Решение по заявлению прокурора Ленинградского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО `Агрофирма Соревнование` о понуждении к оформлению документации по промышленной безопасности опасных производственных объектов.



                                                                                                       Дело № 2 - 687/2011 г.

                                                           РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июля 2011 года                                        Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:

Судьи                                                                                  Калниной М.Ю.

при секретаре                                                                     Гайворонском Н.Е.

с участием:

представителя прокуратуры

Ленинградского района                                                    Бондаренко А.И.

представителя ООО «Агрофирма Соревнование»        Галкиной А.Е.                     

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Ленинградского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Агрофирма Соревнование» о понуждении к оформлению документации по промышленной безопасности опасных производственных объектов

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Ленинградского района проведена проверка соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства об экологической и промышленной безопасности опасных производственных объектов в деятельности ООО «Агрофирма Соревнование» при эксплуатации площадки склада по хранению и перевалке нефтепродуктов.

В ходе проверки установлено, что ООО «Агрофирма Соревнование» при эксплуатации опасного производственного объекта «площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов» нарушает законодательство о промышленной безопасности.

Прокурор просит признать незаконными действия ООО «Агрофирма Соревнование» по осуществлению деятельности при эксплуатации опасного производственного объекта с нарушением требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных
объектов. Обязать ООО «Агрофирма Соревнование» устранить
нарушения экологического законодательства.

В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинградского района Бондаренко А.И. поддержал требования, изложенные в заявлении.

Представитель ООО «Агрофирма Соревнование» предъявленные прокурором района требования признала полностью, просила не приостанавливать деятельность ООО «Агрофирма Соревнование», так как в настоящее время принимаются меры к устранению выявленных в ходе проверки нарушений законодательства об экологической и промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Заинтересованное лицо представитель Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не прибыл, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя и отзыв на заявление прокурора, в котором поддерживают заявление прокурора Ленинградского района и просят удовлетворить заявленные требования.

Суд, с учетом мнения участников судебного заседания, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.                                                                                                          

Ходатайств о приобщении дополнительных доказательств и вызове свидетелей сторонами заявлено не было, в связи с чем суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав стороны, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 45, 255 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Прокуратурой Ленинградского района проведена проверка соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства об экологической и промышленной безопасности опасных производственных объектов в деятельности ООО «Агрофирма Соревнование» при эксплуатации площадки склада по хранению и перевалке нефтепродуктов.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Закон), опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре.

В нарушение закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ООО «Агрофирма Соревнование» не зарегистрировало в Государственном реестре опасных производственных объектов опасный производственный объект «площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов».

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта: изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в не образовательных учреждениях. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требованиями п. 28 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В ходе проверки установлено, что ООО «Агрофирма Соревнование» не имеет лицензии на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта.

Согласно ч.1 ст. 9, ч. 1 ст. 11 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Требованиями ч.2 ст. 11 Закона установлено, что организация обязана предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление.

В нарушение указанного законодательства ООО «Агрофирма Соревнование» производственный контроль на площадке нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов не организован и не осуществляется, отсутствует Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, согласованное и зарегистрированное в Северо-Кавказском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, не осуществляются проверки соблюдения требований промышленной безопасности ответственным за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, отсутствуют планы работы по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

В нарушение п.п. 2, 3, 4 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных надзору, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37, ООО «Агрофирма Соревнование» не представлены документы по подготовке и аттестации (переаттестации) руководителей и специалистов в области промышленной безопасности по категории «А» - общие требования промышленной безопасности», «Б1» - требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности», «Б 10» - транспортирование опасных веществ.

Требованиями ч.5 ст. 7 Закона установлено, что технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Согласно ч.1 ст. 9 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона экспертизе промышленной безопасности подлежат технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, здания и сооружения, расположенные на опасном производственном объекте.

Проверкой установлено, что технические устройства (резервуары, технологические трубопроводы), отработавшие нормативный срок службы и применяемые на опасном производственном объекте ООО «Агрофирма Соревнование», не прошли техническое диагностирование и экспертизу промышленной безопасности.

Согласно ч.1 ст. 8 Закона одним из обязательных условий принятия решения о начале расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.

В ходе проверки установлено, что в ООО «Агрофирма Соревнование» отсутствует проектная документация по приведению площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов, имеющая положительное заключение экспертизы промышленной безопасности проектной документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта.

Требованиям ст. 10 Закона установлено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

В нарушение п. 1.3 Методических указаний о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах РД 09-536-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.04.2003 №14 на предприятии отсутствует план по локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на площадку нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов.

Согласно ч.1 ст. 9 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте.

В соответствии с п.п. 3.6, 4.1, 4.4 Порядка проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 30.06.09г. № 191 расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются соответствующими документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей опасны производственный объект. Учет аварий ведется организацией в специальном журнале, согласно Приложению № 3, учет инцидентов на объекте ведется в специальном журнале, согласно Приложению № 4.

В ходе проверки установлено, что ООО «Агрофирма Соревнование» не ведётся учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте, отсутствует Положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте.

Требованиями ст. 10 Закона установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий.

В нарушение изложенного, ООО «Агрофирма Соревнование» не созданы резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий.

Площадка склада по хранению и перевалке нефтепродуктов, эксплуатируемая ООО «Агрофирма Соревнование», относится к опасным производственным объектам и в отсутствии лицензии создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан.

Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В результате бездействия ООО «Агрофирма Соревнование» нарушены неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как субъекта гражданских правоотношений, поскольку установленная федеральным законом обязанность по разработке правовой документации при эксплуатации опасного производственного объекта не выполнена.

Невыполнение ООО «Агрофирма Соревнование» требований лицензионного законодательства нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, на безопасность жизни и здоровья.

Судом, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, дана оценка всем предоставленным сторонами в материалы дела доказательствам, которые свидетельствуют о необходимости удовлетворения заявленных требований и обязании ООО «Агрофирма Соревнование» устранить
указанные нарушения законодательства об экологической и промышленной безопасности опасных производственных объектов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявлениепрокурора Ленинградского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Агрофирма Соревнование» о понуждении к оформлению документации по промышленной безопасности опасных производственных объектов - удовлетворить.

Признать незаконными действия ООО «Агрофирма Соревнование» по
осуществлению деятельности при эксплуатации опасного производственного
объекта с нарушением требований ч.2 ст. 2, ч.1 ст. 6, ч.5 ст. 7, ч.1 ст. 8, ч.1 ст.
9, ч.1 и ч.2 ст. 11, ст. 10, ч.1 ст. 13, ст. 15 Федерального закона №116-ФЗ от
21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов», п. 28 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О
лицензировании отдельных видов деятельности», п.п. 2, 3, 4 Положения об
организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций,
поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и
атомному надзору, утвержденного Приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 №37,
п. 1.3 Методических указаний о порядке разработки плана локализации и
ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических
объектах РД 09-536-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.04.2003 №14, п.п. 3.6, 4.1, 4.4 Порядка проведения технического
расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 30.06.09г. №191.

Обязать ООО «Агрофирма Соревнование» устранить указанные
нарушения экологического законодательства:

зарегистрировать в Государственном реестре опасных производственных объектов опасный производственный объект «площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов»;

получить лицензию на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта;

разработать положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, согласовать и зарегистрировать его в Северо-Кавказском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

осуществлять проверки соблюдения требований промышленной безопасности ответственным за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов;

разработать планы работы по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов;

провести техническое диагностирование и экспертизу промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

разработать план по локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на склад хлора главного водозабора;

разработать положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте;

создать резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинградский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.      

Судья:                         М.Ю. Калнина