Дело № 2-617/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Ленинградская 23 мая 2012 года Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Куленко И.А.,
при секретаре Одновол К.В.,
с участием истца Гайкаловой И.Д.,
представителя истца Степаниденко Е.А.,
действующей по ходатайству,
представителя ответчика Губенко В.Н.,
действующей по доверенности № 08-2580 от 23.05.2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Гайкаловой И.Д. к ГУ УПФ РФ в Ленинградском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать УПФ РФ в Ленинградском районе назначить ей трудовую пенсию с момента первоначального обращения за пенсией, пояснив, что 18.01.2012 года она обратилась в Управление ПФР в Ленинградском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с положениями Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года.
Протоколом № 78 от 09.02.2012 г. комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Ленинградском районе ей было отказано в назначении пенсии на льготных условиях в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности ввиду отсутствия 25 летнего стажа в сельской местности и поселках городского типа, так как период работы с № не может быть засчитан в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с тем, что наименование - Управление № не предусмотрен Списком № 781 от 29.10.2002.
Страховой стаж истицы в льготном исчислении составляет более 25 лет, так как ее работа протекала в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения. Работа в № краю ничем не отличалась от работы в № периоды которой комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Ленинградском районе, засчитаны в льготный стаж. Истица считает данный отказ незаконным и нарушающим ее гражданские права, в том числе конституционное право на пенсионное обеспечение.
Истец и ее представитель в судебном заседании поддержали свои требования и просили суд их удовлетворить.
Представитель УПФ РФ в Ленинградском районе с исковыми требованиями не согласилась, считает, что решение комиссии принято в соответствии с законом.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, находит заявление Гайкаловой И.Д. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. (далее Закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения, независимо от их возраста.
Согласно списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию и п.п. «а» п.5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Правительством РФ № 781 от 29.10.2002 г. лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа, год работы в сельской местности или поселке городского типа засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.
В соответствии с п. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законе порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а так же иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио-видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В судебном заседании установлено, что с 10.11.1986 по 07.07.1987 года истица начала свою медицинскую деятельность в качестве № С 08.07.1987 года по 28.02.2005 года работала в должности № Приказом № 301-к от 01.03.2005 года истица в порядке перевода назначена на должность №. В период с 01.03.2005 года по 30.09.2011 года истица работала в должности №.
Истица начала трудовую деятельность в должности №, когда данные правоотношения регулировались законом СССР «О государственных пенсиях в СССР» от 14.07.1956 года и Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». Указанным постановлением не были определены какие-либо условия, ограничивающие право медицинских работников на назначение пенсии за выслугу лет. Данные нормы применялись до 31.12.1991 года. С 01 января 1992 года применялись условия, определяющие право на пенсию в связи с медицинской деятельностью, в соответствии со ст.81 и 83 Закона от 20.11.1990 года и Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет». Указанными статьями и Списком № 464 не были определены какие-либо условия, ограничивающие право медицинских работников на назначение пенсии за выслугу лет.
18.01.2012 г. истица обратилась в УПФР (ГУ) в Ленинградском районе с целью назначения ей пенсии. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 78 от 09.02.2012 года истице было отказано в досрочном назначении пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет работы в сельской местности и поселках городского типа.
С решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан суд не согласен по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ № 569 от 15.09.2005 года «О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ», такой орган как Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, городах, районах был упразднен, а функции санитарно-эпидемиологического надзора были переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
С 01.03.2005 года истица в порядке перевода из № принята на должность №, где продолжает работать до настоящего времени. К ее должностным обязанностям относится принятие участия в планировании и в подготовке работы по санитарно-эпидемиологическому надзору в сфере защиты прав потребителей, участие в контрольно-надзорных мероприятиях, проводимых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участие в выявлении причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами среды обитания, контроль проведения профмедосмотров работников, занятых на вредных работах с вредными и опасными производственными факторами.
Свидетели И.Г.Г. и Ш.И.В. суду пояснили, что работают вместе с истицей с ноября 1986 года. С 01.03.2005 года истица работала в должности №. После реорганизации в 2005 году, ее функции остались прежними, но увеличился объем работы. Она выполняла работу в течение полного рабочего дня.
Согласно должностного регламента № №, им выполняются работы, связанные с охраной здоровья населения. Следовательно, истицей выполнялись и выполняются работы, связанные с охраной здоровья населения в сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
При таких обстоятельствах, период работы истицы с 01.03.2005 года по 30.09.2011 года в должности № подлежит зачислению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в виду того, что истица осуществляла деятельность по охране здоровья населения, тождественную должности № в течение полного рабочего дня, период работы который засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В соответствии с «Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года» установлено, что согласно п.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как пояснила суду представитель ответчика в судебном заседании, с учетом включения спорного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, у истицы возникло право на досрочную трудовую пенсию в связи с наличием выслуги свыше 25 лет на момент обращения с соответствующим заявлением.
Таким образом, отказывая истице в назначении досрочной пенсии по вышеуказанным основаниям, ответчик нарушил Конституционные права истицы, что указано в Постановлении Конституционного суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П, согласно которого п.п.11 п.1 ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» признан не соответствующий Конституции РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, Законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ», суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным и отменить прокол № 78 решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинградском районе от 09.02.2012 года.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинградском районе засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии Гайкаловой И.Д. период работы с 01.03.2005 года по 30.09.2011 года в должности № и назначить ей досрочную трудовую пенсию как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения с момента обращения за пенсией, то есть с 18.01.2012 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинградский райсуд в течение одного месяца.
Судья И.А. Куленко