2-3207/2010 по иску Шелепова О.В. к ГУ по земельным ресурсам о заключении договора аренды



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации дело № 2 - 3207/10

город Омск 10 сентября 2010 года

Суд Ленинского района города Омска

председательствующий Небольсин Л.В.

секретарь Лыщенко С.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шелепова О.В. к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области, Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости Управление Роснедвижимости по Омской области, Администрации города Омска о признании бездействия органа власти незаконным и заключении договора аренды земельного участка, суд

У С Т А Н О В И Л:

Шелепов О.В. обратился в суд с иском к ответчикам признать бездействие Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, Администрации города Омска в не предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с протоколом заседании Комиссии по градостроительству и землепользованию города Омска от 27 апреля 2004 года, незаконными; обязать Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости по Омской области сформировать земельный участок площадью 0,1 Га из состава земельного участка с кадастровым номером №... общей площадью 21 521,0 кв.м. в ... и произвести постановку этого земельного участка на кадастровый учет.; обязать Администрацию города Омска и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости по Омской области заключить с Шелеповым О.В. договор аренды указанного земельного участка, установить срок для устранения нарушения прав и законных интересов истца.

В судебном заседании истец уточнил исковые требования, просил признать бездействие Администрации города Омска в не предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствие с протоколом заседания Комиссии по градостроительству и землепользованию города Омска от 27 апреля 2004 года, незаконным; обязать Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости по Омской области поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 1,1 Га из состава земельного участка с кадастровым номером №... общей площадью 21 521,0 кв.м. в ...; обязать Главное управление по земельным ресурсам Омской области сформировать земельный участок площадью 0,1 Га из состава земельного участка с кадастровым номером №... общей площадью 21 521,0 кв.м. в ..., заключить с ним договор аренды земельного участка площадью 0,1 Га сроком на 3 года с ценой арендной платы 10 000 рублей в год, установить срок для устранения нарушения прав и законных интересов истца.

Свои требования мотивировал тем, что 27.04.2004 года комиссией по градостроительству и землепользованию г. Омска было рассмотрено его заявление о разрешении строительства индивидуального жилого дома усадебного типа по адресу ... и по результатам рассмотрения вынесено положительное решение в виде резолюции «согласиться». Дальнейшие действия Администрации г. Омска и её структурных подразделений были направлены на длительное затягивание и волокиту, что привело к отсутствию сформированного земельного участка, заключенного договора аренды земельного участка. Бездействие Управления Роснедвижимости по Омской области и Администрации г.Омска по формированию и предоставлению земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства считает незаконным по следующим основаниям. Согласно протокола от 27.04.2004 года комиссией по градостроительству и землепользованию г.Омска Администрации г.Омска было согласовано предоставление истцу земельного участка из состава земельного участка с кадастровым номером №... общей площадью 21521,0 кв. метров в ... для целей индивидуального жилищного строительства. Письмом от 28.06.2004 года за №... Главное управление архитектуры и градостроительства г. Омска сообщило ему о необходимости обращения в специализированную организацию для проведения работ по территориальному землеустройству. 14.07.2004 года им был заключен договор с МУ «Омскархитектура» г.Омска за N№..., для оплаты которого был выставлен счет за №... от 14 июля 2004 года, который им был оплачен. После получения документации она была направлена в адрес Департамента недвижимости Администрации г.Омска. Письмом от 10 февраля 2006 г. за №... Департамент недвижимости Администрации г.Омска уведомил его о необходимости получения и предоставления в Департамент сведения из государственного земельного кадастра о земельном участке, что он выполнил, и выписка из государственного земельного кадастра от 13.03.2006 года №36/06-4567 предоставил. Получил ответ Департамента имущественных отношений Администрации г.Омска от 22.06.2007 года за №... об отсутствии необходимости в переводе земельного участка из состава земель лесного фонда в земли поселений, так как он учтен в составе земель поселений. 23 апреля 2008 года он повторно подал заявление в Главное управление по земельным ресурсам Омской области о предоставлении этого же земельного участка, зарегистрированное за №.... Письмом от 07 мая 2008 года получил ответ за №... о том, что представленные им документы для формирования земельного участка и заключения договора аренды, направлены в Администрацию г.Омска. По настоящее время в его адрес ничего не направлялось. Он абсолютно неграмотным в области юриспруденции, ожидал решения вопроса о предоставлении ему земельного участка. По телефону получил ответ от представителей Администрации Ленинского А.О. г. Омска о невозможности заключения договора. Бездействие является незаконным, его права, как заявителя, подлежат восстановлению. В силу пункта 2 статьи 16 и статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" Земельный кодекс РФ дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», вступившей в силу с 01.10.2005 года. Пунктами 1 и 2 статьи 30.1 ЗК РФ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта, а продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. В абзацах 4, 5 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие 'Земельного кодекса РФ" (в редакции от 18.12.2006) (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) предусмотрено, что до 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка; Данная норма в силу пункта 4 статьи 38 настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.10.2005. Таким образом, переходными положениями Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ установлены ограничения реализации возможности получения земельного участка для жилищного строительства без проведения торгов: временные до 01.03.2007 и при условии предоставления земельного участка такому лицу решением о предварительном согласовании до 01.10.2005 года. Представленные документы свидетельствуют, что Комиссией по градостроительству и землепользованию Администрации города Омска 27 апреля 2004 года было принято решение о предоставлении Шелепову О. В. для размещения индивидуального жилого дома усадебного типа до 01.10.2005 года. При этом, согласно части 6 ст.31 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решением Омского городского совета от 2 июля 2003 г. № 77 «Об установлении предельных размеров земельных участков» предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства» в редакции решения Омского городского Совет от 27.02.2008 N 109 установлен предельный размер земельного участка, равный 0,1 Га. Системный анализ указанной в настоящем заявлении документации свидетельствует о предоставлении истцом соответствующего заявления в уполномоченный орган о предоставлении спорного земельного участка до 01.03.2007 года.

