Дело № 2-2458/10 по иску Узюмова А.П., Филимоновой Л.И. к Администрации г. Омска о расторжении договора социального найма, предоставлении равнозначного жилого помещения



Дело № 2-2458/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2010 года г. Омск

Ленинский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Свотиной О.В.

при секретаре судебного заседания Корчагине Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Узюмова А.П., Филимоновой Л.И. к Администрации города Омска о расторжении договора социального найма, предоставлении равнозначного жилого помещения, встречному иску Администрации города Омска к Узюмову А.П., Филимоновой Л.И. о признании утратившими право пользования жилым помещением, признании условий предоставления жилого помещения по договору социального найма правомерными,

УСТАНОВИЛ:

Узюмов А.П. обратился в суд с иском к Администрации г. Омска о расторжении договора социального найма № 4888/10 жилого помещения общей площадью 46,7 кв.м, расположенного по адресу: 2, заключенного 27 февраля 2010 года между представителем Администрации г. Омска и Филимоновой Л.И.; обязании Администрации г. Омска предоставить Узюмову А.П. и Филимоновой Л.И. жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, состоящему из трех комнат, общей площадью не менее 38,7 кв.м. В обоснование своих требований указал, что на основании постановления Мэра г. Омска от 29 декабря 2007 года № 991-п «О сносе и расселении многоквартирных домов» дом по адресу 1 подлежит сносу. Согласно техническому паспорту жилого помещения , расположенного по адресу: 1 от 30 марта 2009 года указанная квартира состоит из трех комнат, кухни, санузла и коридора. Общая площадь квартиры составляет 38,7 кв.м. В связи с выселением из указанной квартиры ответчиком было предложено выселить Филимонову Л.И. и Узюмова А.П. из жилого помещения, расположенного по адресу: 1, с предоставлением другого жилого помещения муниципального жилищного фонда г. Омска по договору социального найма, расположенного по адресу: 2, общей площадью 46,7 кв.м, на основании Постановления Администрации г. Омска от 27 февраля 2010 года № 161-п. 27 февраля 2010 года его сестра Филимонова Л.И. без его согласия подписала договор социального найма № 4888/10, из которого следует, что квартира, в которую надлежало переселиться, является однокомнатной. Свое согласие на заселение одной комнаты со своей сестрой он не давал, в связи с чем, заключение договора социального найма Филимоновой Л.И. на квартиру, расположенную по адресу: 2, является неправомерным. Поскольку они с сестрой противоположного пола, ранее занимали квартиру, состоящую из трех комнат, полагает, что им должно быть предоставлено равноценное жилое помещение, состоящее из того же числа комнат. Таким образом, считает, что ответчиком нарушены его права.

В последующем к участию в деле в качестве соистца была привлечена Филимонова Л.И., которая заявила аналогичные исковые требования.

В свою очередь Администрация г. Омска обратилась в суд со встречным иском к Узюмову А.В., Филимоновой Л.И. о признании утратившими право пользования жилым помещением, являющимся муниципальной собственностью, состоящим из трех комнат, общей площадью 38,7 кв.м, жилой площадью 29,6 кв.м, расположенным по адресу: 1, в связи с их выездом в другое место жительства; признании условий договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, состоящего из одной комнаты общей площадью 46,7 кв.м, расположенного по адресу: 2, правомерными. В обоснование встречных исковых требований ответчик указал, что в соответствии с постановлением Мэра г. Омска от 29 декабря 2007 года № 991-п «О сносе и расселении многоквартирного дома» жилой дом по адресу: 1 признан подлежащим сносу. Филимонова Л.И. и Узюмов А.П. проживали на условиях договора социального найма в жилом помещении, расположенном по адресу: 1, общей площадью 38,7 кв.м, находящемся в муниципальной собственности. Им было предоставлено по договору социального найма жилое помещение муниципального жилищного фонда г. Омска, расположенное по адресу: 2, общей площадью 46,7 кв.м, с которым они согласились. Указанное жилое помещение было приобретено в рамках реализации региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 17.12.2008 года № 208-п. Ответчики договор социального найма предоставленного жилого помещения (состоящего из одной комнаты, общей площадью 46,7 кв.м, по адресу: 2) и акт передачи указанной квартиры, не подписали. Между тем, они вселились в указанное жилое помещение и до настоящего времени проживают в нем. Таким образом, ответчики пользуются жилым помещением, расположенным по адресу: 2, на условиях договора социального найма. Учитывая, что ответчики выехали из жилого помещения, с момента их выезда, договор жилого помещения, расположенного по адресу: 1, считается расторгнутым. Квартира, расположенная по адресу: 2, является муниципальной собственностью, отсутствие договора социального найма на указанную квартиру, препятствует осуществлению взаимных прав и обязанностей нанимателя и наймодателя, вытекающих из него, чем нарушаются права истца.

