№ 1-732\2010 № 715135
П Р И Г О В О Р
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Омск 26 октября 2010г.
Судья Ленинского районного суда г. Омска Якшина Н.М. с участием
государственных обвинителей Бабичевой Т.Н., Пономаренко О.Н.,
подсудимого Степура П.И.,
защитников Предигера М.В., Попова Д.Ю.,
потерпевшей И.В.В.,
представителя потерпевшей П.В.В.,
при секретаре Урываевой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Степура П.И., <данные изъяты> ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч.1 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Степура П.И. совершил преступление при следующих обстоятельствах:
06.04.2010 г. Степура П.И., не имея при себе страхового полиса, документов на право управления транспортным средством и перевозку пассажиров, управляя технически исправным автомобилем «ГАЗ-322132» государственный регистрационный знак №, принадлежащим В.Н.П., следовал по <адрес> со стороны <адрес> в направлении <адрес>, осуществляя коммерческую перевозку пассажиров по маршруту № «<адрес> - <адрес>».
Около 07 часов 35 минут тех же суток Степура П.И., следуя в левом ряду полосы своего направления движения, приближался к дому №. В процессе следования водитель Степура П.И., проявив небрежность, отвлекся от наблюдения за проезжей частью в направлении движения (посмотрел в левое зеркало заднего вида), потеряв при этом возможность постоянного контроля за движением транспортного средства и обстановкой на дороге.
Вследствие проявленной небрежности, выразившийся в нарушении водителем Степура П.И. требований ПДД РФ последний своевременно не обнаружил, что следовавший впереди в попутном с ним направлении автомобиль «ГАЗ-322132» государственный регистрационный знак № под управлением водителя Т.В.И. снизил скорость и остановился у правого края проезжей части для высадки и посадки пассажиров, водитель Степура П.И. не избрав безопасную дистанцию, до следовавшего впереди транспортного средства, несвоевременно применил торможение и допустил с ним столкновение.
В результате дорожно-транспортного происшествия пассажиру автомобиля «ГАЗ-322132» государственный регистрационный знак № И.В.В., <данные изъяты>, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № от 03.08.2010 г., причинены телесные повреждения в виде тупой травмы левой голени, сопровождающейся двойным переломом большеберцовой и двойным переломом малоберцовой ее костей, ушибов мягких тканей правой голени, которые в совокупности причинили тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть.
Данное дорожно-транспортное происшествие произошло из-за нарушения водителем Степура П.И. требований следующих пунктов Правил дорожного движения РФ:
п. 2.1.1. Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства …;
п. 9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения;
п. 10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Подсудимый Степура П.И. виновным себя в совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч.1 УК РФ признал и показал, что 06.04.2010 года около 07 часов 35 минут он, на основании доверенности в простой письменной форме управляя технически исправным автомобилем марки «ГАЗ-322132» государственный регистрационный знак №, следовал в правом ряду своей полосы движения <адрес> со стороны <адрес> в направлении <адрес> с тремя пассажирами со скоростью около 50 км/ч. Двигался по маршруту № «<адрес> - <адрес>». На улице было светло, осадков не было. Автомобиль «ГАЗ-322132» государственный регистрационный знак № взял утром 06.04.2010 года около 07 часов на автомобильной стоянке. Он должен был поехать на ремонт вышеуказанного автомобиля. В пути следования решил заработать немного денег, перевозя пассажиров по маршруту № «<адрес> - <адрес>». Документы на автомобиль у него были с собой (свидетельство о регистрации транспортного средства, доверенность в простой письменной форме от В.Н.П.), ключи от автомобиля также были у него. В левом ряду движения двигался попутный транспорт. Двигался ли транспорт навстречу, не помнит. В районе <адрес> увидел стоявший на правой по ходу его движения автомобиль марки «ГАЗ-322132» маршрута №, водитель которого осуществлял высадку или посадку пассажиров. Данный автомобиль стоял на обочине примерно в 0,5 м от левых колес до края проезжей части. Когда он его увидел, расстояние между транспортными средствами было около 20 метров. Посмотрел в зеркало заднего вида, чтобы убедиться, что позади нет транспорта, тем самым отвлекся от обзора проезжей части в направлении движения. Когда посмотрел вперед, увидел, что автомобиль «ГАЗ-322132» уже выезжает на проезжую часть, расстояние до него было незначительным. Был ли включен указатель левого поворота на автомобиле «ГАЗ-322132», пояснить не может. Применил торможение, в процессе которого произошло столкновение управляемого им транспортного средства с вышеуказанным автомобилем «ГАЗель». В автомобиле «ГАЗ-322132» пострадала женщина-пассажир. В содеянном раскаивается.
