Дело №2-791/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ст. Ленинградская 28 сентября 2011 года Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе: судьи Калниной М.Ю., при секретаре Гайворонском Н.Е., с участием истцов Лешева И.В., Митрофановой В.И., Митрофанова Н.М., представителя ответчиков - управления социальной защиты населения в Ленинградском районе и Департамента социальной защиты населения Краснодарского края Миргородского А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лешева И.В., Митрофановой В.И. Митрофанова Н.М., Митрофанова Д.Н. к Департаменту социальной защиты населения в Краснодарском крае, управлению социальной защиты населения в Ленинградском районе, МЧС России о признании подвергшимися радиационному воздействию УСТАНОВИЛ: Истца обратились в суд с иском к ответчикам о признании подвергшимися радиационному воздействию, указав в обоснование заявленных требований, что в период ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне они проживали в Восточно-Казахстанской области Казахской ССР, территория которой подверглась радиационному заражению. Просят признать их подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, распространить на них социальные гарантии, обязать Управление социальной защиты населения в Ленинградском районе Краснодарского края внести сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В судебном заседании истцы Лешев И.В., Митрофанова В.И., Митрофанов Н.М. заявленные требования поддержали и просили суд их удовлетворить. Истец Митрофанов Д.Н. в судебное заседание не прибыл, от него поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, на удовлетворении требований иска настаивал. Представитель ответчиков Департамента социальной защиты населения в Краснодарском крае и управления социальной защиты населения в Ленинградском районе в судебном заседании с иском не согласился по доводам, изложенным в предоставленном суду отзыве. Представитель Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю в судебное заседание не прибыл, предоставил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и в иске отказать, поскольку требования истцов не основаны на Законе. Ходатайств о приобщении дополнительных доказательств и вызове свидетелей сторонами заявлено не было, в связи с чем суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам. Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», установленные данным ФЗ меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящимФЗ. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года № 634 утверждены Правила отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Согласно пункту 2 названных Правил, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 5 Правил). Согласно части первой статьи 5 названного Федерального закона гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 бэр, выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления; порядок выдачи этих удостоверений определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанного предписания Правительство Российской Федерации Постановлением от 27 декабря 2004 года № 849 утвердило Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, пунктом 2 которых в полном соответствии со статьей 1 названного Федерального закона установлено, что удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытании на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Согласно части 2 статьи 5 названного Федерального закона документом, подтверждающим право па получение мер социальной поддержки детям, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона, является заключение межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболевания с радиационным воздействием. Установление причинной связи развившихся заболеваний с последствиями ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне осуществляется межведомственными экспертными советами в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, возникновение права у граждан на льготы и компенсации увязывается с проживанием в 1949-1963 годах в определенных населенных пунктах и суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения свыше 5 бэр; у детей до 18 лет - с наличием заболевания вследствие радиационного воздействия. Судом установлено, что истцы Лешев И.В. с 21.08.1990г. по 31.12.1990г., Митрофанова В.И. с 22.09.1978г. по 27.05.1982г., 23.08.1982г. по 31.12.1990г., Митрофанов Н.М. с 17.08.1977г. по 17.08.1982г., с 23.08.1982г. по 24..03.1987г., Митрофанов Д.Н. с 01.04.1983г. по 31.12.1990г. проживали в городе Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан. Отделом занятости и социальных программ г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области были выданы справки: № 221538 от 21.02.2011 года Лешеву И.В., №221280 от 15.07.2010г. - Митрофановой В.И., №221279 от 15.07.2010г. - Митрофанову Н.М., №221281 от 15.07.2010г. - Митрофанову Д.Н. согласно которых на основании закона Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» г.Усть-Каменогорск отнесен к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7,0 до 35,0 БЭР в период ядерных испытаний с 1949 по 1990 годы. Между тем, распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года № 356-р (в редакции постановления Правительства РФ от 04.12.1995 г. № 1191) и распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 года № 162-р (в редакции от 08.02.2002 года № 156-р) утвержден перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, согласно которому вышеназванные населенные пункты - г. Усть-Каменогорск, Уланский район Восточно-Казахстанской области не отнесены к категории населенных пунктов, жители которых подверглись радиационному воздействию. При выезде из указанных регионов в Российскую Федерацию на постоянное место проживания истцы полагали, что с учетом выданных им в Казахстане национальных документов за ними, как за пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, также сохраняется право на льготы и в Российской Федерации. Суд считает, что представленные истцами справки в отношении реализации национального законодательства по спорному вопросу обязательной силы применения в Российской Федерации не имеют по следующим основаниям. Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года № 356-р. Однако, населенный пункт Казахской ССР, в которых проживали истцы, отсутствует в указанном перечне. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам не дает права гражданам Российской Федерации требовать на территории Российской Федерации представления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан, на основании имеющихся у них национальных удостоверений. Международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется. В связи с чем оформление и выдача удостоверений гражданам, проживавшим на территории бывшей КазахскойССР, а затем переселившимся для постоянного проживания на территории Российской Федерации, производится на основании Российского законодательства. Из буквального содержания названных норм права следует, что на территории РФ лицо может быть признано подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» при наличии трех условий: 1) проживание в 1949-1963 годах в соответствующем населенном пункте; 2) включение населенного пункта в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утверждаемые Правительством Российской Федерации; 3) получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). Несмотря на то, что истцами представлены по делу справки, по которым суммарная эффективная эквивалентная доза составляет от 7 до 35 бэр, данных о наличии у них заболевания, полученного вследствие радиационного воздействия, по делу не представлено. Доказательств причинно-следственной связи между имеющимися заболеваниями у истцов, и что они возникли вследствие радиационного воздействия, изложенных в предоставленных суду выписках из историй болезни, суду не предоставлено. На необходимость проверки данных по облучению более 5 бэр, при наличии которого Российской Федерацией и предоставляются меры социальной поддержки, как и на необходимость надлежащей правовой оценки доказательств в указанной части, указано в Определении Конституционного Суда РФ от 04 декабря 2007 года № 960-0-П по жалобе гражданина Е.С.Л. Согласно выводов Определения Конституционного Суда РФ от 04 декабря 2007 года № 960-0-П, не исключавшего возможность предоставления Российской Федерацией мер социальной поддержки лицам, ранее проживавшим на территории Республики Казахстан, но при обязательном подтверждении суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 бэр. Как следует из указанных выше справок № 221538, № 221280, № 221000, № 221279, №221281 при выдаче административным органом Республики Казахстан данных справок о наличии у истцов суммарной эквивалентной дозы свыше 7 бэр, исходил исключительно из радиологического маршрута проживания в зонах повышенного и минимального радиационного риска. При этом в данных справках не была отражена полная (полноценная) информация об уровнях излучения и радиационного загрязнения территории Республики Казахстан, не приведен расчет эффективных эквивалентных доз для пострадавшего населения в различные периоды времени, не произведена ссылка на методику расчета, на научно подтвержденные нормативы. Следовательно, суд считает, что данные справки не могут служить достоверным и безусловным доказательством получения истцами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 бэр. Оценив предоставленные в материалы дела доказательства с учетомтребований ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковое заявление не обоснованным, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению. На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Лешева И.В., Митрофановой В.И., Митрофанова Н.М. Митрофанова Д.Н. к Департаменту социальной защиты населения в Краснодарском крае, управлению социальной защиты населения в Ленинградском районе, МЧС России о признании подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - отказать. Кассационная жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 03 октября 2011 года. Судья: М.Ю. Калнина