РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2011 года Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:
Судьи Ефановой Н.Г.,
при секретаре Иващенко Т.В.,
с участием прокурора Гузенко В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Ленинградского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белохуторского сельского поселения о признании незаконным бездействие администрации Белохуторского сельского поселения Ленинградского района, выразившиеся в не выполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле и санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинградского района в исковом заявлении просит признать незаконным бездействие администрации Белохуторского сельского поселения Ленинградского района, выразившиеся в не выполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле и санитарно-эпидемиологического законодательства; обязать администрацию Белохуторского сельского поселения Ленинградского района устранить нарушения требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологического законодательства, ссылаясь на то, что бездействием администрации нарушаются права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор поддержал требования, изложенные в заявлении.
Ответчик в судебное заседание с требования изложенными в иске согласился
Суд, выслушав стороны, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон о погребении), а также ч. 1 ст. 19 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» (далее - Закон КК о погребении) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления в Краснодарском крае и в соответствии с федеральным, законодательством содержатся за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно п. 22 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ч. 2 ст. 13 Закона КК о погребении к вопросам местного значения, поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ч. 1, п. «б» ч. 2 ст. 13.1 Закона КК о погребении уполномоченными исполнительными органами в сфере погребения и похоронного дела могут быть структурные подразделения или ответственные лица исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления в Краснодарском крае, наделенные полномочиями в сфере погребения и похоронного дела, которые разрабатывают и реализуют мероприятия по эксплуатации действующих кладбищ.
Согласно п. 13 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, при этом обязательным приложением к заявлению (решению) об образовании земельных участков является кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 68, ч. 1 ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе органов местного самоуправления и включает в себя мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» материалы геодезических и картографических работ являются основой для описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными, законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно нормам ст.ст. 8, 218, 223 ГК РФ моментом возникновения права собственности на недвижимое имущество является регистрация в уполномоченном государственном органе.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственной регистрации подлежат права собственности, и вещные права не недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 164 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 с 1. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района в октябре 2011 года проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о погребении и похоронном деле.
01.02.2011 прокуратурой Ленинградского района по результатам проверки соблюдения федерального законодательства при захоронении умерших граждан в адрес главы Белохуторского сельского поселения Ленинградского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле и земельного законодательства, недопущении их впредь и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
11.02.2011 в прокуратуру Ленинградского района главой Белохуторского сельского поселения Ленинградского района направлена информация об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле и земельного законодательства. По итогам рассмотрения представления в отношении должностных лиц администрации Белохуторского сельского поселения Ленинградского района, допустивших нарушения законодательства, применены меры дисциплинарного характера.
В ходе проведенной проверки реального устранения нарушений земельного законодательства установлено, что до настоящего времени не устранены нарушения земельного законодательства (границы земельных участков под кладбищами не определены, межевание земельных участков не проводилось, права на указанные земельные участки в установленном законным порядке не зарегистрированы).
Так же проведенной прокуратурой района совместно с ТО Роспотребнадзора по Каневскому, Ленинградскому, Староминскому районам проверкой, установлено, что решением Совета Белохуторского сельского поселения Ленинградского района от 24.08.2009 № 26 утверждено Положение об организации похоронного дела в Белохуторском сельском поселении Ленинградского района.
В соответствии с пунктом 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с положениями ст. 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» специализированная служба по вопросам похоронного дела, осуществляющая деятельность по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению, органом местного самоуправления не создана, полномочия по осуществлению данной деятельности, иной специализированной организации, в предусмотренном законодательством порядке, не переданы.
В соответствии с принятым решением администрацией Белохуторского сельского поселения, представлен договор с №12 от 31.01.2011г. заключенный с ООО «Центр» (специализированной организацией) на оказание ритуальных услуг.
На территории Белохуторского сельского поселения расположено 1 кладбище, площадь которого, ориентировочно, составляет 2,9 га.
На территории кладбища, в нарушение требований п. 6.3 СанПиН 2.1.2882-11 не предусмотрено хозяйственно-питьевое водоснабжение, при этом имеется возможность обеспечения водой от водопровода производственного участка рядом расположенного сельскохозяйственного предприятия.
В нарушение требований п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 кладбище не оснащено мусоросборниками, стихийно расположенные площадки для мусора, (мусоросборников) не имеют ограждения и твердого покрытия (асфальтирование, бетонирование).
Без учета требований п. 6 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8 ФЗ "О погребении и похоронном деле», в нарушение требований п. 1.3 СанПиН 2,1.2882-11 п. 4.8 Положения об организации похоронного дела в Белохуторском сельском поселении Ленинградского района устанавливает, что срок, по истечении которого может быть принято решение о возможности использования закрытого кладбища (в целом для кладбища, а не, для захоронения в одну и ту же могилу тела родственника) для вторичного погребения составляет 15-ти летний период, тогда как согласно п. 3.4 СанПиН 2.1.2882-11 должен быть установлен кладбищенский период (время разложения и минерализации тела умершего) с момента предыдущего захоронения, с учетом состава грунта, гидрогеологических и климатических условий мест захоронения по истечении которого допускается повторное захоронение в одну и ту же могилу тел родственника (родственников).
Положение об организации похоронного дела в Белохуторском сельском поселении Ленинградского района в нарушение требований п. 1.3 СанПиН 2.1.2882-11 не содержит сведений о порядке захоронения патологоанатомических, операционных отходов, инфицированных возбудителями особо опасных инфекций и инфекций неясной этиологии, о порядке захоронения патологоанатомических, операционных отходов (органы, ткани и другие), что предусмотрено п.п. 3.9, 3.10, 3.11, 3.12 СанПиН 2.1.2882-11 (пункт 2.13 Положения); без учета требований п.п. 3.13, 3.15, 3.16 СанПиН 2.1.2882-11 п. 6.2 Положения об организации похоронного дела в Белохутррском сельском поселении Ленинградского района обязывает предоставление санитарно-эпидемиологического заключения.
При таких обстоятельствах суд считает, необходимым признать незаконным бездействие администрации Белохуторского сельского поселения Ленинградского района, выразившиеся в не выполнении требований законодательства и погребении и похоронном деле и санитарно-эпидемиологического законодательства; обязать администрацию Белохуторского сельского поселения Ленинградского района устранить нарушения требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологического законодательства,
На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Белохуторского сельского поселения Ленинградского района, выразившиеся в не выполнении требований законодательства и погребении и похоронном деле и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать администрацию Белохуторского сельского поселения Ленинградского района устранить нарушения требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
2.1. принять меры к формированию, межеванию, постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на земельные участки, занятые кладбищами;
2.2. организовать хозяйственно-питьевое водоснабжение кладбища, оснастить кладбище поселения мусоросборниками, осуществить твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) и ограждение площадок для сбора мусора, внести изменения в «Положение об организации похоронного дела в Белохуторском сельском поселении Ленинградского района» в соответствии с требованиями п. 6 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8 –ФЗ "О погребении и похоронном деле", п.п. 1.3, 3.4, 3.9-3.13, 3.15, 3.16 СанПиН 2.1.2882-11.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинградский районный суд в течение 10 дней.
Судья Н.Г. Ефанова