К делу 2-890/2011 год.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2011 года. ст. Ленинградская
Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Юхименко В. Г.
С участием истца Подкорытова И.В.
Представителя истца Андрющенко О.В.
Представителя ответчика Губенко В.Н.
При секретаре Сидак А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску, Подкорытова И.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинградском районе Краснодарского края, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать УПФ РФ в Ленинградском районе назначить ему трудовую пенсию с момента первоначального обращения, за пенсией пояснив, что обратился в Управление ПФР в Ленинградском районе с заявлением, о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с положениями Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, так как осуществлял лечебную деятельность по охране здоровья населения.
30.05.2011 года протоколом № заседании комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда в Ленинградском районе Краснодарского края истцу, было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Периоды работы с 22.05.1988г. по 12.05.1990 года не засчитан в стаж работы в связи с прохождением службы в вооруженных силах по призыву
Период работы с 18.06.1990 г. по 31.10.1999г. в качестве фельдшера и врача выездной бригады на станции скорой медицинской помощи не засчитан в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, так как из трудовой книжки не усматриваются сведения о последовательной реорганизации учреждения.
Период работы с 01.11.1999г. по 23.08.2001г. на станции скорой медицинской помощи не включен в ни в страховой стаж, ни в льготный трудовой стаж в связи с отсутствием последовательной реорганизации учреждения, в котором протекала деятельность,
Период работы с 27.12.2005г. по 31.12.2005г. в МУЗ «Ленинградская ЦРБ» в должности исполняющего обязанности заместителя главного врача по медицинской части не может бьпь засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в связи с тем, что Списком № 781 от 29.10.2002 года предусмотрены врачи - руководители учреждений, осуществляющие лечебную деятельность. Документы, подтверждающие, что заявитель осуществлял работу по врачебной специальности отсутствуют.
Периоды работы с 23.02.2007г. по 13.03.2007г., 15.03.2007г. по 31.03.2007г., 06.06.2.007г. по 09.06.2007г., 09.07.2007г. по 19.07.2007г. 18.08.2008г. по 22.08.2008г. в МУЗ «Ленинградская ЦРБ» не засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с нахождением на курсах повышения квалификации.
Истец считает вышеуказанный отказ незаконным, в связи с чем, вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании истец и ее представитель, исковые требования поддержали, в обоснование привели доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика иск не признала, поддерживая мотивы отказа, изложенные в протоколе заседания комиссии и отзыве, на исковое заявление.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, считает исковые требования в части включения в стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с 23.02.2007г. по 13.03.2007г., 15.03.2007г. по 31.03.2007г., 06.06.2.007г. по 09.06.2007г., 09.07.2007г. по 19.07.2007г. 18.08.2008г. по 22.08.2008г. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. И данные периоды подлежат включению в льготный стаж как работа в отделении хирургического профиля.
Период прохождения службы в вооруженных силах по призыву с 22.05.1988г. по 12.05.1990г. не может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по следующим основаниям: из представленного военного билета усматривается, что с 22.05.1988г. по 12.05.1990г. заявитель проходил службу в Вооруженных Силах СССР в качестве санитарного инструктора ВУС-878. Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 в выслугу лет работникам здравоохранения включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органах. В соответствии со Списком. утвержденным вышеуказанным Постановлением, право на соответствующий вид пенсии по старости предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. Список, утвержденный Постановлением, не предусматривал конкретного перечня наименований должностей врачебного и среднего медицинского персонала. В этой связи органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствовались Номенклатурой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 № 377 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.10.1999г., регистрационный № 1965). Указанной Номенклатурой должность «санитарный инструктор» не предусмотрена. Таким образом, период прохождения службы в ВС с 22.05.1988г. по 12.05.1990г. не может быть засчитан в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Об этом прямо указано в Определении судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 06.05.2011 года № 16-В11-6.
Периоды работы с 18.06.1990г. по 10.08.1997г. в качестве фельдшера выездной бригады на станции скорой медицинской помощи, периоды работы с 11.08.1997г. по 31.10.1999г. в должности врача выездной бригады на станции скорой медицинской помощи, период работы с 01.11.1999г. по 23.08.2001г. в качестве врача выездной бригады на станции скорой медицинской помощи, периоды работы с 27.12.2005г. по 31.12.2005г. в МУЗ «Ленинградская ЦРБ» в должности исполняющего обязанности заместителя главного врача по медицинской части должен быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии со статьей 15 имеет высшую юридическую силу. Согласно статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом. Конституция РФ в силу статьи 39 гарантирует пенсионное обеспечение по возрасту, по инвалидности, потере кормильца.
Пунктом 2 статьи 39 Конституции РФ определено, что государственные пенсии устанавливаются Законом. В соответствии с Конституцией РФ порядок определения права граждан на трудовые пенсии по старости и порядок реализации этого права устанавливаются ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. Право на досрочное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан определяется при наличии необходимых условий, предусмотренных статьями 27,28 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Исходя из смысла пенсионного законодательства, установление для медицинских работников льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (так же как и предоставление, им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в прежнем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста и поэтому связывается с фактически осуществляемой ими работой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
В соответствии с п. 9 постановления Пленума ВС РФ, от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п.1 ст. 27 и подп. 7-13 п.1 ст.28), периода его работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий, характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т. п.).
То есть, назначение данного вида пенсии Законом № 173-ФЗ связано именно с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Истец имеет высшее медицинское профессиональное образование, по специальности врач, вся его трудовая деятельность связана с осуществлением лечебной деятельности.
В протоколе комиссия указала, что при оценке периодов трудовой деятельности в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П данные периоды невозможно засчитать в медицинский стаж.
Однако комиссией не учтен тот факт, что в указанном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации изложена иная правовая позиция, согласно которой «Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность, и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Конституционный Суд Российской Федерации пунктом 1 указанного постановления от 29.01.2004 г. постановил, что гражданин имеет право «осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Учитывая вышеизложенное, отказ территориального органа Пенсионного фонда РФ включить вышеуказанные периоды работы в стаж, является незаконным и нарушающим конституционное право истца на социальное обеспечение.
Вместе с тем на момент обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии 28.02.2011 года, истец не имел 30 летнего стажа работы в льготном исчислении, и ответчик правомерно отказал истцу в назначении досрочной трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность,
На основании изложенного и в соответствии со ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Подкорытова И.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинградском районе Краснодарского края, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность, удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинградском районе Краснодарского края включить Подкорытову И.В. периоды работы с 23.02.2007г. по 13.03.2007г., 15.03.2007г. по 31.03.2007г., 06.06.2.007г. по 09.06.2007г., 09.07.2007г. по 19.07.2007г. 18.08.2008г. по 22.08.2008г., в льготный стаж как работа в отделении хирургического профиля.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинградском районе Краснодарского края включить Подкорытову И.В. периоды работы с 18.06.1990г. по 10.08.1997г. в качестве фельдшера выездной бригады на станции скорой медицинской помощи, периоды работы с 11.08.1997г. по 31.10.1999г. в должности врача выездной бригады на станции скорой медицинской помощи, периоды работы с 01.11.1999г. по 23.08.2001г. в качестве врача выездной бригады на станции скорой медицинской помощи, периоды работы с 27.12.2005г. по 31.12.2005г. в МУЗ «Ленинградская ЦРБ» в должности исполняющего обязанности заместителя главного врача по медицинской части в стаж, дающий ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд, через Ленинградский районный суд в течение 10-ти дней.
Судья