отказ в признании права пользования жилым помещением на основе договора социального найма, выселени



Дело № 2-1412/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Е.В. Алиповой

прокурором Е.А. Марютиной

при секретаре судебного заседания О.А. Оксенюк

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 15 июля 2010 года

гражданское дело по иску Молдобаевой М.К. к Администрации г. Омска, Департаменту жилищной политики администрации г. Омска о признании права пользования жилым помещением; встречному иску Администрации г. Омска к Молдобаевой М.К. о выселении из жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Молдобаева М.К. обратилась в суд с иском к Администрации г. Омска о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма, указав, что является служащей Вооруженных Сил РФ, в настоящее время работает медицинской сестрой ... в госпитале. С 1991 года стоит на очереди для получения жилья. Комиссией госпиталя были проверены ее жилищные условия по месту жительства, она признана нуждающейся в получении жилой площади как ветеран труда ВС РФ. Решением жилищной комиссии госпиталя от 08.12.2009 года ей распределена однокомнатная квартира .... Ранее вышеуказанную квартиру занимал военнослужащий Е., квартира им была освобождена в связи с получением другого жилья. В указанное жилое помещение она вселилась в феврале 2010 года, проживает по настоящее время, оплачивает коммунальные услуги, услуги по содержанию жилья, его техническому ремонту. В январе 2010 года она обратилась в администрацию г. Омска с целью заключения договора социального найма на спорное жилое помещение, однако ей было отказано. Оформлением всех необходимых документов для заключения договора социального найма осуществляла Омская КЭЧ. В настоящее время она не может зарегистрироваться в установленном законом порядке по указанному адресу по причине отсутствия договора социального найма на квартиру ... Просит признать за ней право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: ...; обязать администрацию г. Омска заключить с ней договор социального найма указанного жилого помещения.

В последующем Молдобаевой М.К. были уточнены заявленные исковые требования, истица просила признать за ней право пользования квартирой ... по договору социального найма.

В ходе рассмотрения дела администрация г. Омска обратились в суд со встречным иском к Молдобаевой М.К. о выселении из спорного жилого помещения. В обоснование заявленных требований указала, что квартира ... в г. Омске является муниципальной собственностью. В указанном жилом помещении Молдобаева М.К. проживает без правоустанавливающих документов. Молдобаева М.К. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 08.08.2003 года, номер общей очереди №. К категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди Молдобаева М.К. не имеет. Орган местного самоуправления не принимал решение о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма. Просят выселить Молдобаеву М.К. из жилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, ... без предоставления другого жилого помещения.

В судебном заседании Молдобаева М.К. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям; встречные требования не признала. Полагает, что как военнослужащая имеет право на получение жилого помещения. Омская КЭЧ имеет все полномочия по распределению жилых помещений, переданных в муниципальную собственность и освободившихся в связи с выездом прежних военнослужащих на другое место жительства.

Представитель администрации г. Омска, Департамента жилищной политики администрации г. Омска Чеснокова М.А., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, встречные исковые требования поддержала по изложенным основаниям.

Представитель Омской КЭЧ Бейдиева Р.М., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения требований истца в полном объеме. Полагала, что встречные требования не подлежат удовлетворению.

Выслушав мнение сторон, заключение прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных Сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". К военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

В силу ч. 2 ст. 2 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

В силу п. 5 ст. 2 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.

В судебном заседании установлено, что Молдобаева М.К., Дата года рождения, работает медицинской сестрой в госпитале с 1987 года, что подтверждается сведениями трудовой книжки л.д. 27-29). Занимаемая Молдобаевой М.К. должность медицинской сестры относится к категории должностей гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

По личному заявлению от 24.10.1991 года Молдобаева М.К. была поставлена на очередь на улучшение своих жилищных условий и получение жилой площади, что подтверждается заявлением л.д. 7), а также списком очередников гражданского персонала В/ч № л.д. 8).

Комиссией госпиталя проверены жилищные условия Молдобаевой М.К. По результатам проверки Молдобаева М.К. признана нуждающейся в получении жилой площади как ветеран труда ВС РФ л.д. 13). Решением жилищной комиссии госпиталя от 08.12.2009 г. ей предоставлена в пользование однокомнатная квартира ..., общей площадью ... кв.м. л.д. 14, 15). Молдобаева М.К. вселилась в указанное жилое помещение, с февраля 2010 года оплачивала коммунальные платежи л.д. 6, 9).