Виновность подсудимого Степура П.И. подтверждается следующими доказательствами:
Показаниями потерпевшей И.В.В., которая показала, что 06.04.2010 года около 07 часов 45 минут она находилась в качестве пассажира в салоне автомобиля «ГАЗель», государственный регистрационный знак пояснить не смогла, который осуществлял движение по маршруту № <адрес>»». Сидела на пассажирском сиденье, которое расположено за креслом водителя. В салоне автомобиля находились и другие пассажиры. На улице было светло, без осадков, дорожное покрытие сухое. Следовали по <адрес> со стороны <адрес> в направлении <адрес> со скоростью около 40 км/ч. Один из пассажиров попросил остановить транспортное средство на ООТ «Школа», в районе дома <адрес>. Водитель стал снижать скорость и остановился у правого края проезжей части. Вдруг неожиданно она почувствовала сильный удар в заднюю часть автомобиля, в котором она находилась. Удар произошел буквально сразу же после того, как автомобиль «ГАЗель» остановился у правого края проезжей части. Поняла, что произошло столкновение двух автомобилей (того, в котором находилась она и автомобиля «ГАЗель», который следовал в попутном им направлении сзади). После случившегося с телесными повреждениями была госпитализирована работниками скорой помощи в ГБ - 1, где проходила лечение. Подсудимый в возмещение морального вреда выплатил ей 20000 рублей. Официально по поводу возмещения ущерба в страховую компанию она не обращалась. Просит взыскать с подсудимого в возмещение морального вреда 160000 рублей, в возмещение материального ущерба - затраты на лечение 36682 руб.51 коп.
Показаниями свидетеля Т.В.И., который на предварительном следствии показал, что 06.04.2010 года около 07 часов 35 минут он, управляя по доверенности в простой письменной форме технически исправным автомобилем марки «ГАЗ-322132», государственный регистрационный знак №, принадлежащим Ш.Г.Г., с которым у него заключен трудовой договор, следовал по маршруту № «<адрес>». На улице было светло, без осадков, дорожное покрытие сухое. Следовал по <адрес> со стороны <адрес> в направлении <адрес> в правом ряду полосы своего направления движения со скоростью около 40 км/ч. В салоне автомобиля находились пассажиры к количестве около 10 человек. В попутном и во встречном ему направлении следовали транспортные средства. Один из пассажиров попросил остановить транспортное средство на ООТ «Школа», в районе дома <адрес>. Включив указатель правого поворота, Т.В.И. остановил транспортное средство у правого края проезжей части. В следующий момент, неожиданно почувствовал сильный удар в заднюю часть транспортного средства. Посмотрев в зеркало заднего вида, увидел, что столкновение с ним допустил автомобиль «ГАЗель» желтого цвета (государственный регистрационный знак пояснить не смог). После случившегося кто-то из его пассажиров вызвал «скорую помощь» и сотрудников милиции. Т.В.И. при ДТП не пострадал. Пострадали пассажиры его транспортного средства и были госпитализированы прибывшими на место ДТП работниками «скорой помощи». Совместно со вторым водителем, в присутствии понятых участвовал в осмотре места ДТП, дал объяснение, подписал протокол осмотра и схему к нему, подтвердив правильность их составления (№).