Представитель истца Бычковский А.В. исковые требования и доводы изложенные в исковых требованиях поддержал.

Представитель Главного управления по земельным ресурсам Омской области Андиколовская Е.Ю. иск не признала. Комиссия на которую ссылается истец, рассматривает ходатайства о намерении осуществить строительство, в том числе осуществляет согласование места размещения и назначения капитального строительства, включая индивидуальное жилищное строительство, согласовывает возможность предоставления земельных участком находящихся в собственности органов муниципальной власти. Главное управление не уполномочено формировать земельные участки. Предметом договора аренды может быть сформированный земельный участок, поставленный на кадастровый учет с определением его границ. Согласно Земельного кодекса РФ земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются исключительно на аукционах. В связи с этим заключить с Шелеповым О.В. договор аренды не представляется возможным. Предоставленный истцом расчет арендной платы не верен. Они руководствуются независимой оценкой. На торги выставляется начальная оценка, устанавливаются шаги и участок достается тому, кто больше выплатить. Земельный участок, на который претендует истец, не сформирован, следовательно, нет земельного участка, не и спора. Назначение земельного участка для использования лесов. Администрация города Омска не уполномочена распоряжаться земельными участками. Предоставлением земельного участка будет заниматься ГУ по земельным ресурсам Омской области, однако они не уполномочены давать разрешение о постановке на кадастровый учет, это находится в ведении Росреестра.

Представители Администрации города Омска, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Омский лесхоз филиал БУ Омсклес, Росреестра в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 56 ГПК РФ Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 и статьей 30.1 Земельного кодекса РФ и Порядком предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для строительства, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 16 июня 2006 года №73-П «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска», земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта на аукционах. Специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области:

1) подготавливает (принимает) предложения о предоставлении земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) направляет обращение в Администрацию города Омска;

3) получает от Администрации города Омска проект границ земельного участка, информацию об установлении его границ на местности, разрешенном использовании земельного участка, а также технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и информацию о плате за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

4) содействует в реализации согласительных процедур при возникновении разногласий в процессе согласования и утверждения необходимых документов;

5) принимает решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). В решении о проведении торгов (конкурсов, аукционов) указывается форма проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальная цена предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумма задатка;

6) публикует сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов в газете «Омский вестник», а также размещает соответствующую информацию на официальном сайте Омской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за
подключение.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4, 8 пункта 8 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 16 июня 2006 года № 95 Главное управление является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена, который принимает решение о предоставлении в аренду земельных участков в соответствии с областным законодательством и выступает стороной по договорам аренды земельных участков, если иное не предусмотрено областным законодательством.