13 января 2010 года Молдобаева М.К. обратилась в администрацию г. Омска с заявлением о заключении с ней договора социального найма квартиры ... в г. Омске л.д. 16). В заключении договора социального найма Молдобаевой М.К. отказано в связи с тем, что указанное домостроение является муниципальной собственностью с 2003 года; решение жилищной комиссии госпиталя от 08.12.2009 г. правовых последствий на получение жилого помещения не влечет, оснований для заключения договора социального найма не имеется л.д. 17-18). В свою очередь Молдобаева М.К. полагает, что приобрела право пользования спорным жилым помещением, квартира была ей предоставлена правомерно.

Вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с жилищным законодательством и Инструкцией, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80.

Согласно п. 26 Приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

В силу п. 43 Приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Введение законодателем специальных условий предоставления военнослужащим жилых помещений само по себе не препятствует реализации права на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ и не исключает возможность его осуществления иными категориями граждан, в частности гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации, в общем порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного Кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ч. 1, 4 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

Молдобаева М.К. с 1987 года работает в должности медицинской сестры госпиталя. Являясь гражданским персоналом Вооруженных Сил РФ имеет право на обеспечение по месту работы (службы) жилым помещением специализированного жилищного фонда. Молдобаева М.К. проживала в предоставленном ей жилом помещении специализированного жилого фонда по адресу: г. Омск, .... Указанное жилое помещение Молдобаева М.К. занимает по договору социального найма. Комната в общежитии была предоставлена на основании Решения ... от 26.12.1989 года. До настоящего времени истица зарегистрирована по указанному адресу, что подтверждается сведениями о регистрации паспорта гражданина РФ л.д. 22-26), копией лицевого счета л.д. 30).

Дом ... в г. Омске в составе объектов жилищного фонда был передано в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омская область на основании Решения Омского городского Совета от 25.12.2003 г. за № 127 «О согласовании перечня объектов Омской КЭЧ СибВО Министерства обороны РФ, передаваемых в муниципальную собственность города Омска» л.д. 44-63), а также на основании акта приема-передачи имущества от Дата г. л.д. 135-145). Таким образом, спорная квартира является муниципальной собственностью, обязанность по распределению такого жилья гражданам, относящихся к гражданскому персоналу Вооруженных Сил и нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством в соответствии со списком очередников и возложена на Департамент жилищной политики администрации г. Омска.

Судом установлено, не оспаривается сторонами, что Молдобаева М.К. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 08 августа 2003 года, в связи, с чем имеет право на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда в порядке очередности. При данных обстоятельствах, право Молдобаевой М.К. на жилье, предусмотренное Конституцией РФ, не нарушено.

Военная служба, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих. Гарантии и компенсации военнослужащим предусмотрены в том числе и Федеральным законом "О статусе военнослужащих", устанавливающим основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривающим ряд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанным законом не предусмотрены гарантии и компенсации по улучшению жилищных условий гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. Из норм закона следует, что гражданскому персоналу ВС РФ жилые помещения предоставляются на общих основаниях, предусмотренных жилищным законодательством.

При данных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований Молдобаевой М.К. о признании за ней права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Омск, .... Следовательно, в настоящее время Молдобаева М.К. незаконно занимает спорное жилое помещение, поскольку вселена, без соответствующих правоустанавливающих документов, в связи с чем, заявленные администрацией г. Омска требования о выселении Молдобаевой М.К. из квартиры ... в г. Омске подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей: в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Молдобаевой М.К. к администрации г. Омска, Департаменту жилищной политики администрации г. Омска о признании права пользования жилым помещением, отказать.

Встречные требования удовлетворить.

Выселить Молдобаеву М.К. из жилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск, ..., без предоставления другого жилого помещения.

Взыскать с Молдобаевой М.К. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти дней путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Омска.

Судья Е.В. Алипова

Мотивированное решение судом изготовлено 20 июля 2010 года.

Судья Е.В. Алипова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200