Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации дело № 2 - 1933/10
город Омск 06 августа 2010 года
Суд Ленинского района города Омска
председательствующий судья Небольсин Л.В.
секретарь Лыщенко С.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Будуева Г.А. к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области о заключении договора купли-продажи земельного участка, суд
У С Т А Н О В И Л:
Будуев Г.А. обратился в суд с иском обязать Главное управление по земельным ресурсам Омской области заключить договор купли-продажи земельного участка по адресу ..., ..., ..., с кадастровым номером № ... общей площадью 1047 кв.м., установить стоимость земельного участка из расчета 4303, 06 рублей.
В судебном заседании представитель истца, в части установления стоимости земельного участка неоднократно уточнял требования, окончательно просил установить стоимость земельного участка из расчета 326 000 рублей л.д.31-32, 51-52).
В обоснование своих требований истец указал, что является инвалидом третьей группы по общим заболеваниям. Он нуждается в улучшении жилищных условий, так как в его собственности находится 1/2 доля квартиры № ... дом № ... ... в ..., общей площадью 29,9 кв.м., жилой площади 18 кв.м. Вторая часть квартиры принадлежит его сыну Б.А.Г. Он обратился в Департамент архитектуры и градостроительства с заявлением о формировании земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по .... Комиссия Департамента архитектуры и градостроительства 09.07.2008 года приняло решение о возможности использования земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. И порекомендовали обратиться в Главное управление по земельным ресурсам ..., с заявлением о возможности выкупа в собственность земельного участка под строительство расположенного по адресу ... ... станица ... без проведения аукциона. Однако Главное управление по земельным ресурсам ... отказывает ему в заключении договора купли продажи на земельный участок, считая, что у него нет правовых оснований для заключения договора купли продажи на указанный земельный участок на льготных условиях. И предложила приобрести спорный земельный участок на общих основаниях. Однако, руководствуясь обзором законодательства и судебной практикой Верховного суда за второй квартал 2008 года указанно, что особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 ЗК РФ, где в ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду третьей группы по договору купли-продажи торги проводиться не должны.. В данном случае применимо положение ст. 17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995г (в редакции от 28.04.2009г) где сказано, что Инвалидам, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Из смысла вышеуказанной нормы следует, что он имеет право на внеочередное обеспечение земельным участком для индивидуального жилого строительства., так как он является малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение в собственность, данного земельного участка, путём его выкупа..
Будуев А.Г. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель истца дополнительно пояснил, что Будуев Г.А. является инвалидом третьей группы общее заболевание, не связанное с Чернобыльской катастрофой. Из смыла норм, и обзор судебной практики предоставление земельных участков инвалидам за плату, которая устанавливается в соответствии с предоставленной оценкой. Аукцион ущемляет права истца. Истец готов выкупить земельный участок.
Представитель Главного управления по земельным ресурсам Омской области Карпенко О.А. исковые требования не признала и пояснила, что первоначально Будуев Г.А. обратился в Ленинский районный суд г. Омска с иском к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка общей площадью 1047, с кадастровым номером № ..., расположенного по адресу: ..., пос. ..., ..., для индивидуального жилищного строительства, и установить стоимость данного земельного участка в размере 57373,50 копеек. Обосновывая иск ссылался на пункт 9 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающий внеочередное получение земельных участков и приобретение строительных материалов для строительства индивидуальных жилых домов. После уточнения искового заявления, истец просит установить стоимость земельного участка в размере 326000 рублей и в обоснование своих требований ссылается на статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 181 -ФЗ), предусматривающую право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Главное управление считает требования, истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Истцу следует на основании Правил предоставления льгот инвалидам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.07.1996 года обратиться с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления с приложением всех необходимых документов. Главное управление не является органом местного самоуправления.
Заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что первоначально Будуев Г.А. обратился в Ленинский районный суд г. Омска с иском к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка общей площадью 1047, с кадастровым номером № ..., расположенного по адресу: ..., ..., ..., для индивидуального жилищного строительства, и установить стоимость данного земельного участка в размере 57373,50 копеек.
Обосновывая иск Будуев Г.А. ссылался на пункт 9 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающий внеочередное получение земельных участков и приобретение строительных материалов для строительства индивидуальных жилых домов.
После уточнения искового заявления, истец просит установить стоимость земельного участка в размере 326000 рублей и в обоснование своих требований ссылается на статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 181 -ФЗ), предусматривающую право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Ранее, 11.01.2009 года Будуев Г.А. обращался в суд с иском к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области о признании за ним право собственности на указанный земельный участок. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 15 июля 2009 года заочное решение суда Ленинского района г. Омска от 27 апреля 2009 года отменено, вынесено новое, которым в удовлетворении заявленных Будуевым Г.А. требований к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области, отказать (дело № 2-364/09).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16 июня 2006 года № 95, с 1 июля 2006 года Главное управление является специально уполномоченным органом исполнительно: власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена.
15 августа 2008 года от истца в Главное управление поступило обращение по вопросу бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по ... административном округе г. Омска.
ГУ по земельным ресурсам по Омской области, рассмотрев обращение, 25 августа 2008 года сообщило, что в соответствии с пунктом 4 статьи 30 и статьей 30.1 Земельного кодекса РФ и Порядком предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 16 июня 2006 года № 73-п «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска», земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта на аукционах.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона 181-ФЗ законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 5).
8 февраля 2006 года был принят Закон Омской области № 731-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области», регулирующий отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом РФ и иными актами федерального законодательства. Пунктом 3 статьи 7 данного Закона предусмотрено, что категории граждан и юридических лиц, установленные федеральными законами, имеют право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков из земель, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности.
Таким образом, законодатель предусмотрел льготное предоставление земельных участок на территории Омской области, но только из земель, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности.
В свою очередь, спорный земельный участок общей площадью 1047, с кадастровым номером № ..., расположенный по адресу: ..., ..., ..., находится в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, что подтверждается кадастровым паспортом от 10 марта 2010 года № .... Следовательно, оснований для предоставления данного земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, на льготных условиях у Главного управления нет.
Льгота, предусмотренная статьей 17 Федерального закона № 181-ФЗ,
предоставляется в соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1996 года № 901, в соответствии с которыми инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы,
подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Главное управление не является органом местного самоуправления.
Принимая во внимание изложенное, с учетом Федерального Закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», истцу надлежало обратиться с заявлением об обеспечении в первоочередном порядке земельным участком для индивидуального жилищного строительства с приложением к нему копии справки подтверждающей инвалидность, в орган местного самоуправления, а не к ответчику по настоящему делу, так как земельный участок на который претендует истец, находится в государственной собственности.
Учитывая изложенное оснований для удовлетворения иска отсутствуют.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Будуеву Г.Г. в исковых требованиях обязать Главное управление по земельным ресурсам Омской области заключить договор купли-продажи земельного участка по адресу ..., ..., ..., с кадастровым номером № ... общей площадью 1047 кв.м., установить стоимость земельного участка из расчета 326 000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Облсуд через суд Ленинского района г. Омска в течение 10 дней.
Судья Л.В.Небольсин
Мотивированное решение составлено 11 августа 2010 года