уголовное дело №1-489/2010г. в отношении Самсонкина Н.А. - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего



№145361

№1-489/2010

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Омск 06 июля 2010г.

Судья Ленинского районного суда г. Омска Чередняков С.Н.,

с участием государственного обвинителя прокуратуры Ленинского АО г.Омска Пазыча И.М.,

подсудимого Самсонкина Н.А.,

адвоката Сосновского А.Г., представившего удостоверение №<данные изъяты> и ордер №<данные изъяты>,

потерпевшей Т.,

при секретаре Назаренко Е.С.,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

Самсонкина Н.А., <данные изъяты>, ранее судимого: <данные изъяты>; под стражей по настоящему уголовному делу с ДД.ММ.ГГГГ

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Самсонкин Н.А. совершил преступление при следующих обстоятельствах:

В ночь на ДД.ММ.ГГГГ (более точное время следствием не установлено) Самсонкин Н., находясь в своем доме по адресу: г.Омск, <адрес>, в ходе ссоры после совместного распития спиртного, на почве личных неприязненных отношений избил свою сожительницу С. Сначала он ударил ее рукой в грудь, отчего С. упала на диван, где Самсонкин Н. не менее двух раз ударил ее по телу и по ногам наполненной жидкостью пластиковой полуторалитровой бутылкой, а затем коленкой не менее двух раз ударил по телу потерпевшей.

После этого он продолжил избиение С. руками, нанеся ей множественные (не менее 18) удары по голове, туловищу (в том числе в грудь и в живот), в область верхних и нижних конечностей, а также не менее трех ударов неустановленным колюще-режущим предметом по телу, умышленно причинив С. своими насильственными действиями телесные повреждения, не причинившие вреда здоровью (кровоподтеки, ссадины головы, туловища, верхних и нижних конечностей) и причинившие легкий вред здоровью (одного колото-резаного ранения туловища и два - левой ягодичной области), а также закрытую травму груди в виде разгибательных переломов 5, 6 ребер справа по окологрудинной проекционной линии, кровоподтеков, ссадин; закрытой травмы живота в виде ушибов мягких тканей передней брюшной стенки, большого сальника, брыжейки тонкой кишки с повреждением мелких брыжеечных сосудов, кровоподтеков передней брюшной стенки, то есть сочетанную травму груди, живота, которая по признаку опасности для жизни причинила тяжкий вред здоровью, осложнилась развитием геморрагического шока, отчего потерпевшая на месте скончалась через непродолжительное время, что Самсонкин Н.А. не предвидел, но должен был и мог предвидеть.

Органами предварительного следствия действия Самсонкина Н.А. были квалифицированы по ч.4 ст.111 УК РФ. Виновным себя он признал полностью и по существу показал, что с С. <данные изъяты> он сожительствовал на протяжении почти 3 лет. Жили в его доме вместе с его матерью. С. пьянствовала, встречалась с другими мужчинами, не работала, имели место случаи откровенного воровства. Он выгонял <данные изъяты>, но она возвращалась через какое-то время, плакала, и он ее прощал.

В последние несколько месяцев он бросил пить, устроился на вахтовую работу в г.<данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ С. потратила на спиртное деньги, которые он дал ей на лекарства для его матери. Из-за этого он ее избил, ее увезли в больницу, откуда она ушла к своей сестре, у которой она жила до ДД.ММ.ГГГГ, после чего вновь как <данные изъяты>, так и ее сестра уговорили его, и он разрешил ей вернуться.

Два дня он всячески пытался оградить ее от спиртного, но ему это не удалось. <данные изъяты> сначала тайком от него стала употреблять спиртное, а вечером ДД.ММ.ГГГГ уже в открытую пила водку вместе с пришедшим к ним в гости соседом В. Пили они в этот вечер втроем. В 12-м часу вечера В. ушел домой, С. предложила ему продолжить пьянку, в ответ на что, разозлившись на нее, он ударил <данные изъяты> кулаком в грудь, отчего она упала на диван. Он кинул ей ее одежду, потребовал, чтобы она уходила от него. Она отказалась, тогда он одел ее сам, но <данные изъяты> тот час же снова разделась и оставалась голой. Бить он ее начал полностью заполненной жидкостью полуторалитровой пластиковой бутылкой. Удары эти он не считал, бил в основном по телу и по рукам.

