Решение по иску прокурора Ленинградского района о признании незаконным бездействия администрации Образцового сельского поселения в части несоблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле.



К делу 2-1408/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    09 декабря 2011 года.      ст. Ленинградская

Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего судьи Юхименко В.Г.,

При секретаре Иващенко Т.В.,

С участием прокурора Пономаренко О.С.,

С участием главы Образцового сельского поселения Цымбал О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Ленинградского района, в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Образцового сельского поселения в части несоблюдения требований федерального законодательства и не исполнения законных требований прокурора об их устранении, и об обязании устранить нарушения федерального законодательства.

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратурой района в октябре 2011 года проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о погребении и похоронном деле, в результате которой были выявлены нарушения федерального законодательства.

01.02.2011 прокуратурой Ленинградского района по результатам проверки соблюдения федерального законодательства при захоронении умерших граждан, в связи с выявлением многочисленных нарушений требований законодательства в указанной сфере в адрес главы Образцового сельского поселения Ленинградского района внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле, недопущения их впредь и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Прокурор в судебном заседании, поддержал заявленные исковые требования, в обоснование привел доводы, изложенные в нем.

Глава Образцового сельского поселения Ленинградского района в судебном заседании исковые требования прокурора признала и пояснила, что в настоящее время ведется работа по устранению недостатков.

Выслушав прокурора, ответчика и исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из части 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что прокурор при выявлении нарушений законодательства вправе вносить представление об их устранении и требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.

Частью 1 статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

11.02.2011 в прокуратуру Ленинградского района главой Образцового сельского поселения Ленинградского района направлена информация об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. По итогам рассмотрения представления в отношении должностных лиц администрации Образцового сельского поселения Ленинградского района, допустивших нарушения законодательства, применены меры дисциплинарного характера.

07.04.2011 прокуратурой района в адрес главы Образцового сельского поселения Ленинградского района направлен запрос с целью проверки реального устранения нарушений требований законодательства о погребении и похоронном деле и соответственно исполнения требований прокурора Ленинградского района.

08.04.2011 главой Образцового сельского поселения Ленинградского района в прокуратуру Ленинградского района направлена информация, согласно которой на местном уровне специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.

По результатам проверки проведенной в апреле 2011 года прокурором района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении главы Образцового сельского поселения Цымбал О.В. по ст. 17.7 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за не исполнение законных требований прокурора.

04.05.2011 мировым судьей судебного участка № 175 Ленинградского района глава Образцового сельского поселения привлечен к административной ответственности в виде штрафа.

07.10.2011 прокуратурой района в адрес главы Образцового сельского поселения Ленинградского района направлен повторный запрос с целью проверки реального устранения нарушений требований законодательства о погребении и похоронном деле и соответственно исполнения требований прокурора Ленинградского района.

10.10.2011 главой Образцового сельского поселения Ленинградского района в прокуратуру Ленинградского района направлена информация, согласно которой на местном уровне специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Согласно ст. 25 Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Статьей 29 Закона установлено, что органы местного самоуправления районов, поселений создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений.

Аналогичные требования установлены в ст. 15 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» (далее – Закон края). Согласно ч. 3 ст. 15 Закона края специализированные службы по вопросам похоронного дела обеспечивают в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края формирование и сохранность архивного фонда документов по погребению умерших (погибших).

Вопреки указанным требованиям закона администрацией Образцового сельского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.

Так, в связи с тем, что на территории Образцового сельского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, может допускаться самовольное захоронение, что недопустимо.

Кроме того, до настоящего времени не устранены нарушения земельного законодательства (границы земельных участков под кладбищами не определены, межевание земельных участков не проводилось, права на указанные земельные участки в установленном законом порядке не зарегистрированы).

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон о погребении), а также ч. 1 ст. 19 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» (далее – Закон КК о погребении) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления в Краснодарском крае и в соответствии с федеральным законодательством содержатся за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ч. 2 ст. 13 Закона КК о погребении к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с ч. 1, п. «б» ч. 2 ст. 13.1 Закона КК о погребении уполномоченными исполнительными органами в сфере погребения и похоронного дела могут быть структурные подразделения или ответственные лица исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления в Краснодарском крае, наделенные полномочиями в сфере погребения и похоронного дела, которые разрабатывают и реализуют мероприятия по эксплуатации действующих кладбищ.

Согласно п. 13 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, при этом обязательным приложением к заявлению (решению) об образовании земельных участков является кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка.

