (ст. Ленинградская, ул. 302 Дивизии. 24), Крыловская участковая больница (ст. Крыловская, ул. Больничная. 9), Новоплатнировская участковая больница (ст. Новоплатнировская, ул. Кирпичная, 2), врачебные амбулатории в посёлках Образцовый (ул. Октябрьская, 9), Уманский (ул. Садовая, 5), Первомайский (ул. Первомайская, 2), хуторах Куликовский (ул. Советов. 20), Коржи (ул. Школьная, 3), фельдшерско-акушерские пункты в посёлке Бичевой (ул. Гагарина. 8 «А»), хуторах Западный (ул. Светлая, 155 «А»), Восточный (ул. Юбилейная. 103), Ромашки (ул. Хлеборобов, 59). Краснострелецкий (ул. Образцовая, 18), Андрющенский (ул. Коминтерна. 23) не соответствует требованиям ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.2. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»: поверхность стен и пола имеет дефекты, в связи с чем отсутствует возможность качественно провести влажную уборку и дезинфекции что в свою очередь требует проведения капитального ремонта с заменой коммуникаций.

Нарушения медицинским и обслуживающим персоналом санитарных правил приведет к наличию фактов заражения (массового заражения) пациентов инфекционными заболеваниями.

Причинами невыполнения мероприятий по надлежащему техническому и санитарному состоянию зданий МУЗ «Ленинградская ЦРБ» является непринятие собственником учреждения - муниципальным образованием Ленинградский район согласно ч. 2 ст. 298 ГК РФ в полном объеме мер по устранению выявленных нарушений, а именно не обеспечивается их надлежащее финансирование, не принимаются должные меры к ремонту и реконструкции действующих зданий МУЗ «Ленинградская ЦРБ» и строительству новых.

При таких обстоятельствах суд считает, необходимым обязать администрацию муниципального образования Ленинградский район принять меры по финансированию мероприятий по проведению ремонта зданий медицинских учреждений; обязать главного врача МУЗ «Ленинградская ЦРБ», администрацию муниципального образования Ленинградский район устранить нарушения в части исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий МУЗ «Ленинградская ЦРБ».

Поскольку стороной ответчика представлены суду документы подтверждающие, что администрацией МО Ленинградский район принимались и принимаются меры к финансированию МУЗ Ленинградская ЦРБ на проведение ремонта зданий медицинских учреждений, то основания для признания их бездействия не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 258 ГПК РФ, суд

                           РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования Ленинградский район принять меры по финансированию мероприятий по проведению ремонта зданий медицинских учреждений Ленинградского района.

Обязать главного врача МУЗ «Ленинградская ЦРБ», администрацию муниципального образования Ленинградский район по мере поступления денежных средств, устранить нарушения в части исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий МУЗ «Ленинградская ЦРБ», а именно:

- на основании п. 5.1. СаНПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», обеспечить проточной горячей водой врачебные амбулатории в посёлках Образцовый (ул. Октябрьская, 9), Уманский (ул. Садовая. 5), хуторах Куликовский (ул. Советов, 20), Коржи (ул. Школьная. 3), а также фельдшерско-акушерские пункты, находящиеся в посёлке Бичевой (ул. Гагарина, 8 «А»), хуторах Западный (ул. Светлая, 155 «А»), Восточный (ул. Юбилейная, 103). Ромашки (ул. Хлеборобов, 59), Краснострелецкий (ул. Образцовая. 18), Апдрющенский (уд. Коминтерна.23);

- на основании требований п. 10.2.1 раздела I и приложения 1 СаНПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» привести в соответствие имеющиеся площади палат МУЗ «Ленинградская ЦРБ» (ст. Ленинградская, ул. 302 Дивизии, 24) нормативным требованиям, а именно: хирургическое отделение - 10 кв.м., травматологическое отделение - 10 кв.м., глазное отделение - 7 кв.м., гинекологическое отделение - 7 кв.м., отд. анестезиологии и реанимации - 13 кв.м., инфекционное отделение - 8 кв.м., отделения соматического профиля - 7 кв.м.;

- на основании требований п. 4.2., п. 10.1.3. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» провести в инспекционном отделении МУЗ «Ленинградская ЦРБ» (ст. Ленинградская, ул. 302 Дивизии, 24) капитальный ремонт, в том числе заменить санитарно-техническое оборудование и коммуникации;

- на основании п. 4.2. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» произвести капитальный ремонт с заменой коммуникации в помещениях и подразделениях МУЗ «Ленинградская ЦРБ» (ст. Ленинградская, ул. 302 Дивизии, 24) (хирургическое, травматологическое, терапевтическое, неврологическое, наркологическое отделения, поликлиника, пищеблок, автоклавная, прачечная МУЗ «Ленинградская ЦРБ»), Крыловская участковая больница (ст. Крыловская, ул. Больничная, 9), Новоплатнировская участковая больница (ст. Новоплатнировская, ул. Кирпичная, 2), врачебные амбулатории в поселках Образцовый (ул. Октябрьская, 9), Уманский (ул. Садовая, 5), Первомайский (ул. Первомайская. 2), хуторах Куликовский (ул. Советов, 20), Коржи (ул. Школьная, 3), фельдшерско-акушерские пункты в посёлке Бичевой (ул. Гагарина, 8 «А»), хуторах Западный (ул. Светлая, 155 «А»), Восточный (ул. Юбилейная, 103), Ромашки (ул. Хлеборобов. 59), Краснострелецкий (ул. Образцовая. 18), Андрющенский (ул. Коминтерна, 23).

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинградский районный суд в течение 10 дней.     

                                             

      Судья:                                                                                  Н.Г. Ефанова