Дело № 2-2902/10
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской ФедерацииЛенинский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Авдеевой Л.В.
при секретаре судебного заседания Матвеева О.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омск 26 июля 2010 года
гражданское дело по иску Прокурора Ленинского административного округа г. Омска к Муниципальному образовательному учреждению «Детский сад № 16» о признании бездействия МОУ «Детский сад № 16» незаконным и обязании устранить нарушения федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского АО г. Омска обратился в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению «Детский сад № 16» о признании бездействия МОУ «Детский сад № 16» незаконным и обязании устранить нарушения федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска проведена проверка соблюдения требований санитарно- эпидемиологического законодательства в деятельности муниципального образовательного учреждения «Детский сад № 16», расположенного по адресу: г. Омск, ул..... «а». По результатам проверки установлено, что в детском саду имеются 4 песочницы, в которых последняя смена песка осуществлена в 2009 году, с целью предупреждения загрязнения песка песочницы крышками не закрываются.
Пункт 2.1 Устава МОУ «Детский сад № 16» предусматривает, что основными целями учреждения являются, в частности: охрана и укрепление здоровья детей.
В соответствии с п. 1.16 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.1.1249-03, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.03.2003 № 24, установлено, что ежегодно, весной на игровых площадках проводят полную смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения. При обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей, проводят смену песка.
Пункт 4.12 Правил предусматривает, что мероприятия по профилактике
токсакороза включают регулярную замену песка в детских песочницах (три
раза в теплое время) и предупреждение загрязнения их собаками и кошками.
Между тем, проверкой установлено, что песок, находящийся в песочницах детского сада не исследуется на степень биологического загрязнения, песочницы не оборудованы специализированными крышками для ограничения доступа животных в ночное время суток, в
2010 году замена песка не осуществлялась.
Таким образом, руководством МОУ «Детский сад № 16» не осуществляется комплекс мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья воспитанников детского сада, вопреки требованиям ст. 28 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Бездействие администрации муниципального дошкольного образовательного учреждения противоречит принципам действующего законодательства, в части обеспечения прав детей на охрану здоровья, как предусмотрено нормами ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано
прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Количество лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление
многочисленно, эта категория лиц непостоянна и персонально изменчива,
поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц. Кроме того, несовершеннолетние в силу своего возраста не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав.
В связи с чем, просит суд признать бездействие муниципального образовательного учреждения «Детский сад № 16», выразившееся в непринятии мер к полной смене
песка в 2010 году, оборудованию песочниц крышками для ограничения доступа животных в ночное время суток, незаконным. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Детский сад № 16» произвести полную смену песка, используемого в песочницах, на
песок, имеющий санитарно-эпидемиологическое заключение, принять меры к оборудованию песочниц детского сада крышками для ограничения доступа животных в ночное время суток. Взыскать с ответчика государственную пошлину в установленном законе порядке.
В судебном заседании представитель истца - Марютина Е.А. поддержала исковые требования в полном объеме по аналогичным основаниям.
Представитель Муниципального образовательного учреждения «Детский сад № 16» - Григорчук И.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании заявленные исковые требования признала и пояснила, что крышки на песочницах детского сада не были установлены поскольку песок в песочницах практически отсутствует, дети в песочницах не играют, в связи с чем, вред их здоровью не причиняется, в настоящее время крышки на песочницы заказаны.
Представитель Департамента образования администрации г. Омска - Бутько Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что в настоящее время у Департамента образования администрации г. Омска нет средств для завоза песка, песочницы в МОУ «Детский сад № 16» пустые, дети в них не играют, в связи с чем, вред здоровью детей не причиняется.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 6.2 ст. 9 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования; устанавливаются федеральные государственные требования.
На основании статьи 12 Закона к образовательным учреждениям относятся дошкольные учреждения. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и
разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 года № 666 утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», пунктом 5 которого установлено, что основными задачами дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей.
В соответствии с нормами статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, а также
выполнения санитарно-противоэпидемических, профилактических мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части, осуществляемой ими деятельности.
Исходя из положений статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, санитарно противоэпидемические мероприятия проводятся в обязательном порядке юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В развитии данных норм Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 № 105 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.2.1333-03, согласно Пункта 2.1 которых установлено, что юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны проводить мероприятия по профилактике паразитарных болезней на территории Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в МОУ «Детский сад № 16» имеются 4 песочницы, в которых последняя смена песка осуществлена в 2009 году, с целью предупреждения загрязнения песка песочницы крышками не закрываются л.д. 6).
Пункт 2.1 Устава МОУ «Детский сад № 16» предусматривает, что основными целями учреждения являются, в частности: охрана и укрепление здоровья детей.
В соответствии с п. 1.16 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.1.1249-03, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.03.2003 № 24, установлено, что ежегодно, весной на игровых площадках проводят полную смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения. При обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей, проводят смену песка.
Пункт 4.12 Правил предусматривает, что мероприятия по профилактике
токсакороза включают регулярную замену песка в детских песочницах (три
раза в теплое время) и предупреждение загрязнения их собаками и кошками.
Между тем, судом установлено, что песок, находящийся в песочницах детского сада не исследуется на степень биологического загрязнения, песочницы не оборудованы специализированными крышками для ограничения доступа животных в ночное время суток, в
2010 году замена песка не осуществлялась.
Таким образом, руководством МОУ «Детский сад № 16» не осуществляется комплекс мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья воспитанников детского сада, вопреки требованиям ст. 28 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Бездействие администрации муниципального дошкольного образовательного учреждения противоречит принципам действующего законодательства, в части обеспечения прав детей на охрану здоровья, как предусмотрено нормами ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса.
Оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая признание иска ответчиком, суд полагает необходимым требования прокурора Ленинского административного округа г. Омска удовлетворить, признать бездействие муниципального образовательного учреждения «Детский сад № 16», выразившееся в непринятии мер к полной смене песка в 2010 году, оборудованию песочниц крышками. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Детский сад № 16» произвести полную смену песка, используемого в песочницах, на песок, имеющий санитарно-эпидемиологическое заключение, принять меры к оборудованию песочниц детского сада крышками для ограничения доступа животных в ночное время суток.
С учетом требований п. 1 ст. 103 ГПК РФ сумма государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в местный бюджет составляет - 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Ленинского АО г. Омска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального образовательного учреждения «Детский сад № 16», выразившееся в непринятии мер к полной смене песка в 2010 году, оборудованию песочниц крышками для ограничения доступа животных в ночное время суток.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад № 16» произвести полную смену песка, используемого в песочницах, на песок, имеющий санитарно-эпидемиологическое заключение, принять меры к оборудованию песочниц детского сада крышками.
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Детский сад № 16 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение 10 дней.
Судья -
Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2010 года.
Судья --