Показаниями свидетеля Ш.Г.Г., который на предварительном следствии показал, что он является владельцем автомобиля «ГАЗ-322132» государственный регистрационный знак №. У него с <данные изъяты> заключен договор аренды транспортного средства без экипажа. За техническим состоянием автомобиля «ГАЗ-322132» государственный регистрационный знак № следит Л.Ю.Г. Автомобиль находится в технически исправном состоянии. 13.07.2009 года он заключил трудовой договор с Т.В.И., согласно которому последний был принят на работу в качестве водителя. По доверенности в простой письменной форме Т.В.И. осуществлял свою трудовую деятельности на автомобиле «ГАЗ-322132» государственный регистрационный знак № по маршруту № (в народе именуемый №) «<адрес>». 06.04.2010 года около 07 часов 35 минут Ш.Г.Г. на мобильный телефон позвонил водитель Т.В.И. и сообщил о том, что попал в дорожно-транспортное происшествие. Ш.Г.Г. сразу поехал на место происшествия. Прибыв на место, наблюдал последствия случившегося. У правого края проезжей части стояли два автомобиля «ГАЗель». Потерпевшие уже были госпитализированы. На улице было светло, без осадков, дорожное покрытие сухое. Как ему пояснил водитель Т.В.И., он следовал по <адрес> со стороны <адрес> в направлении <адрес>. Один из пассажиров попросил остановить транспортное средство на ООТ «Школа», в районе <адрес>. Т.В.И. остановил транспортное средство у правого края проезжей части. В следующий момент неожиданно он почувствовал сильный удар в заднюю часть транспортного средства. Понял, что столкновение с ним допустил автомобиль «ГАЗель» желтого цвета (государственный регистрационный знак пояснить не смог). При ДТП его автомобиль получил механические повреждения. К водителю по поводу механических повреждений транспортного средства претензий не имеет (№).
Показаниями свидетеля М.Т.П., которая на предварительном следствии показала, что 06.04.2010 года около 07 часов 35 минут она в качестве пассажира находилась в салоне автомобиля «ГАЗель», государственный регистрационный знак пояснить не смогла, который осуществлял движение по маршруту № «<адрес> - <адрес>». Она сидела на пассажирском сиденье, которое находится за водителем, лицом в сторону направления движения транспортного средства. Следовали по <адрес> со стороны <адрес> в направлении <адрес> в правом ряду полосы их направления движения со скоростью около 50 км/ч. В салоне автомобиля было еще два пассажира. На улице было светло, осадков не было. Во время движения она постоянно за дорожной обстановкой не следила, однако видела в переднее лобовое стекло, что впереди них в попутном направлении следует автомобиль «ГАЗель» желтого цвета, государственный регистрационный знак которого не запомнила. Автомобили «ГАЗель» следовали друг за другом. Вдруг неожиданно М.Т.П. почувствовала сильный удар. От резкого удара ее откинуло на сиденье, которое находилось впереди нее. Позже поняла, что произошло столкновение автомобиля, в котором находилась она, с автомобилем, следовавшим впереди них. Удар был допущен передней частью автомобиля, в котором находилась она, в заднюю часть следовавшего впереди автомобиля. Перед столкновением она не почувствовала, чтобы водитель автомобиля, в котором она находилась, применял торможение. После случившегося совместно с пострадавшими из второй «ГАЗели» была госпитализирована работниками «скорой помощи» в ГБ - 1 (№).
Показаниями свидетеля А.З.Т., которая на предварительном следствии показал, что 06.04.2010 года около 07 часов 35 минут она в качестве пассажира находилась в салоне автомобиля «ГАЗель» государственный регистрационный знак которого пояснить не смогла. Данный автомобиль осуществлял движение по маршруту № <адрес>». Сидела на пассажирском сиденье, которое находится за водителем около двери. На улице было светло, без осадков, дорожное покрытие сухое. Следовали по <адрес> со стороны <адрес> в направлении <адрес> в правом ряду полосы их направления движения, с какой скоростью - пояснить не смогла. Во время движения за дорожной обстановкой не следила. Один из пассажиров попросил остановить транспортное средство на ООТ «Школа», в районе дома <адрес>. Водитель стал снижать скорость и остановил транспортное средство у правого края проезжей части. Мужчина пассажир начал открывать дверь автомобиля, для того, чтобы выйти из салона, как вдруг А.З.Т. почувствовала сильный удар в заднюю часть автомобиля, в котором она находилась. Мужчина - пассажир еще не успел выйти из салона автомобиля. В момент, когда произошло столкновение, автомобиль, в котором она находилась в качестве пассажира, стоял. После столкновения она на некоторое время потеряла сознание. Придя в себя, услышала громкий крик женщины, которая находилась в салоне автомобиля и сидела на пассажирском сиденье за водителем, как поняла, у нее была сломана нога. Также увидела, что столкновение с автомобилем, в котором она находилась, совершил следовавший в попутном направлении сзади автомобиль «ГАЗель». После того, как на место происшествия приехали работники «скорой помощи», она и другие пострадавшие при ДТП люди были госпитализированы (№).
Показаниями свидетеля Щ.Н.В., которая на предварительном следствии показала, что 06.04.2010 года около 07 часов 35 минут она в качестве пассажира находилась в салоне автомобиля «ГАЗель» (государственный регистрационный знак пояснить не смогла), который осуществлял движение по маршруту № «<адрес>». Она сидела на пассажирском сиденье, которое находится ближе к проходу лицом к водителю. На улице было светло, без осадков, дорожное покрытие сухое. Следовали по <адрес> со стороны <адрес> в направлении <адрес> в правом ряду полосы своего направления движения, с какой скоростью - пояснить не смогла. Во время движения за дорожной обстановкой не следила. Один из пассажиров попросил остановить транспортное средство на ООТ «Школа», в районе дома <адрес>. Водитель стал снижать скорость и остановился. Далее помнит сильный удар в заднюю часть автомобиля, в котором она находилась. Как ей показалось, удар произошел в момент, когда они только начали движение. Она это поняла потому, что автомобиль двигался вперед (возможно это было движение по инерции от удара), а также по расположению транспортных средств на проезжей части, которое они заняли после столкновения. Вышел пассажир из салона автомобиля, который просил остановить транспортное средство на ООТ «Школа» или он не успел выйти из салона автомобиля до удара, пояснить не смогла, точно уже не помнит. После столкновения она немного посидела в салоне автомобиля, после чего вышла из него. Увидела, что столкновение с автомобилем, в котором находилась она, совершил автомобиль «ГАЗель», который следовал в попутном им направлении сзади (маршрут и государственный регистрационный знак, пояснить не смогла). С места происшествия уехала на работу, однако на следующий день обратилась в медицинское учреждение, в связи с тем, что ее состояние сильно ухудшилось (№).
Показаниями свидетеля С.И.Н., которая показала, что в 2004 году она купила у В.Н.П. автомобиль «ГАЗ-322132» государственный регистрационный знак №. Заплатила за автомобиль около 140 тыс. рублей. Деньги В.Н.П. были переданы в полном объеме. Автомобиль не переоформляли, в связи с тем, что у В.П.М. имеется лицензионная карточка и документы на маршрут. Оформили нотариально заверенную доверенность. Она была оформлена на нее и на ее бывшего супруга П.И.В. Заключала ли она трудовой договор и выписывала ли доверенность на право управления автомобилем водителю Степура П.И., пояснить не смогла, так как не помнит. Возможно, эти документы выписывал ее бывший супруг. Степура П.И. работал на автомобиле «ГАЗ-322132» государственный регистрационный знак № водителем. За техническим состоянием автомобиля следил П.И.В. Автомобиль был технически исправен. 04.04.2010 года С.И.Н. отдала В.П.М. все документы на маршрут и лицензионную карточку, решив продать автомобиль. Ключи при этом от автомобиля оставались у водителя Степура П.И. 06.04.2010 года утром ей на мобильный телефон позвонил ее знакомый и сказал, что ее автомобиль попал в ДТП. Приехав на место происшествия, видела последствия дорожно-транспортного происшествия. Как пояснил ей на месте происшествия водитель Степура П.И., он ехал по маршруту № «<адрес> - <адрес>» по <адрес> со стороны <адрес> в направлении <адрес> в правом ряду полосы его направления движения прямолинейно. Вдруг неожиданно перед собой увидел у правого края проезжей части автомобиль «ГАЗель», который стоял и осуществлял «посадку-высадку» пассажиров. Избежать столкновения ему не удалось, и он передней частью своего автомобиля допустил столкновение со стоявшим впереди него транспортным средством.
Судом исследованы материалы уголовного дела, подтверждающие виновность подсудимого в совершении преступления:
Протокол осмотра места происшествия, схема и фототаблица к нему, из которых усматривается, место дорожно-транспортного происшествия представляет собой участок проезжей части <адрес> в районе <адрес>. Осмотр производился в направлении от <адрес> к <адрес>. Проезжая часть городского значения, горизонтального профиля; дорожное покрытие для двух направлений движения, шириной 10,2 м, асфальтобетонное. Состояние дорожного покрытия - сухой асфальт. На проезжей части <адрес> обнаружен следы торможения автомобиля «ГАЗ-322132» государственный регистрационный знак № общей длиной 3,2 м начало следа расположено на расстоянии 1,6 м до правого края проезжей части, окончание следа на расстоянии 1,4 м до правого края проезжей части. Место столкновения автомобилей указано водителями Степура П.И. и Т.В.И. и расположено на проезжей части <адрес> на расстоянии 1,8 м до правого края проезжей части, 21,4 м до угла <адрес>,9 м до оси переднего правого колеса автомобиля «ГАЗ-322132» государственный регистрационный знак №. На месте происшествия в районе места столкновения обнаружена осыпь осколков пластика от столкнувшихся транспортных средств размером 9,2х3,2 м. Автомобиль «ГАЗ-322132» государственный регистрационный знак № расположен на проезжей части <адрес> на расстоянии 0,9 м от оси переднего правого колеса до правого края проезжей части, 1,4 м от оси заднего правого колеса до правого края проезжей части, 1,9 м от оси переднего правого колеса до места столкновения. В ходе осмотра автомобиля «ГАЗ-322132» государственный регистрационный знак № обнаружены механические повреждения в виде деформации капота, переднего бампера, решетки радиатора, передней панели, разбиты передние правая и левая фары, лобовое стекло, правое переднее крыло, правая передняя дверь, расширительный бачек. Рулевое управление и тормозная система автомобиля в технически исправном состоянии. Шины всех четырех колес соответствуют модели транспортного средства. Марка шин «КАМА», размер 175 R 16. Давление воздуха в шинах соответствует норме. Автомобиль «ГАЗ-322132» государственный регистрационный знак № расположен частично на проезжей части <адрес> частично на правой обочине на расстоянии 0,0 м от оси переднего правого колеса до правого края проезжей части, 0,5 м от оси заднего правого колеса до правого края проезжей части, 7,5 м от оси переднего правого колеса до места столкновения. В ходе осмотра автомобиля «ГАЗ-322132» государственный регистрационный знак № обнаружены механические повреждения в виде деформации заднего бампера, задней левой двери, заднего левого фонаря, задних левых нижней и верхней панелей, стойки задних левой и правой дверей, сидений в салоне. Рулевое управление и тормозная система автомобиля в технически исправном состоянии. Шины всех четырех колес соответствуют модели транспортного средства. Марка шин «Voctyre», размер 185/75 R 16. Давление воздуха в шинах соответствует норме (№).
Заключение эксперта № от 03.08.2010 г., согласно которому И.В.В. были причинены телесные повреждения в виде тупой травмы левой голени, сопровождающейся двойным переломом большеберцовой и двойным переломом малоберцовой ее костей, ушибов мягких тканей правой голени, которые в совокупности причинили тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть. Телесные повреждения причинены действием тупого твердого предмета, какими могли быть выступающие части салона транспортного средства в момент ДТП и могли образоваться в срок и при обстоятельствах, указанных в постановлении, то есть при дорожно-транспортном происшествии 06.04.2010 г. (№).
Оценив доказательства в совокупности, суд считает, что вина подсудимого в совершении указанных в описательной части приговора действий доказана полностью, его действия подлежат квалификации по ст.264 ч.1 УК РФ как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Исковые требования потерпевшей И.В.В. о возмещении причиненного морального вреда с учетом выплаченной подсудимым суммы подлежат удовлетворению частично в сумме 50000 рублей, с учетом характера причиненных потерпевшим физических и нравственных страданий, а также требований разумности и справедливости.
Исковые требования потерпевшей И.В.В. о возмещении материального ущерба в сумме 36682 руб.51 коп. требуют производства дополнительных расчетов, в связи с чем суд считает необходимым признать за И.В.В. право на удовлетворение гражданского иска в этой части с передачей вопроса о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень тяжести совершенного преступления, данные о личности подсудимого. Подсудимый впервые совершил преступление небольшой тяжести, вину признал полностью, в содеянном раскаялся, характеризуется положительно, принял меры по возмещению причиненного морального вреда. При таких обстоятельствах суд считает возможным применить при назначении Степура П.И. наказания ст.73 УК РФ и не лишать его права управления транспортным средством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.307, 308 и 309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
Признать Степура П.И. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.73 УК РФ в виде 8 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год, обязав его уведомлять об изменении места жительства органы, ведающие исполнением приговора.
Меру пресечения в отношении Степура П.И. до вступления приговора в законную силу оставить прежнюю - подписку о невыезде.
Взыскать со Степура П.И. в пользу потерпевшей И.В.В. в счет возмещения морального вреда 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Признать за И.В.В. право на удовлетворение гражданского иска по возмещению материального ущерба и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Водительское удостоверение, приобщенное к материалам уголовного дела, возвратить Степура П.И.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Н.М.Якшина