После этого он спросил о телефоне, который он ей подарил, а она пропила. Тогда она сказала, что он ищет любой повод, чтобы выгнать ее из дома. Это его еще больше разозлило, и он стал избивать С. руками по различным частям тела. Ударов нанес много, не считал их, избиение прекратил только тогда, когда немного успокоился.

Он вышел на кухню. В его отсутствие С. свалилась в подпол, откуда он помог ей выбраться. Он положил <данные изъяты> на диван, укрыл одеялом. От предложения вызвать «скорую помощь» она отказалась.

Он занялся домашними делами, но примерно через полчаса обнаружил, что С. не подает признаков жизни. Сначала он пытался делать ей искусственное дыхание, но потом понял, что это бесполезно, она была мертва.

После этого он дважды до утра звонил на мобильный телефон участковому уполномоченному, сообщал о том, что дома у него труп, что он избил свою сожительницу. Но работник милиции ему не верил, советовал проспаться. В то утро он забрал мать из больницы.

Приезда оперативной группы он дожидаться не стал, уехал в село к своим родственникам, где и находился более 20 дней, после чего его задержали.

Свою причастность к гибели пострадавшей он никогда не скрывал, в содеянном раскаивается, но считает, что во многом причиной его действий было поведение самой С., которая вела аморальный образ жизни, в то время как он хотел создать семью и жить как все нормальные люди.

Удары колюще-режущим предметом он сожительнице не наносил.

В судебном заседании были допрошены потерпевшая, свидетели, исследованы материалы следственного дела.

Потерпевшая Т. суду показала, что погибшая являлась ее родной сестрой, которая 3 года сожительствовала с Самсонкиным Н. Первый год их совместной жизни (насколько ей известно) конфликтов между ними не было, а потом на протяжении 2 лет Самсонкин постоянно избивал <данные изъяты>, о чем ей было известно со слов сестры.

В последний раз он избил ее ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего она попала в больницу, а после выписки приехала к ней. В области обоих глаз у нее были кровоподтеки. Тем не менее <данные изъяты> простила Самсонкина Н., а тот уговорил ее вернуться.

Что произошло между сожителями в ночь на ДД.ММ.ГГГГ - ей не известно, но когда днем она начала разыскивать сестру и созвонилась с Самсонкиным Н., тот ей ответил, что <данные изъяты> пошла отдавать кому-то долг. Однако, ее телефон был отключен. Через какое-то время это вызвало подозрение, и она обратилась в милицию, где ей сообщили, что она погибла.

Свою сестру С. потерпевшая Т. характеризовала только с положительной стороны: это была добрая, спокойная молодая женщина, практически не употреблявшая спиртное, которая в моральном отношении была безупречна.

Свидетель Г. показала, что знает подсудимого более пяти лет, до последней судимости они даже жили вместе. После освобождения из мест лишения свободы Самсонкин Н. стал сожительствовать с молодой женщиной по имени <данные изъяты>. Так как они продолжали жить по-соседству, то ей было хорошо известно о распутном ее поведении, в связи с чем между ней и Самсонкиным Н. возникали ссоры, и последний применял к сожительнице физическую силу. Но виновата в этом была только она, так как пьянствовала и разгульничала.

Примерно в 3 часа ночи ДД.ММ.ГГГГ к ней домой пришел Самсонкин Н. Он был в нетрезвом состоянии и сказал, что убил <данные изъяты> и своего соседа В., которых застал голыми в постели. Он уточнил, что спрятал тела убитых в подполе. Самсонкин Н. предложил ей сходить и посмотреть, но она отказалась, так как посчитала это пьяным бредом, хотя кофта у Самсонкина была в крови, а кисти сбиты.

Потом ей стало известно, что <данные изъяты> действительно нашли мертвой в доме Самсонкина Н. Его она характеризовала только с положительной стороны.

Свидетель С. - мать подсудимого - показывала, что она проживала с сыном <данные изъяты> и его сожительницей С., которую сын привел весной 2009 года.

