2-3946/2010 Черкин Н.В. к Администрациии г. Омска о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации дело № 2 - 3946/10

город Омск 15 ноября 2010 года

Суд Ленинского района города Омска

председательствующий Небольсин Л.В.

секретарь Лыщенко С.Е.

при участии прокурора Бородич А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Черкина Н.В. к Администрации города Омска о признании права пользования жилым помещении, заключении договора социального найма, суд

У С Т А Н О В И Л:

Черкин Н.В. обратился в суд с иском к ответчику признать за ним право пользования квартирой <адрес>, обязать Администрацию города Омска заключить с ним договор социального найма на указанную квартиру.

Администрация города Омска обратилась с встречным иском о выселении Черкина Н.В. из квартиры <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Свои требования истец мотивировал тем, что с 18 июля 1984 года по настоящее время работает в ФГУ «Омская КЭЧ района» Министерства обороны РФ в должности <данные изъяты>. С 1984 года состоит на очереди для получения и улучшения жилищных условий, что подтверждается списком очередников Омской КЭЧ по улучшению жилищных условий № от 11декабря 2009 года. Комиссией жилищной группы были проверены его жилищные условия по месту жительства, сделан вывод: Обеспечен ниже установленной нормы, нуждается в улучшении жилищных условий. Решением профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации Омской КЭЧ от 23.03.2010 года протокол № ему выделена квартира по адресу: <адрес>; общей площадью 28,7 кв. метров, на состав семьи из четырех человек с последующим снятием с очереди на получение квартиры. Факт распределения квартиры подтверждается списком распределения жилых помещений по Омской КЭЧ. Ранее вышеуказанную квартиру занимал военнослужащий М.В.А., которую освободил в связи с получением другого жилого помещения. В указанную квартиру он вселился в июне 2010 года, где живет по настоящее время. С марта 2010 года он оплачивает коммунальные услуги, услуги по содержанию жилья, его техническому ремонту, что подтверждается квитанциями, фактически выполняет все обязанности нанимателя жилья. В мае 2010 года обратился к мэру г. Омска с заявлением о заключении с ним договора социального найма на указанное жилое помещение. В ответе от 9 июня 2010 года рекомендовали обратиться в Департамент жилищной политики г. Омска для пополнения пакета документов. В Департаменте жилищной политики Администрации г. Омска его обязали оформить необходимые документы на указанное жилое помещение. 6 августа 2010 года сдал пакет документов о заключении договора социального найма на квартиру <адрес> в Администрацию г. Омска. Однако Администрация г. Омска отказала в заключении договора социального найма жилого помещения. Отказ считает незаконным и необоснованным, так как он является ответственным квартиросъемщиком выделенного жилого помещения, оплачивает все коммунальные услуги, содержит жилое помещение в надлежащем виде. В соответствии с пунктом 64 Отраслевого соглашения между Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных сил России и МО РФ на 2008-2010 годы, утвержденного Приказом МО № 299 от 05.05.2008 года «Об Отраслевом соглашении между Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных сил России и МО РФ на 2008-2010 годы» предусмотрено обеспечение по месту работы (службы) работников из числа гражданского персонала ВС РФ жилыми помещениями. Лица гражданского персонала, принятые на учет до 1 марта 2005 года по месту работы, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Он числится в очередниках. Так как Администрация г. Омска отказывает ему в заключении договора социального найма, то он вынужден иметь прописку по старому месту проживания.

Черкин Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Бердиева Р.М. представитель ФГУ «Омская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. Кватира предоставлена Черкину Н.В. с соблюдением законодательства. С 1984 года истец служащий Вооруженных сил РФ, работает в КЭЧ слесарем гаража, с этого времени состоит на учете. В соответствии с жилищными нормами РСФСР, граждане принимались на учет, как по месту работы, так и по месту жительства.

Представитель Администрации города Омска Чеснокова М.А. исковые требования Черкина Н.В. не признала, встречный иск поддержала. Считает, что истец не является военнослужащим, на него не распространяются положения закона «О статусе военнослужащих». Черкин не состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма. К категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, не относится.

Заслушав лиц участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорусоциального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с п.1 ст. 60 ЖК РФ по договору социальногонайма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что Черкин Н.В. с 18 июля 1984 года по настоящее время работает в ФГУ «Омская КЭЧ района» Министерства обороны РФ в должности <данные изъяты> (л.д.19-22).