Шелепов О.В. 23 апреля 2008 года обратился в Главное управление с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории города Омска, для строительства жилого дома (вх. №...). 29 апреля 2008 года исх. №... Главное управление направило обращение Шелепова О.В. в Администрацию города 0мска для рассмотрения.

Главное управление 07.05.2008 года сообщило Шелепову О.В., что его обращение в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Омской области 16 июня 2006 года № 73-п «О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска», направлен для рассмотрения в Администрацию г. 0мска. В случае положительного решения, в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной
муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договора аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Сообщение о проведении аукциона публикуется в газете «Омский вестник».

Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в письме от 25 июня 2008 года №... сообщил, что указанный земельный участок расположен на территории собственности Российской Федерации с назначением земельного участка «городские леса». В соответствии с п. 5.2 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах лесного фонда за исключением случаев, установленных федеральным законом. В настоящее время установленная процедура перевода земель из лесного фонда в категорию земель поселений не произведена, вследствие чего, формирование указанного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома не представляется возможным.

Таким образом, при сложившихся обстоятельствах основания для принятия решения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо опубликования сообщения о приеме от Заявителя заявления о предоставлении в аренду земельного участка с указанием месторасположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в газете «Омский вестник» с последующим соблюдением процедуры предоставления земельного участка в аренду, а также решения об отказе в его предоставлении отсутствуют.

В соответствии с Положением о постоянно действующей комиссии по вопросам градостроительства и землепользования на территории города Омска, утвержденным постановлением Главы городского самоуправления (мэром) города Омска В.П. Рощупкиным от 3 октября 2000 года № 453-п, данная комиссия не обладает полномочиями по принятию решения о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Истец не предоставил документы, о принятии в его отношении уполномоченным органом власти решения о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Следует учитывать, что Главное управление по земельным ресурсам по Омской области, в силу Положения о нем, не уполномочено формировать земельные участки.

Предметом договора аренды может быть сформированный земельный участок, поставленный на кадастровый учет с определением его границ, формированием которого ГУ по земельным ресурсам Омской области, с учетом Положения о нем, не занимается.

А как следует из кадастровой выписке от 16.03.2010 года, предоставленного истцом на земельный участок кадастровый номер №..., площадь участка составляет 21 521 кв.м., разрешенное использование «городские леса». Участок, на который претендует истец, не сформирован, не выделен из общей площади и не произведен его государственный кадастровый учет л.д.118).

Согласно Земельного кодекса РФ земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются исключительно на аукционах (ст. 38 ЗК РФ).

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Шелепову О.В. в исковых требованиях о признании бездействие Администрации города Омска в не предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с протоколом заседании Комиссии по градостроительству и землепользованию города Омска от 27 апреля 2004 года, незаконными; обязать Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости по Омской области поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 0,1 Га из состава земельного участка с кадастровым номером №... общей площадью 21 521,0 кв.м. в ...; обязать Главное управление по земельным ресурсам Омской области сформировать земельный участок площадью 0,1 Га из состава земельного участка с кадастровым номером №... общей площадью 21 521, кв.м. в ..., заключить с ним договор аренды земельного участка площадью 0,1 Га сроком на 3 года с ценой арендной платы 10 000 рублей в год, установить срок для устранения нарушения права и законных интересов истца, отказать.

Решение может быть обжаловано в Облсуд через суд Ленинского района г. Омска в течение 10 дней.

Судья Л.В.Небольсин

Мотивированное решение составлено 15 сентября 2010 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200