Решение по иску военного прокурора Краснодарского гарнизона к военному комиссариату, Чуб Р.В., администрации МО Ленинградский район о признании незаконным решения призывной комиссии об освобождении от призыва на военную службу.



К делу 2-1208/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Ленинградская 10 ноября 2011 года

Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Юхименко В.Г.,

при секретаре Иващенко Т.В.,

с участием прокурора Гузенко В.С.,

представителя военного комиссариата Некрасовой Л.В.,

предоставившей доверенность № 159-юр от 07.11.2011 года,

представителя администрации МО Ленинградский район

ГоловатскогоД.Л., предоставившего доверенность № 858 от 01.03.2011

года,

Чуб Р.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению военного прокурора Краснодарского гарнизона в интересах Российской Федерации к военному комиссариату, Чуб Р.В., администрации муниципального образования Ленинградский район о признании незаконным решения призывной комиссии Ленинградского района Краснодарского края от 05 июня 2009 года (протокол № 29) об освобождении Чуб Р.В. от призыва на военную службу,

У С Т А Н О В И Л:

Военной прокуратурой Краснодарского гарнизона совместно с прокуратурой Ленинградского района Краснодарского края проведена проверка исполнения законодательства при освобождении граждан, состоящих на воинском учете в отделе военного комиссариата Краснодарского края по Ленинградскому району, от призыва на военную службу.

В ходе проверки установлено, 05 июня 2009 г. призывной комиссией вышеназванного муниципального образования принято решение об освобождении Чуб Р.В. от призыва на военную службу (протокол № 29) в связи с признанием его «В» – ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, в последующем отделом военного комиссариата Краснодарского края по Ленинградскому району ему был выдан военный билет.

Указанный призывник ни для проведения медицинского освидетельствования, ни на призывную комиссию Ленинградского района Краснодарского края не вызывался, туда не прибывал, медицинское освидетельствование при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, не проходил, медицинские документы, подтверждающие наличие у него оснований для освобождения от призыва на военную службу, не представлял. В личном деле данного призывника акта исследования состояния здоровья, и листа медицинского освидетельствования не имеется.

В дальнейшем, вопреки установленному порядку, личное дело данного призывника, на очное либо заочное контрольное медицинское освидетельствование в призывную комиссию Краснодарского края не представлялось, на заседании призывной комиссии субъекта Российской Федерации в установленные законом сроки не рассматривалось, решение призывной комиссии Ленинградского района Краснодарского края не утверждено.

Поскольку в настоящее время отсутствует какой-либо государственный орган или комиссия,    уполномоченные отменять решение призывной комиссии Ленинградского района, рассмотрение данного вопроса подведомственно Ленинградскому районному суду Краснодарского края.

Решение призывной комиссии об освобождении вышеуказанного призывника от призыва в Вооруженные Силы РФ нарушает не персонифицированные интересы Российской Федерации, как государства, на территории которого Конституцией Российской Федерации предусмотрена защита основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Прокурор поддержал заявленные требования.

Представитель военного комиссариата не возражает удовлетворить заявленные требования.

Чуб Р.В. в судебном заседании требования прокурора признал.

Представитель администрации МО Ленинградский район не возражал удовлетворить заявленные требования военного прокурора.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает заявление военного прокурора, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, призыв граждан на военную службу осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на призывную комиссию возлагаются обязанности о принятии помимо прочих также и решения об освобождении граждан от призыва на военную службу.

В соответствии с п.п. 13, 15, 19, 21, 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123 организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.

По направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья. Порядок направления на обследование (лечение) и форма акта определяются Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Руководители территориальных органов управления здравоохранением, руководители медицинских организаций и военные комиссары обеспечивают своевременное медицинское обследование (лечение) граждан.

В соответствии с п. 35 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. № 400, граждане, вызываемые на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе необходимые документы.

В соответствии с п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. № 400, решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в Перечне документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежащих представлению призывной комиссии или военный комиссариата (приложение № 32 к данной Инструкции), а именно: акта исследования состояния здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза, выписки из истории болезни, заверенных подписями главного врача и лечащего врача медицинского учреждения и печатью медицинского учреждения; листа медицинского освидетельствования с заключением врачей-специалистов о категории годности призывника; карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае признания гражданина ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, решением призывной комиссии муниципального образования он зачисляется в запас и ему, после утверждения этого решения призывной комиссией субъекта Российской Федерации, выдается военный билет установленного образца.

