Решение по иску Щелчковой Ж.А. к Государственному учреждению УПФ РФ в Ленинградском районе Краснодарского края о признании незаконным в части решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-1076/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2011 года Ленинградский районный суд

Краснодарского края в составе:

Судьи Ефанова Н.Г.

при секретаре Иващенко Т.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Щелчковой Ж.А. к Государственному учреждению УПФ РФ в Ленинградском районе Краснодарского края о признании незаконным в части решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель просит признать решение Государственного учреждения УПФ РФ в Ленинградском районе Краснодарского края в части исключения спорного периода из специального стажа и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости (протокол № 320 от 26.08.2011 г.), незаконным; обязать включить (зачесть) период: с 06.10.1992 г. по 31.08.1993 г. отпуск по уходу за ребёнком до 3-х лет и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 17 августа 2011 года, ссылаясь на то, что комиссия УПФР (ГУ) в Ленинградском районе, не обоснованно отказала в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, чем нарушила конституционные и гражданские права.

Истица в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель УПФ РФ в Ленинградском районе исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Суд, выслушав объяснение сторон, изучив материалы дела, считает, что исковые требования истца, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно постановлению Совмина ССР и ВЦСПС № 677 от 22.08.1989 г. «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», п. 2 который предусматривает, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы повсеместно увеличивается до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Согласно ч. 3 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в интересах лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина. Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии со ст. 55 п.1 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законе порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а так же иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио-видеозаписей, заключений экспертов.

    Согласно ст. 80 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия в связи с педагогической деятельностью в дошкольных учреждениях и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

    В соответствии со ст. 19 Конституции РФ, равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

    Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в иных случаях, установленных законом.

    В судебном заседании установлено, что 17 августа 2011 года истица обратилась в государственное учреждение УПФ РФ в Ленинградском районе Краснодарского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее установленного законом возраста в связи с педагогической деятельностью, однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ответчик в назначении досрочной трудовой пенсии отказал, ссылаясь на отсутствие требуемого специального стажа 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Из специального стажа исключен (не зачтен) период работы (оспариваемый период) с 06.10.1992 г. по 31.08.1993 г., так как в этот период истица находилась в отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет.

Согласно акту № 20 от 16.03.2005 г. истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 01.02.1991 г. по 31.08.1993 г.

В стаж работы был включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком по 5 октября 1992 года. Не включен период с 06.10.1992 г. по 31.08.1993г.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», сказано, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода работы нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.и 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период работы перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Учреждение УПФ РФ в Ленинградском районе Краснодарского края, не учло того, что в соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР отпуск по уходу за ребенком включался в общий и непрерывный трудовой стаж, в связи с чем период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом ст. 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона.

Принимая во внимание, что отпуск истца по уходу за ребенком начался с 01.02.1991 года, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06.10.1992 г. по 31.08.1993 г. подлежит включению в специальный стаж работы Щелчковой Ж.А.

Изменение условий установления пенсии в данном случае является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, в связи с чем отказ Щелчковой Ж.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является не законным.

С учетом изложенного, суд считает признать незаконным решение комиссии УПФР (ГУ) в Ленинградском районе (протокол № 320 от 26.08.2011 г.) об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости истицу; обязать ответчика засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать ответчика досрочно назначить истцу пенсию по старости с момента обращения в Управление ПФР в Ленинградском районе.

На основании изложенного, руководствуясь Законом РФ «О трудовых пенсиях», ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать неправомерным отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление ПФР в Ленинградском районе Краснодарского края протокол № 320 от 26.08.2011 г.

Обязать ГУ - Управление ПФР в Ленинградском районе засчитать периоды работы Щелчковой Ж.А. в стаж дающий право на назначение пенсии;

с 06.10.1992 г. по 31.08.1993 г. отпуск по уходу за ребёнком до 3-х лет и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 17 августа 2011 года.

Взыскать с ГУ - Управления ПФР в Ленинградском районе Краснодарского края в пользу Щелчковой Ж.А. госпошлину в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в срок 10 дней.

    Судья Н.Г. Ефанова