Дело № 2 - 503/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 мая 2011 года Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе: Судьи Калниной М.Ю. при секретаре Гайворонском Н.Е. с участием представителя прокуратуры Ленинградского района Фоменко Р.А. Представителя ООО «Строй-Сервис» Череп А.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Ленинградского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Строй - Сервис» о понуждении к оформлению разрешительной экологической документации УСТАНОВИЛ: Прокуратурой района совместно со специалистом Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края в период с 20 по 25 апреля 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны и использования участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых в деятельности ООО «Строй-Сервис». Проверкой установлено, что ООО «Строй-Сервис» осуществляет деятельность по добыче глины месторождения «Восточное» согласно лицензии на право пользование недрами серии КРД № 02718 ТЭ от 30.12.2005 № 2718. В процессе деятельности ООО «Строй-Сервис», а также при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов образуются следующие виды отходов в соответствии с Федеральным классификатором класса отходов (далее ФККО): мусор от бытовых помещений организаций несортированный исключая крупногабаритный (4 класс опасности ФККО); мусор от уборки территории (смет), обтирочный материал загрязненный нефтепродуктами (3 класс опасности ФККО); отходы от обслуживания автотранспорта: масла автомобильные отработанные (3 класс опасности ФККО); отработанные автомобильные масляные фильтры (3 класс опасности ФККО); фильтры автомобильные воздушные отработанные (4 класс опасности ФККО); покрышки отработанные (4 класс опасности ФККО). В ходе проверки установлены нарушения экологического законодательства. Прокурор просит обязать юридическое лицо ООО «Строй-Сервис» устранить допущенные на предприятии нарушения экологического законодательства. В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинградского района Фоменко Р.А. поддержал требования, изложенные в заявлении. Представитель ООО «Строй - Сервис», директор Череп А.Н. в судебном заседании иск признал полностью, пояснил, что в настоящее время ведется работа заключении необходимых договоров и разработке проектов. Заинтересованное лицо Департамента природных ресурсов о государственного экологического контроля Краснодарского края надлежащим образом были извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание не прибыли. Ходатайств от них не поступило. Суд, с учетом мнения участников судебного заседания, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившего представителя заинтересованного лица. Ходатайств о приобщении дополнительных доказательств и вызове свидетелей сторонами заявлено не было, в связи с чем суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам. Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав стороны, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.ст. 45, 255 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Бездействие ответчика противоречит требованиям природоохранного законодательства и может повлечь ущемление, предусмотренного ст.42 Конституции РФ права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду. Требованиями ч.3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства ООО «Строй-Сервис» паспортизация отходов не проведена - паспорта отходов I-IV класса опасности не разработаны. Статьёй 11 Федерального закона № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридическое лицо и иные лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов в целях уменьшения количества их образовании; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации. В соответствии с ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Как показала проверка опасные отходы, образующиеся в результате деятельности ООО «Строй - Сервис» не передаются на утилизацию в организации, имеющие соответствующие лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами для дальнейшего обезвреживания. Кроме того, отсутствуют договора на утилизацию опасных отходов (ТБО, покрышки отработанные, аккумуляторы отработанные, ветошь промасленная, лом черных и цветных металлов). Согласно ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Как показала проверка, учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не ведется. Согласно ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. При изучение документации ООО «Строй-Сервис» установлено, что на предприятии не разработана программа производственного контроля. При проведении работ ООО «Строй-Сервис» эксплуатирует стационарные и передвижные источники выбросов выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух: пересыпка сыпучих материалов, транспортерная лента, автотранспорт и прочие. В соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Требованиями части 1 статьи 30 Федерального закона №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами. На момент обследования установить и зафиксировать факт выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не представлялось возможным, поскольку ООО «Строй-Сервис» не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ и не разработан проект предельно-допустимых выбросов. Согласно ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Проверкой установлено, что ООО «Строй-Сервис» разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено. В соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами. В соответствии с требованиями п. 5 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с использованием участков недр, по видам полезных ископаемых и видами пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства от 3 марта 2010 года № 118 «Об утверждении положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых и иная проектная документация на выполнение работ, связанная с пользованием участками недр до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. В нарушении вышеизложенного, ООО «Строй-Сервис» в 2010 году осуществляло добычу полезных ископаемых при отсутствии согласованного в установленном порядке проекта разработки месторождения. Согласно п.33 Правил охраны недр (утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 № 71), Инструкции по маркшейдерскому учету объемов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом (утвержденной Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 № 74) должны проводятся маркшейдерские замеры добычи полезного ископаемого. Однако маркшейдерские замеры добычи полезных ископаемых не проводятся. Бездействие ООО «Строй-Сервис» противоречит требованиям природоохранного законодательства, а в конечном итоге может повлечь ущемление предусмотренного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем вышеизложенные нарушения является недопустимыми и подлежат немедленному устранению. Судом, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, дана оценка всем предоставленным сторонами в материалы дела доказательствам, которые свидетельствуют о необходимости удовлетворения заявленных требований и обязании ООО «Строй-Сервис» устранить На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ленинградского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Строй - Сервис» о понуждении к оформлению разрешительной экологической документации удовлетворить. Признать действия юридического лица ООО «Строй-Сервис» по осуществлению хозяйственной деятельности с нарушением требований ч.1 ст. 51, ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 14, 22, ч.1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», постановления Госкомстата РФ от 13.11.2000 № ПО «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерства природных ресурсов России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды», п. 5 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с использованием участков недр, по видам полезных ископаемых и видами пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства от 3 марта 2010 года № 118 «Об утверждении положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами», п. 5 Порядка предоставления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года № 215 «Об утверждении порядка предоставления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации», п.2 постановления государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18 июня 1999 года № 44 «Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием», п. 33 Правил охраны недр (утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 № 71), Инструкции по маркшейдерскому учету объемов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом (утвержденной Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 № 74) незаконными. Обязать юридическое лицо ООО «Строй-Сервис» устранить - заключить договора на утилизацию опасных отходов; -вести журналы учета образовавшихся, использованных, обезвреженных отходов; - разработать программу производственного контроля; -провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ; разработать проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ); получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ; разработать и согласовать проект разработки месторождения; провести маркшейдерские работы; вести журналы объема добычи полезных ископаемых; -разработать паспорта на опасные отходы. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинградский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения. Судья: М.Ю. Калнина
указанные нарушения экологического законодательства.
указанные нарушения экологического законодательства: