признание бездействий в части несоблюдения квотирования мест инвалидов незаконными



Дело № 2-2542/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Е.В. Алиповой

при секретаре судебного заседания О.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 01 июля 2010 года

гражданское дело по иску Омского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ОАО о признании незаконным бездействия ОАО в части несоблюдения установленной квоты приема на работу инвалидов,

у с т а н о в и л:

Омский транспортный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в Ленинский районный суд с иском к ОАО о признании незаконным бездействия ОАО в части несоблюдения установленной квоты приема на работу инвалидов.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав инвалидов должностными лицами ОАО ОАО по обращению службы занятости, в ходе которой выявлены следующие нарушения закона. Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. В соответствии с требованиями ст. 3 Закона Омской области «О квотировании рабочий мест в Омской области» квота для приема на работу инвалидов устанавливается организацией, осуществляющей свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности со среднесписочной численностью работников более ста человек, в размере не менее двух и не более четырех процентов к среднесписочной численности работников организации. В счет квоты для приема на работу инвалидов не выделяются (создаются) рабочие места, связанные с выполнением тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, выявленные по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда, проводимой в соответствии с законодательством. Постановлением Правительства Омской области № 16-п от 27.01.2010 «О мерах по реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» определено, что для организации, численность работников которой составляет свыше 100 человек, установлена квота для трудоустройства инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников, и минимальное количество специальных рабочих мест в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту. С учетом среднесписочной численности работников ОАО, которая по предоставленным предприятием сведениям составляла на март 2010 года 9251 человек, установленная квота для приема на работу инвалидов составляет 278 рабочих мест. Учитывая среднесписочную численность работников подразделения ОАО, которая по предоставленным предприятием сведениям на 09.04.2010 составляла 349 человек, установленная квота для приема на работу инвалидов в подразделении ОАО составляет 11 рабочих мест. В нарушение приведенных выше норм закона приказом (распоряжением) руководителя ОАО вакансии для трудоустройства инвалидов не выделены, специальные рабочие места не созданы, квота по приему на работу инвалидов не соблюдена. Бездействием ОАО нарушается и может быть нарушено право на труд любого гражданина РФ, являющегося инвалидом и имеющего право на трудоустройств в рамках квот, установленных законодательством РФ. Просит признать бездействие ОАО, выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов в подразделения, незаконным, противоречащим ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», ст. 3 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области № 16-п от 27.01.2010; обязать ОАО выполнить требования закона, создать рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой в подразделениях.

Представитель истца помощник прокурора Пушнова И.О. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по выше изложенным основаниям, уточнив требования поскольку из состава ОАО были упразнены подразделения, численность работников ОАО сократилась. Просила обязать ОАО выполнить требования закона, создать рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой в в подразделениях в количестве 134 и 8 мест соответственно.

Представитель ОАО, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала в полном объеме. Суду пояснила, что требования прокурора об обязании ОАО создать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов не правомерно. В соответствии со ст. 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. « 181-ФЗ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальное рабочее место, согласно закону, создается под конкретного человека в соответствии с его физическими возможностями и медицинскими показаниями. Работодатель объективно, учитывая специфику деятельности своего подразделения, может принять дополнительные меры по организации труда в целях создания рабочих условий с учетом индивидуальных особенностей предполагаемого работника. Однако, при отсутствии какой-либо информации о характере и степени заболевания инвалида, выделение и оборудование для данного работника специального рабочего места не представляется возможным. Кроме того, в штатном расписании подразделения отсутствуют профессии для инвалидов, позволяющие выполнять работу даже при минимальном воздействии вредных и опасных факторов на производстве. Кроме того, ... расчет квоты подлежит уточнению, исключению подлежат состав работников, работающих в структурных подразделениях и осуществляющих деятельность на территории иных субъектов. ... среднесписочная численность работников подразделения на мая 2010 года составляет 5329 человек; среднесписочная численность подразделения на июнь 2010 года составляет 342 человека. В настоящее время в ОАО работает 25 инвалида, в подразделении - 2 инвалида. ... Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель ответчика Л., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала в полном объеме по аналогичным основаниям; просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель службы занятости Ч., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, была уведомлена ходатайств об отложении дела не поступало. Ранее в судебном заседании с учетом заявленных первоначальных требований, суду пояснила, что требования транспортного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. ФИО13 пояснила, что среднесписочная численность подразделения ОАО по состоянию на 02 июня 2010 года составляет 5814 человек. Установленная квота для приема на работу инвалидов - 174 человека. Фактически работает 10 инвалидов. Вакантные рабочие места (должности), выделенные организацией для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты ОАО в службу занятости не представляло. Среднесписочная численность подразделения по состоянию на 02 июня 2010 года составляет 342 человека. Установленная квота для приема на работу инвалидов - 10 человека. Инвалиды в подразделении не работают. Вакантные рабочие места (должности), выделенные организацией для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты подразделение в службу занятости не представляло.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В соответствии со ст. 3 Закона Омской области от 21 июля 2009 года № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области» квота для приема на работу инвалидов устанавливается организации, осуществляющей свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности со среднесписочной численностью работников более ста человек. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере не менее двух и не более четырех процентов к среднесписочной численности работников организации. В счет квоты для приема на работу инвалидов не выделяются (создаются) рабочие места, связанные с выполнением тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, выявленные по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда, проводимой в соответствии с законодательством. Размер квоты для приема на работу инвалидов устанавливается Правительством Омской области по представлению уполномоченного органа исполнительной власти Омской области в сфере труда и социальной защиты населения Омской области на срок не менее одного календарного года с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда.

Постановлением Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 16-п «О мерах по реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» определена для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством: квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников; минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

В судебном заседании установлено, что 24 ноября 2009 года ведущим специалистом отдела трудоустройства и специальных программ С. выявлены нарушения законодательства о занятости инвалидов подразделения ОАО. В адрес руководителя подразделения вынесено предписание Номер обезличен от 24.11.2009 г. об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области. В данном предписании имеется ссылка на приведение в соответствие квотирование рабочих мест инвалидов в соответствии с действующим законодательством, установлен срок для исполнения предписания до 22 января 2010 года, предписание руководством получено л.д. 6-7).

Начальником подразделения 01 февраля 2010 года на имя начальника службы занятости направлен ответ, согласно которому на 26.11.2009 года на предприятии трудится 4 человека, имеющих допустимую группу инвалидности для выполнения работ. Данные работники переведены в соответствии с медицинскими заключениями на особые исключительные условия труда. Данная информация ежемесячно предоставляется в Центр занятости населения ЛАО г. Омска. Также указано, что выполнение квотирования рабочих мест для инвалидов не представляется возможным, в том числе из-за отсутствия в штатном расписании подразделения профессий для инвалидов, позволяющих выполнять работу даже по минимальным воздействиям вредных и опасных факторов на производстве л.д. 8). Фактически предписание службы занятости подразделением исполнено не было. По сведениям подразделения среднесписочная численность работников предприятия на 09.04.10 составляет 349 человек, количество квотированных мест - 10,47 ед., фактически работают 2 человека л.д. 11).

30 ноября 2009 года ведущим специалистом отдела трудоустройства и специальных программ П. выявлены нарушения законодательства о занятости инвалидов отделением ОАО. В адрес руководителя вынесено предписание Номер обезличен от 30.11.2009 г. об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области. В данном предписании имеется ссылка на приведение в соответствие квотирование рабочих мест инвалидов в соответствии с действующим законодательством, установлен срок для исполнения предписания до 24 января 2010 года, предписание руководством получено 30 ноября 2009 л.д. 13-14).

По сведениям отделения ОАО списочная численность работников отделения на 25.11.2009 г. составила 10 974 человек. В списочном составе отделения работающих инвалидов не числиться. Все работники ОАО подлежат обязательным медицинским осмотрам и должны своевременно проходить медицинскую комиссию. Работа в ОАО осуществляется в условиях повышенной опасности л.д. 9). Среднесписочная численность работников отделения ОАО на март 2010 года составляет 9251 человек л.д. 10).

Указанные предписания руководством ОАО, а также их структурными подразделениями, в установленный срок исполнено не было. 29 января 2010 года начальником службы занятости Д. в адрес прокурора направлено сообщение о неисполнении предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области от 24.11.2009 года Номер обезличен, от 30.11.2009 года Номер обезличен, с просьбой принятия мер прокурорского реагирования л.д. 12).

Омской транспортной прокуратурой по обращению службы занятости была проведена проверка исполнения подразделениями ОАО требований законодательства о защите прав инвалидов. В ходе проверки были выявлены нарушения требований законодательства о квотировании рабочих мест инвалидов.

По сведениям службы занятости, предоставленной ФИО100, среднесписочная численность отделения ОАО по состоянию на 02 июня 2010 года составляет 5814 человек. Установленная квота для приема на работу инвалидов - 174 человека. Фактически работает 10 инвалидов. Среднесписочная численность подразделения по состоянию на 02 июня 2010 года составляет 342 человека. Установленная квота для приема на работу инвалидов - 10 человека. Инвалиды в подразделении не работают.

По состоянию на 23 июня 2010 года в ОАО в настоящее время работает 25 инвалидов л.д. 32), среднесписочная численность составляет 5329 человек.

По состоянию на 23 июня 2010 года среднесписочная численность подразделения составляет 342 человека, количество работающих инвалида 2 (л.л. 36).

При данных обстоятельствах, суд полагает, что в действиях руководства ОАО имеются нарушения законодательства о защите прав инвалидов, поскольку в соответствии с требованиями ст. 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Таким образом, руководству ОАО надлежало выделить и определить рабочие места для инвалидов с учетом всех требований, предъявляемых для трудоустройства данной категории граждан, и сообщить в службу занятости, об имеющихся вакантных должностях для инвалидов. На момент рассмотрения дела в суде руководством ОАО данные меры не приняты, доказательства исполнения законодательства о защите прав инвалидов в полном объеме суду не представлено.

При данных обстоятельствах, суд полагает правильным удовлетворить заявленные Омским транспортным прокурором требования о признании бездействия ОАО, выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов, незаконным, противоречащим ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», ст. 3 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области № 16-п от 27.01.2010; обязании ОАО выполнить требования закона, создать рабочие места для инвалидов в соответствии с данными представленными ответчиком на 22 июня 2010 года. Так, среднесписочная численность отделения ОАО составила 5329 человек, соответственно установленная квота для приема на работу инвалидов составляет 159 рабочих мест., среднесписочную численность работников подразделения, равна 342 человек, установленная квота для приема на работу инвалидов в подразделении составляет 10 рабочих мест, без указания количества мест для инвалидов, поскольку численность работников ОАО, что влечет изменение количества рабочих мест, для инвалидов подлежащих квотированию.

Суд относится критически к доводам ответчика об отсутствии у прокурора права на обращения в суд, поскольку в силу ст. 45 ГПК РФ, ст.35 ФЗ « О прокуратуре» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц. Если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - инвалидов. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения бездействия ответчика, вследствие которого, нарушается и может быть нарушено право на труд любого гражданина РФ, являющегося инвалидом и имеющего право на трудоустройство, в рамках квот, установленных законодательством РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать бездействие ОАО, выразившееся в несоблюдении установленной законодательством квоты по приему на работу инвалидов в подразделениях, противоречащим ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», ст. 3 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», постановлению Правительства Омской области № 16-п от 27.01.2010.

Обязать ОАО выполнить требования закона, создать рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой в подразделениях.

Взыскать с ОАО в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти дней путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Омска.

Судья Е.В. Алипова

Мотивированное судебное решение в окончательной форме изготовлено 06 июля 2010 года.

Судья Е.В. Алипова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200