В соответствии с п. 22 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Минобороны России и Минздрава России от 23 мая 2001 г. № 240/168, списки граждан, освобожденных от призыва на военную службу, вместе с их личными делами и медицинскими документами, подтверждающими установленный диагноз и вынесенное заключение, представляются врачам – членам призывной комиссии субъекта Российской Федерации для изучения обоснованности принятых решений и проведения при необходимости контрольного (очного или заочного) медицинского освидетельствования.

В соответствии с частями 2, 3 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 23 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, п. 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. № 400, правильность освобождения граждан от призыва на военную службу проверяет призывная комиссия субъекта Российской Федерации, на рассмотрение которой представляются личные дела данной категории призывников, которая до 15 июля (31 декабря), то есть, до окончания сроков призыва граждан на военную службу, предусмотренных ст. 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», принимает решение об утверждении или отмене (в случае выявления у гражданина при контрольном медицинском освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе) решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от призыва на военную службу.

То есть, согласно указанных требований закона, решения призывных комиссий муниципальных образований приобретают обязательный характер только после их утверждения призывной комиссией субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 32 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, решения призывной комиссии субъекта Российской Федерации об отмене решения нижестоящей призывной комиссии и о принятии одного из решения, указанных в пункте ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», заносятся в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации, который в тот же день подписывается председателем призывной комиссии и ее членами, личные дела призывников с оформленными в установленном порядке выписками из решений призывной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее 5-дневного срока с даты принятия этих решений возвращаются в отделы в муниципальных образованиях.

Согласно ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан организуют военные комиссары и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных образованиях.

Судом установлено, что Военной прокуратурой Краснодарского гарнизона совместно с прокуратурой Ленинградского района Краснодарского края проведена проверка исполнения законодательства при освобождении граждан, состоящих на воинском учете в отделе военного комиссариата Краснодарского края по Ленинградскому району, от призыва на военную службу.

В ходе проверки установлено, 05 июня 2009 г. призывной комиссией вышеназванного муниципального образования принято решение об освобождении Чуб Р.В. от призыва на военную службу (протокол № 29) в связи с признанием его «В» – ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, в последующем отделом военного комиссариата Краснодарского края по Ленинградскому району ему был выдан военный билет.

Указанный призывник ни для проведения медицинского освидетельствования, ни на призывную комиссию Ленинградского района Краснодарского края не вызывался, туда не прибывал, медицинское освидетельствование при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, не проходил, медицинские документы, подтверждающие наличие у него оснований для освобождения от призыва на военную службу, не представлял. В личном деле данного призывника акта исследования состояния здоровья и листа медицинского освидетельствования не имеется.

В дальнейшем, вопреки установленному порядку, личное дело данного призывника, на очное либо заочное контрольное медицинское освидетельствование в призывную комиссию Краснодарского края не представлялось, на заседании призывной комиссии субъекта Российской Федерации в установленные законом сроки не рассматривалось, решение призывной комиссии Ленинградского района Краснодарского края не утверждено.

Таким образом, решение призывной комиссии Ленинградского района Краснодарского края об освобождении данного призывника от призыва на военную службу является незаконным и подлежащим отмене, так не соблюден установленный вышеуказанными требованиями закона порядок освобождения граждан от призыва на военную службу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

    Признать решение призывной комиссии Ленинградского района Краснодарского края от 05 июня 2009 г. (протокол № 29) об освобождении Чуб Р.В. от призыва на военную службу незаконным.

    Обязать военный комиссариат Краснодарского края и призывную комиссию Ленинградского района Краснодарского края обязанности в виде организации мероприятий, связанных с призывом Чуб Р.В. на военную службу.

    Возложить на Чуб Р.В. обязанность явиться на призывную комиссию Ленинградского района Краснодарского края, сдать выданный ему военный билет и пройти мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинградский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.

Судья