К делу 2-1407/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2011 года. ст. Ленинградская
Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Юхименко В.Г.,
При секретаре Иващенко Т.В.,
С участием прокурора Пономаренко О.С.,
С участием главы Крыловского сельского поселения Деркач О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Ленинградского района, в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Крыловского сельского поселения в части несоблюдения требований федерального законодательства и не исполнения законных требований прокурора об их устранении, и об обязании устранить нарушения федерального законодательства.
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратурой района в октябре 2011 года проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о погребении и похоронном деле, в результате которой были выявлены нарушения федерального законодательства.
01.02.2011 прокуратурой Ленинградского района по результатам проверки соблюдения федерального законодательства при захоронении умерших граждан, в связи с выявлением многочисленных нарушений требований законодательства в указанной сфере в адрес главы Крыловского сельского поселения Ленинградского района внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле, недопущения их впредь и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Прокурор в судебном заседании, поддержал заявленные исковые требования, в обоснование привел доводы, изложенные в нем.
Глава Крыловского сельского поселения Ленинградского района в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, просил в удовлетворении отказать, поскольку предъявленные требования не соответствую действующему законодательству.
Выслушав прокурора, ответчика и исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
11.02.2011 в прокуратуру Ленинградского района главой Крыловского сельского поселения Ленинградского района направлена информация об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. По итогам рассмотрения представления в отношении должностных лиц администрации Крыловского сельского поселения Ленинградского района, допустивших нарушения законодательства, применены меры дисциплинарного характера.
07.04.2011 прокуратурой района в адрес главы Крыловского сельского поселения Ленинградского района направлен запрос с целью проверки реального устранения нарушений требований законодательства о погребении и похоронном деле и соответственно исполнения требований прокурора Ленинградского района.
08.04.2011 главой Крыловского сельского поселения Ленинградского района в прокуратуру Ленинградского района направлена информация, согласно которой на местном уровне специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.
По результатам проверки проведенной в апреле 2011 года прокурором района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении главы Крыловского сельского поселения Деркач О.А. по ст. 17.7 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за не исполнение законных требований прокурора.
04.05.2011 мировым судьей судебного участка № 175 Ленинградского района глава Крыловского сельского поселения привлечен к административной ответственности в виде штрафа.
07.10.2011 прокуратурой района в адрес главы Крыловского сельского поселения Ленинградского района направлен повторный запрос с целью проверки реального устранения нарушений требований законодательства о погребении и похоронном деле и соответственно исполнения требований прокурора Ленинградского района.
11.10.2011 главой Крыловского сельского поселения Ленинградского района в прокуратуру Ленинградского района направлена информация, согласно которой на местном уровне специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Согласно ст. 25 Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Статьей 29 Закона установлено, что органы местного самоуправления районов, поселений создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений.
Аналогичные требования установлены в ст. 15 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» (далее – Закон края). Согласно ч. 3 ст. 15 Закона края специализированные службы по вопросам похоронного дела обеспечивают в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края формирование и сохранность архивного фонда документов по погребению умерших (погибших).
Вопреки указанным требованиям закона администрацией Крыловского сельского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Так, в связи с тем, что на территории Крыловского сельского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, может допускаться самовольное захоронение, что недопустимо.
Кроме того, в ходе проведенной прокуратурой района совместно с ТО Роспотребнадзора по Каневскому, Ленинградскому, Староминскому районам проверки установлено, что в нарушение п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Крыловского сельского поселения Ленинградского района не разработан нормативный акт, регламентирующий порядок организации ритуальных услуг, погребения, похоронного дела и содержания мест захоронения.
В соответствии с пунктом 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с положениями ст. 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» специализированная служба по вопросам похоронного дела, осуществляющая деятельность по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению, органом местного самоуправления не создана, полномочия по осуществлению данной деятельности, иной специализированной организации, в предусмотренном законодательством порядке, не переданы.
Деятельность по содержанию кладбища осуществляется силами администрации сельского поселения.
На территории Крыловского сельского поселения расположено 1 кладбище, площадь которого, ориентировочно, составляет 7,3 га.
В нарушение требований п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 площадки для установки мусоросборников, оборудованные на кладбище, не имеют ограждения и твердого покрытия (асфальтирование, бетонирование).
Таким образом, бездействие администрации Крыловского сельского поселения выражено в неисполнении законных требований прокурора об устранении выявленных в ходе проверки нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, влекущих ущемление прав граждан на погребение умерших родственников и оказание ритуальных услуг, а также в нарушении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем являются недопустимыми и подлежат немедленному устранению. Тем самым, бездействием администрации нарушаются права неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Таким образом, бездействие администрации Крыловского сельского поселение выражено в неисполнении требований законодательства о похоронном деле и санитарно-эпидемиологического законодательства, влекущих ущемление прав граждан на погребение умерших родственников и оказание ритуальных услуг, а также в нарушении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи, с чем являются недопустимыми и подлежат немедленному устранению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 194-198, ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Крыловского сельского поселения Ленинградского района, выразившиеся в не выполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле, земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законных требований прокурора об их устранении.
Обязать администрацию Крыловского сельского поселения Ленинградского района устранить нарушения требований законодательства о погребении и похоронном деле, земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории поселения;
осуществить твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) и ограждение площадок для сбора мусора, разработать и утвердить нормативный акт, регламентирующий порядок организации ритуальных услуг, погребения, похоронного дела и содержания мест захоронения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд, через Ленинградский районный суд в течение 10 дней.
Судья