В судебном заседании Узюмов А.П., Филимонова Л.И., а также их представитель по устному ходатайству Исаева Н.В. поддержали заявленные исковые требования о расторжении договора социального найма, предоставлении равнозначного жилого помещения в полном объеме. Встречные исковые требования Администрации г. Омска о признании утратившими право пользования жилым помещением, признании условий предоставления жилого помещения по договору социального найма правомерными не признали, просили отказать в их удовлетворении.

Узюмов А.П. также пояснил, что из квартиры, расположенной по адресу: 1, он не выезжал, в ней по-прежнему находятся его вещи. В предоставленное Администрацией г. Омска жилое помещение по адресу: 2, он не вселялся, заключить договор социального найма указанного жилого помещения ему не предлагали.

Представитель Администрации г. Омска по доверенности Мкоян Л.С. исковые требования Узюмова А.П., Филимоновой Л.И. о расторжении договора социального найма, предоставлении равнозначного жилого помещения не признала. Настаивала на удовлетворении встречных исковых требований.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Министерства экономики Омской области по доверенности Михайленко Е.С. в судебном заседании исковые требования Узюмова А.П. и Филимоновой Л.И. не признала, суду пояснила, что в соответствии с пп. 4 п. 3 Положения о Министерстве экономики Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 19 февраля 2004 года № 33 «Об организации деятельности Министерства экономики Омской области», Министерство экономики Омской области является уполномоченным органом исполнительской власти Омской области в сфере размещения заказов на поставки товаров, оказание услуг для органов исполнительной власти Омской области и бюджетных учреждений Омской области. В связи с этим, п. 2 Постановления Правительства Омской области от 17 декабря 2008 года № 208-п «Об утверждении региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году» Министерству экономики Омской области совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области поручено осуществить размещение заказа на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах в рамках реализации указанной программы. Исполнение указанного выше поручения обеспечивалось Министерством экономики Омской области посредством размещения информации о проведении конкурса по запросу котировок на официальном сайте «Государственные закупки Омской области» в сети Интернет. Кроме того, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 04 февраля 2009 года № 4-п «О создании котировочной комиссии по размещению заказов на право заключения государственных контрактов на приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год» утверждена котировочная комиссия, в состав которой входят сотрудники Министерства экономики Омской области, которые участвовали только в осуществлении такой функции котировочной комиссии, как рассмотрение, оценка и сопоставление котировочных заявок. По всем остальным вопросам, связанным с приобретением жилых помещений, оценкой надлежащего состояния, оценкой равнозначности жилой площади предоставляемых помещений, площади помещений, подлежащих сносу, в связи с аварийным состоянием Министерство экономики Омской области участия не принимало.

Считает, что Министерство экономики Омской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель соответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области по доверенности Иванющенко Т.Ю. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена. В представленном отзыве указала, что Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в рамках реализации мероприятий, предусмотренных главой 6.1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», приобретены жилые помещения в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 17 декабря 2008 года № 208-п «Об утверждении региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году». В соответствии с ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Законодатель, устанавливая требования к жилому помещению, указывает только на равнозначность общей площади жилого помещения, не определяя равнозначность площади жилых комнат и их количества. В соответствии с разделом 2 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, полностью отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Жилищный кодекс РФ, а также нормативные акты, принятые в целях реализации содержащихся в нем норм, не устанавливают какие-либо дополнительные требования к общей площади жилого помещения, предоставляемого взамен аварийного жилья.

Считает, что Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель соответчика Министерства финансов Омской области по доверенности Устименко Ю.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном отзыве просил отказать в удовлетворении исковых требований Узюмова А.П. и Филимоновой Л.И., указав, что жилое помещение, расположенное по адресу: 2, приобретено для истцов в рамках постановления Правительства Омской области от 17 декабря 2008 года № 208-п «Об утверждении региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году». Указанная региональная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии со статьей 20.1 которого до 31 декабря 2009 года включительно Фонд вправе предоставлять субъектам РФ финансовую поддержку за счет своих средств в размере пятидесяти миллиардов рублей на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в порядке, установленном главой 6.1 Федерального закона № 185-ФЗ. Так, разработка региональной программы, а также выделение средств из областного бюджета на долевое финансирование переселения граждан являются условиями предоставления средств из Фонда. Предусмотренные региональной программой расходные обязательства исполнены Омской областью в полном объеме. В разделе 5 региональной программы установлено, что одним из способов переселения граждан является предоставление выселяемому из жилого помещения гражданину - нанимателю другого жилого помещения по договору социального найма, которое должно быть: благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта; равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению; отвечающим установленным требованиям, то есть пригодным для проживания; находящимся в черте данного населенного пункта. Приобретенное для истцов жилое помещение, расположенное по адресу: 2, состоит из одной комнаты общей площадью 46,7 кв.м. Занимаемое Узюмовым А.П. жилое помещение, расположенное по адресу: 1, состоит из трех комнат общей площадью 38,7 кв.м. В данном случае, требования по предоставлению гражданам благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением, установленные законодательством не нарушены.