В соответствии с ч. 1 ст. 68, ч. 1 ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе органов местного самоуправления и включает в себя мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» материалы геодезических и картографических работ являются основой для описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно нормам ст.ст. 8, 218, 223 ГК РФ моментом возникновения права собственности на недвижимое имущество является регистрация в уполномоченном государственном органе. Указанное требование содержится также в ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которой государственной регистрации подлежат права собственности и вещные права не недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 164 ГК РФ.

Кроме того, в ходе проведенной прокуратурой района совместно с ТО Роспотребнадзора по Каневскому, Ленинградскому, Староминскому районам проверки установлено, что решением Совета Образцового сельского поселения Ленинградского района от 23.08.2009 № 23 утверждено Положение об организации ритуальных услуг, погребения, похоронного дела и содержании кладбищ на территории Образцового сельского поселения Ленинградского района.

В соответствии с пунктом 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с положениями ст. 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» специализированная служба по вопросам похоронного дела, осуществляющая деятельность по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению, органом местного самоуправления не создана, полномочия по осуществлению данной деятельности, иной специализированной организации, в предусмотренном законодательством порядке, не переданы.

Деятельность по содержанию кладбища осуществляется силами администрации сельского поселения.

На территории Образцового сельского поселения расположено 1 кладбище, площадь которого, ориентировочно, составляет 1,5 га.

В нарушение требований п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 кладбище не оснащено мусоросборниками, стихийно расположенные площадки для мусора (мусоросборников) не имеют ограждения и твердого покрытия (асфальтирование, бетонирование).

В нарушение требований п. 1.3 СанПиН 2.1.2882-11 пункты 12.6, 12.14, 13.3 Положения об организации ритуальных услуг, погребения, похоронного дела и содержании кладбищ на территории Образцового сельского поселения Ленинградского района противоречат требованиям п. 3.4 СанПиН 2.1.2882-11, согласно которому должен быть установлен кладбищенский период (время разложения и минерализации тела умершего) с момента предыдущего захоронения, с учетом состава грунта, гидрогеологических и климатических условий мест захоронения по истечении которого допускается повторное захоронение в одну и ту же могилу тел родственника (родственников).

Положение об организации ритуальных услуг, погребения, похоронного дела и содержании кладбищ на территории Образцового сельского поселения Ленинградского района в нарушение требований п. 1.3 СанПиН 2.1.2882-11 не содержит сведений о порядке захоронения трупов, патолого-анатомических, операционных отходов, инфицированных возбудителями особо опасных инфекций и инфекций неясной этиологии, о порядке захоронения патолого-анатомических, операционных отходов (органы, ткани и другие) что предусмотрено п.п. 3.9, 3.10, 3.11, 3.12 СанПиН 2.1.2882-11.

Таким образом, бездействие администрации Образцового сельского поселения выражено в неисполнении законных требований прокурора об устранении выявленных в ходе проверки нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, а также земельного законодательства, влекущих ущемление прав граждан на погребение умерших родственников и оказание ритуальных услуг, а также в нарушении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем являются недопустимыми и подлежат немедленному устранению. Тем самым, бездействием администрации нарушаются права неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Таким образом, бездействие администрации Образцового сельского поселение выражено в неисполнении требований законодательства о похоронном деле и санитарно-эпидемиологического законодательства, влекущих ущемление прав граждан на погребение умерших родственников и оказание ритуальных услуг, а также в нарушении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи, с чем являются недопустимыми и подлежат немедленному устранению.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 194-198, ГПК РФ,

    

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Образцового сельского поселения Ленинградского района, выразившиеся в не выполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле, земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законных требований прокурора об их устранении.

Обязать администрацию Образцового сельского поселения Ленинградского района устранить нарушения требований законодательства о погребении и похоронном деле, земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории поселения;

принять меры к формированию, межеванию, постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на земельные участки, занятые кладбищами;

оснастить кладбища поселения мусоросборниками, осуществить твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) и ограждение площадок для сбора мусора, внести изменения в «Положение об организации ритуальных услуг, погребения, похоронного дела и содержании кладбищ на территории Образцового сельского поселения Ленинградского района» в соответствии с требованиями п.п. 1.3, 3.4, 3.9, 3.10, 3.11, 3.12 СанПиН 2.1.2882-11.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд, через Ленинградский районный суд в течение 10 дней.

     Судья