В марте 2010 года она находилась в больнице, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> приехал и забрал ее домой, привез на машине. У калитки сын сказал, что сходит в магазин за сигаретами. Она зашла в дом и в комнате на диване сразу же обнаружила голую С., которая была вся в ссадинах и побоях. Она сразу же вызвала милицию. Посторонних в доме не было. <данные изъяты> домой так и не вернулся (т.1 л.д.<данные изъяты>).

Свидетель В. показывал, что с Самсонкиным Н. он познакомился в 1991 году и с тех пор поддерживает с ним хорошие, дружеские отношения.

В начале 2009 года он впервые увидел у Самсонкина Н. С., которую тот назвал своей женой. Об отношениях между ними ему ничего не известно.

ДД.ММ.ГГГГ он случайно встретил Самсонкина Н. в магазине, и они пьянствовали у него до позднего вечера и договорились встретиться вечером следующего дня.

Примерно в 21 час ДД.ММ.ГГГГ, как и договаривались, он пришел к Самсонкину Н., который уже был в легкой степени алкогольного опьянения. Там же были и С. Втроем они начали распивать спиртное. Самсонкин Н. предъявлял своей сожительнице претензии в том, что она изменила ему в то время, когда он работал на севере; что продолжает пить, хотя обещала ему больше не употреблять спиртное. При нем он звонил кому-то из родственников С. и требовал, чтобы они забирали <данные изъяты> к себе.

После этого они продолжили пить водку.

Около 02 часов ДД.ММ.ГГГГ Самсонкин и С. вышли в соседнюю комнату. Чем они там занимались - ему (свидетелю) не известно. Примерно через 5 минут Самсонкин вышел и попросил, чтобы он шел домой, так как им надо ложиться спать. Домой он вернулся около половины 3-го часа ночи (т.1 л.д.<данные изъяты>).

Свидетель С.В. показывал, что в марте 2010 года он исполнял обязанности участкового уполномоченного милиции отдела милиции <данные изъяты> УВД по <адрес>. В обслуживаемую им территорию относится и <адрес>, в которой живет Самсонкин Н. Именно он в первой половине дня ДД.ММ.ГГГГ трижды звонил ему на сотовый телефон. Сначала он сказал, что едет за своей матерью в больницу, потом сказал, что он уже там и забирает ее. В обоих случаях было понятно, что Самсонкин Н. пьян. И только в третий раз, примерно в 14 часов, он сказал, что привез свою мать домой, где находятся два трупа: С. и какого-то молодого человека. При этом Самсонкин Н. сообщил, что это он убил обоих, застав их в постели. Он сказал, что пойдет в милицию, но так и не появился. Эту информацию подтвердила позвонившая через непродолжительное время и мать Самсонкина Н., но сказала, что в доме нашла только труп С. Он выехал на место и действительно обнаружил ее труп в одной из комнат на диване (т.1 л.д.<данные изъяты>).

Согласно протоколу осмотра места происшествия - <адрес> в г.Омске - в одной из трех комнат дома в положении лежа на диване обнаружен труп С., без одежды, с телесными повреждениями в виде ссадин и кровоподтеков на лице, конечностях и на различных частях тела. При ощупывании грудной клетки справа определяется подвижность костных обломков ребер в проекции 5-6 ребер по средне-подмышечной линии.

Общий порядок в помещениях дома без видимых и очевидных нарушений.

С кровати, стоящей в другой комнате дома, были изъяты тюль и фрагменты пододеяльника со следами бурого цвета, похожими на кровь. Такие же следы были обнаружены на полу подпола (т.1 л.д.<данные изъяты> - фототаблица).

В ходе осмотра места происшествия и трупа были получены образцы для лабораторных исследований.

ДД.ММ.ГГГГ были изъяты предметы одежды Самсонкина Н.А. - джинсы, футболка, толстовка, куртка (протокол выемки - т.1 л.д.<данные изъяты>).

Все изъятые предметы были осмотрены (протокол осмотра - т.1 л.д.<данные изъяты>).