Считает, что Министерство финансов Омской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве финансов Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 24 февраля 2004 года № 36, в полномочия Министерства не входят вопросы по обеспечению граждан жилыми помещениями.

Представитель соответчика Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, возражений относительно исковых требований не представил.

Суд, заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В судебном заседании установлено, что истцы Узюмов А.П. и Филимонова Л.И. проживали на условиях договора социального найма в жилом помещении, расположенном по адресу: 1. Как следует из копии технического паспорта указанная квартира состоит из трех комнат, общая площадь квартиры составляет 38,7 кв.м, жилая - 29,6 кв.м (л.д. 12-13).

В соответствии с постановлением Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года № 991-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» жилой дом по адресу: 1 признан подлежащим сносу (л.д. 5-7).

Постановлением Правительства Омской области от 17 декабря 2008 года N 208-п утверждена региональная адресная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году, целью которой является приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено и строительная готовность которых составляет не менее чем семьдесят процентов от предусмотренной проектной документацией готовности таких многоквартирных домов, в том числе в многоквартирных домах, строящихся (создаваемых) с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц, с последующей передачей указанных жилых помещений в порядке, установленном федеральным законодательством, из собственности Омской области в муниципальную собственность для предоставления в соответствии с жилищным законодательством гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.

В рамках указанной Программы для расселения нанимателей в связи с аварийностью дома истцам была предложена однокомнатная квартира общей площадью 46,7 кв.м, жилой площадью 25,4 кв.м, расположенная по адресу: 2. Указанная квартира находится в муниципальной собственности, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 08 февраля 2010 года (л.д. 11).

27 февраля 2010 года между Департаментом жилищной политики Администрации г. Омска и Филимоновой Л.И. заключен договор социального найма № 4888/10 и подписан акт приема передачи жилого помещения, расположенного по адресу: 2 (л.д. 8-10). В договоре в качестве члена семьи нанимателя указан Узюмов А.П., однако его подпись отсутствует.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Ф от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (ст. 18 Конституции РФ) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке статьи 89 Жилищного кодекса РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

Между тем из материалов дела следует, что Узюмову А.П. и Филимоновой Л.И., проживавшим в трехкомнатной квартире общей площадью 38,7 кв.м, предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 46,7 кв.м. В ранее занимаемой истцами квартире по адресу: 1, жилая площадь составляла 29,6 кв.м (л.д. 12-13), однако в предоставленной квартире, расположенной по адресу: 2, жилая площадь составляет только 25,4 кв.м (л.д. 65).

Таким образом, истцам была предоставлена жилая площадь, имеющая худшие потребительские свойства, в связи с чем, условия их проживания были ухудшены.

При этом, сам по себе факт подписания единолично Филимоновой Л.И. 27 февраля 2010 года договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: 2, не имеет существенного значения с точки зрения прав и обязанностей сторон, поскольку Узюмов А.П., имеющий в силу ст. 69 Жилищного кодекса РФ равные с нанимателем права, не выразил своего согласия на заключение указанного договора, определяющего, в том числе, круг его прав и обязанностей, в предложенную квартиру он не вселялся.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит исковые требования Узюмова А.П. и Филимоновой Л.И. к Администрации г. Омска о расторжении договора социального найма и предоставлении равнозначного жилого помещения обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Встречные исковые требования Администрации г. Омска к Узюмову А.П., Филимоновой Л.И. о признании утратившими право пользования жилым помещением, признании условий предоставления жилого помещения по договору социального найма правомерными удовлетворению не подлежат, поскольку жилое помещение, расположенное по адресу: 2, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым взамен жилья, признанного аварийным и подлежащего сносу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Узюмова А.П., Филимоновой Л.И. удовлетворить.

Расторгнуть договор социального найма № 4888/10 жилого помещения, расположенного по адресу: 2, заключенный 27 февраля 2010 между представителем Администрации города Омска и Филимоновой Л.И.

Обязать Администрацию города Омска предоставить Узюмову А.П., Филимоновой Л.И. взамен квартиры, расположенной по адресу: 1, общей площадью 38,7 кв.м, жилой площадью 29,6 кв.м, равнозначное жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью не менее 38,7 кв.м, жилой площадью не менее 29,6 кв.м.

В удовлетворении исковых требований Администрации города Омска к Узюмову А.П., Филимоновой Л.И. о признании утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: 1, признании условий договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: 2, правомерными отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд г. Омска.

Судья О.В. Свотина

Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2010 года

Решение не вступило в законную силу

-32300: transport error - HTTP status code was not 200