Из списка очередников, утвержденного решением профсоюзного комитета и администрации Омской КЭЧ № от 11.12.2009 года следует, что Черкин Н.В. с 1984 года состоит на очереди для получения и улучшения жилищных условий (л.д.11).

Комиссией жилищной группы были проверены его жилищные условия по месту жительства, сделан вывод: Обеспечен ниже установленной нормы, нуждается в улучшении жилищных условий (л.д.12).

Решением профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации Омской КЭЧ от 23.03.2010 года протокол № Черкину Н.В. выделена квартира по адресу: <адрес>; общей площадью 28,7 кв. метров, на состав семьи из четырех человек с последующим снятием с очереди на получение квартиры (л.д.10).

Факт распределения квартиры подтверждается списком распределения жилых помещений по Омской КЭЧ. Ранее вышеуказанную квартиру занимал военнослужащий М.В.А., которую он освободил в связи с получением другого жилого помещения (л.д.13).

В спорную квартиру Черкин вселился в июне 2010 года, оплачивает с марта 2010 года коммунальные платежи, проживает по настоящее время.

На обращение о заключении договора социального найма на квартиру <адрес>, Администрация города Омска отказала Черкину в заключении договора социального найма (л.д.49-50).

Учитывая предоставленные истцом доказательства, обстоятельства дела суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об обороне», личный состав Вооруженных Сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Согласно ч. ч. 1,2 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". К военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессиональногообразования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее -военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Из материалов дела следует, что истец работает с 18 июля 1984 года по настоящее время в ФГУ «Омская КЭЧ района» Министерства обороны РФ в должности <данные изъяты>, должность относится к категории должностей гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (л. д. 19-22).

В спорную квартиру Черкин вселился в июне 2010 года, оплачивает с марта 2010 года коммунальные платежи. Однако в квартире не зарегистрирован. Он и члены его семьи зарегистрированы в <адрес> (л.д.35-38).

С 1984 года истец стоит на очереди в Омской квартирно-эксплуатационной части Сибирского военного округа на улучшение жилищных условии и получение жилой площади (л. д. 10-14,23).

Фактически предметом спора являлся вопрос о том, распространяется ли на гражданский персонал Вооруженных Сил РФ положения Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в частности гарантии обеспечения жильем.

Положения п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе

военнослужащих" были дважды рассмотрены Конституционным Судом

Российской Федерации, который отметил следующее.Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако несмотря на то что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2003 г. N 453-0).

Военная служба, по смыслу ст. 59 и ст. 71 (п. "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении указанной категории граждан.

Введение законодателем специальных условий предоставления военнослужащим жилых помещений само по себе не препятствует реализации права на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации) и не исключает возможность его осуществления иными категориями граждан, в частности гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации, в общем порядке, предусмотренном жилищным законодательством (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2004 г. N 170-О).

В силу п. 43 Приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах

Российской Федерации» предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, гражданский персонал, в силу действующего законодательства, несмотря на его отнесение к личному составу Вооруженных Сил РФ, не относится к военнослужащим, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством основан на нормах действующего законодательства.

Поскольку истец с 1984 года и по настоящее время состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеет право на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда в порядке очередности на условиях предусмотренных ЖК РФ. Право истца на обеспечение жилым помещением, предусмотренное Конституцией РФ, не нарушено отвечает нормам действующего законодательства.

Оплата истцом коммунальных платежей за пользование квартирой <адрес>, не может свидетельствовать о надлежащем приобретении права пользования квартирой.

Учитывая, что истец вселился и проживает в спорной квартире без установленных законом оснований, удовлетворение заявленных администрацией г. Омска встречных исковых требований о выселении Черкина Н.В. из жилого помещения соответствует положениям ч. 1 ст. 35 ЖК РФ.

С учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 333.19 и п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, суд считает возможным взыскать с Черкина Н.В. в доход местного бюджета госпошлину 2 000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Черкину Н.В. в исковых требованиях признать за ним право пользования квартирой № <адрес> обязать Администрацию города Омска заключить с ним договор социального найма на указанную квартиру, отказать.

Встречные исковые требования Администрации города Омска удовлетворить.

Черкина Н.В. выселить из квартиры <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

Взыскать с Черкина Н.В. к доход местного бюджета госпошлину 2 000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Облсуд через суд Ленинского района г. Омска в течение 10 дней.

Судья Л.В.Небольсин

Мотивированное решение составлено 22 ноября 2010 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200