Дело №2-1174/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2011 года ст. Ленинградская
Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Юхименко В.Г.,
представителей ответчика Офицеровой Е.Ю.
при секретаре Иващенко Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Мутина Н.Н. к администрации муниципального образования Ленинградский район о признании отказа в приватизации недействительным, признании права на приватизацию и признании права собственности на жилое помещение
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, о признании отказа в приватизации недействительным, признании права на приватизацию квартиры и признании права собственности на квартиру, ссылаясь на то, что 1.10.2008г. между ним и ответчиком был заключен договор найма служебного жилого помещения № Согласно данному договору истцу была передана для проживания квартира № по <адрес>
13.11.2009г. истец обратился к ответчику с заявлением о приватизации указанной квартиры.
10.12.2009г. истцом было получено письмо из Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, в котором разъясняется, что статьей 4 ФЗ РФ от 4.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» определено, что собственник и уполномоченные им органы вправе принимать решения о приватизации служебных помещений. Также установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. Принятия решения о приватизации является правом, а не обязанностью собственника служебного жилого фонда.
13.01.2010г. истцом был получен ответ от ответчика, согласно которого истцу разъяснено, что подговору найма от 01.10.2008г. № ему было передано служебное жилое помещение, которое не подлежит приватизации.
В марте 2010г истцом было повторно подано заявление о приватизации. 23.04.2010г. получен отказ по тем же основаниям и предоставлено постановление главы МО Ленинградский район № 1450 от 17.09.2008г., и выписка из приложения к данному постановлению «О переводе жилых помещений в специализированный фонд муниципального жилищного фонда» в подтверждение того, что переданная истцу по договору найма квартира является служебной.
Согласно выписке из ЕГРП от 5.02.2010г. право собственности на квартиру, предоставленную истцу по договору найма служебного жилого помещения, зарегистрировано за ответчиком.
Истец считает, что отказ ответчика в приватизации квартиры незаконным в виду того, что с 1984 года истец состоял в льготной очереди на получение муниципального жилого помещения как многодетный отец. При заключении договора найма в 2008 году ему было пояснено, что в последствии данное жилое помещение будет переведено в разряд не служебных и предоставлена возможность его приватизировать.
Ответчиком, после принятия решения о включении спорного жилого помещения в число служебных, данное жилое помещение должно было быть зарегистрированным в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости. Истец полагает, что ответчик неправомерно отказал ему в приватизации спорной квартиры, которая, по его мнению, не является служебной. Переданная истцу квартира не зарегистрирована на праве собственности за ответчиком как служебное помещение.
В связи с изложенным, истец просит признать за ним право на приватизацию квартиры № по <адрес> и признать за ним право собственности на указанную квартиру.
В судебное заседание истец не прибыл, представил в суд заявление об отложении слушанья дела в связи с его болезнью до выздоровления, без представления копии больничного листа или справки о болезни с указанием диагноза, не позволяющего ему участвовать в судебном заседании.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.
При неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований не только ст. 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
При таких обстоятельствах истцом не представлено доказательств уважительности причин невозможности участия в судебном заседании. Действия истца суд расценивает как умышленное затягивание рассмотрения дела по существу. В связи, с чем считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель ответчика не возражал против рассмотрения дела в отсутствие истца.
Представитель ответчика с предъявленным иском не согласился и считает его, не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании постановление главы МО Ленинградский район №1450 от 17.09.2008г. «О переводе жилых помещений в специализированный жилищный фонд муниципального жилищного фонда» спорная квартира была переведена в разряд служебных. На основании постановления главы МО Ленинградский район №1489 от 30.09.2008г. «О предоставлении служебных жилых помещений специализированного жилого фонда МО Ленинградский район работникам МУЗ «Ленинградская ЦРБ» истцу было предоставлено служебное жилое помещение.
01.10.2008г. с истцом был заключен договор найма № служебного жилого помещения. Согласно п.2 заключенного договора жилое помещение было предоставлено истцу в связи с характером трудовых отношений гражданина с МУЗ «Ленинградская ЦРБ».
В соответствии с ст.4 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Вместе с тем законодатель предоставил собственникам (владельцам) соответствующего жилищного фонда право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Основания и условия для принятия таких решений с учетом положений п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ могут устанавливаться законодательством субъектов РФ. До настоящего времени в Краснодарском крае не принят какой-либо правовой акт, который бы предусматривал порядок и право граждан на приватизацию служебных жилых помещений.
Решение вопроса о приватизации служебной квартиры является исключительно правом собственника (обладателя ограниченного вещного права) данного жилого помещения и не допускается его понуждение в судебном порядке к принудительному предоставлению данного жилого помещения в собственность жильца в порядке приватизации.
Требования истца в части признания за ним права собственности на квартиру считают незаконными и необоснованными, так как право собственности само по себе и не оспаривается в силу того, что истец не является собственником жилого помещения, и таким правом на спорное помещение он никогда не владел.
Ходатайств о приобщении дополнительных доказательств заявлено не было, в связи, с чем суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав доводы представителя ответчика и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в частности, жилищное законодательство.
В соответствии ст.ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ № 1541 от 04 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управлении которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. ст. 92, 93, 99, 100 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены
Правительством Российской Федерации. Внесение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении такого помещения.
В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением, в нем специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Внесение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении такого помещения.
В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением, в нем работникам МУЗ «Ленинградская НРБ», в том числе квартиру №, общей площадью 53,2 кв.м — Мутину Н.Н. на состав его семьи из двух человек с учетом сына, М.А.Н. ДД.ММ.ГГГГ рождения, обязал отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации МО Ленинградский район заключить с Мутиным Н.Н. договор найма служебного помещения - квартиры № <адрес>
Администрация МО Ленинградский район. в лице его главы 01 октября 2008 г. заключила с Мутиным Н.Н. договор найма служебного помещения - квартиры № <адрес>, в п. 2 и п. 5 которого предусмотрено, что жилое помещение предоставляется в связи с характером трудовых отношений гражданина с МУЗ «Ленинградская НРБ» на время трудовых отношений (л.д. 8-12).
Доказательств того, что Мутин Н.Н. заключил договор найма служебного жилого помещения под воздействием психологического давления, что он заблуждался относительно правового статуса квартиры, не имеется.
Законность указанных решений органа местного самоуправления, а также заключенного с ним договора найма служебного жилого помещения Мутин Н.Н. в судебном порядке не оспаривал, и они до настоящего времени имеют юридическую силу.
Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что спорная квартира является муниципальной собственностью, имеет статус служебного жилого помещения. Данный статус был присвоен квартире с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством.
При наличии заключенного с Мутиным Н.Н. договора найма служебного жилого помещения специального ордера для его вселения в спорную квартиру не требовалось.
В силу ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. ст. 92, 93, 99, 100 ЖК РФ, ст. 9 ГК РФ спорная квартира не подлежит приватизации и понуждение собственника жилищного фонда к передаче служебного жилого помещения в собственность граждан, в данном случае Мутина Н.Н., не допустимо.
Судом, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, дана оценка всем предоставленным сторонами в материалы дела доказательствам, которые свидетельствуют о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании ст.93 ЖК РФ, ст.4 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Мутину Н.Н. в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования Ленинградский район о признании отказа в приватизации недействительным, признании права на приватизацию и признании права собственности на жилое помещение - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинградский районный суд в течение 10 дней.
Судья