Судебно-медицинским экспертным исследованием вещественных доказательств было установлено, что на фрагментах ткани, доски (с подпола), в подногтевом содержимом с правой руки Самсонкина Н. обнаружены следы крови человека, происхождение которой не исключается от потерпевшей С. В срезах ногтей с обеих рук подсудимого обнаружена примесь эпителиальных клеток, в которых выявлен антиген, свойственный потерпевшей С. (т.1 л.д.<данные изъяты>).

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы причиной смерти С. явилась закрытая тупая травма груди, живота с переломами ребер справа, ушибом органов брюшной полости, разрывали большого сальника и брыжейки тонкой кишки, осложнившейся развитием геморрагического шока, совокупно обусловивших быстрое наступление смерти.

Эта травма по признаку опасности для жизни является тяжким вредом здоровью, находится в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти. Она образовалась как минимум от двух травмирующих воздействий - по передней поверхности грудной клетки справа и в правую половину передней брюшной стенки тупым твердым объектом с ограниченной контактирующей поверхностью.

Образование, приведшее к наступлению сочетанной травмы груди, живота в результате однократного падения с высоты собственного роста, например из положения стоя, и удара о какой-либо объект с вышеуказанными свойствами, исключается.

Кровоподтеки, ссадины головы, туловища, верхних и нижних конечностей, кровоизлияния в мягких тканях головы, колото-резаные ранения туловища, левой ягодичной области с повреждением мягких тканей к наступлению смерти отношения не имели.

Перед смертью погибшая могла находиться в сильной степени алкогольного опьянения (т.1 л.д.<данные изъяты>).

Были исследованы другие материалы дела, в том числе и характеризующие личность подсудимого.

Оценив все исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о виновности Самсонкина Н.А. в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ - умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.

У суда нет сомнений в том, что это преступление было совершено именно Самсонкиным Н., причастность других лиц к нему суд полностью исключает. В основу приговора суд полагает в целом последовательные показания Самсонкина Н. об обстоятельствах его насильственных действий, согласующиеся с ними показания свидетелей, полностью соответствующее им заключение судебно-медицинской экспертизы относительно характера, локализации, механизма причинения, количества имевшихся у потерпевшей телесных повреждений.

Характер, интенсивность примененного насилия бесспорно указывают на умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, в то время как наступление смерти Самсонкин Н. не предвидел, хотя должен был и мог предвидеть.

Обстоятельства попадания С. в подпол в ходе предварительного следствия и в судебном заседании не установлены, но причинение тяжкой травмы в результате непроизвольного ее падения с высоты судом полностью исключается, и в этом выводе суд основывается на заключении судебно-медицинского эксперта в части механизма причинения телесных повреждений, в совокупности приведших к смерти потерпевшей.

При назначении наказания суд принимает во внимание характер и степень тяжести совершенного преступления, личность подсудимого.

Самсонкин Н.А. совершил преступление, отнесенное законом к категории особо тяжких. Ранее он судим, в его действиях есть рецидив преступлений, что судом принимается как отягчающее его наказание обстоятельство.

Его сообщение о преступление участковому уполномоченному милиции судом расценивается как явка с повинной, несмотря на отсутствие непосредственного обращения.

Характеризуется Самсонкин Н. удовлетворительно. Учитывается, что у него имеется престарелая мать, а также то обстоятельство, что погибшая своим поведением в определенной мере спровоцировала противоправные действия Самсонкина Н. В целом же причиной преступления явилось чрезмерное употребление алкоголя обоими участниками конфликта.

Руководствуясь ст.ст.307-309 УК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Самсонкина Н. А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ и назначить ему наказание в виде 10 лет лишения свободы с отбытием наказания в исправительной колонии строгого режима без ограничения свободы.

Меру пресечения - содержание под стражей - оставить прежней. Срок наказания с зачетом времени предварительного заключения исчислять с ДД.ММ.ГГГГ

Вещественные доказательства: фрагменты тюли, простыни, доски, три ножа - уничтожить; одежду Самсонкина Н.А. - вернуть родственникам осужденного, а в случае не востребования в установленный срок - уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а Самсонкиным Н.А. - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции в течение 10 суток со дня вручения копии приговора.

Председательствующий подпись С.Н.Чередняков

Копия верна

Судья

Секретарь