Дело № 2-4780/10 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2010 года г. Омск
Ленинский районный суд г. Омска в составе
председательствующего Гостевой Л. Ю.,
с участием помощника прокурора Ленинского АО г. Омска Бородич А. С.,
представителей ответчика Быриной Е. В., Дмитриенко С. Ю.,
при секретаре судебного заседания Вилкс Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского административного округа г. Омска к Обществу с ограниченной ответственностью «Омскподшипник» о признании незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Омскподшипник» в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии, о возложении обязанности провести аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского АО округа г. Омска обратился в суд с иском к ООО «Омскподшипник» о признании незаконным бездействие ООО «Омскподшипник» в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии, о возложении обязанности провести аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии, ссылаясь на то, что в ноябре 2010 года проведена проверка соблюдения ответчиком трудового законодательства в части охраны труда. В результате проверки установлено следующее: согласно ч. 1 ст. 209 и п. 3 ч. 2 ст. 22 ТК РФ, охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. В силу ст. ст. 209 и 212 ТК РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. На работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий в охраны труда, в том числе, по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации. Аналогичное требование закреплено и в ст. 8 Закона Омской области от 11 июня 1999 года № 189-03 «Об охране труда в Омской области». Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года № 569. Согласно п. 4 Порядка проведения аттестации, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; подготовки статистической отчетности об условиях труда; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.
Согласно п. 5 Порядка проведения аттестации, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Основной вид деятельности ООО «Омскподшипник» - оптовая и розничная торговля подшипниками, сальниками и инструментами. Каких-либо конкретных действий, направленных на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, ООО «Омскподшипник» до настоящего времени не предприняты; аттестация рабочих мест не проведена, что подтверждается информацией Управления Министерства труда и социального развития Омской области от 18 октября 2010 года № Х/Х, объяснением директора ООО «Омскподшипник» от 09 ноября 2010 года. Выявленные в ходе настоящей проверки нарушения законодательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей сотрудниками организации и недостаточном уровне контроля за деятельностью подчиненных работников со стороны директора ООО «Омскподшипник», что влечет существенное нарушение прав граждан на охрану труда. Положения ст. 419 ТК РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами. По положениям ст. 353 ТК РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Просит признать противоречащим федеральному законодательству бездействие ООО «Омсподшипник» в части не исполнения требований законодательства по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии; обязать ООО «Омскподшипник» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда на предприятии; взыскать с ответчика государственную пошлину в установленном законом порядке.
Прокурор Ленинского АО г. Омска Бородич А. С. в судебном заседании поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям.
Представители ответчика Бырина Е. В. и Дмитриенко С. Ю. иск признали и показали, что на момент проведения прокуратурой Ленинского АО г. Омска проверки соблюдения в ООО «Омсподшипник» требований трудового законодательства, действительно на предприятии не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. В настоящее время принимаются меры по проведению аттестации; а именно: создана аттестационная комиссия, заключён договор на оказание услуг по исследованию условий труда. Но поскольку для проведения указанных исследований требуется длительный, не менее одного года, период времени, просят предоставить срок для аттестации до конца 2011 года.
Представитель третьего лица - Министерства труда и социального развития Омской области, извещённый надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился.
Заслушав показания прокурора, представителей ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии с Уставом, основными видами деятельности ООО «Омсподшипник», как юридического лица (свидетельства, выписка из ЕГРЮЛ на л.д. 12-20), являются: оптовая и розничная торговля подшипниками, сальниками и инструментами, специализированная розничная торговля непродовольственными товарами (л.д. 21- 34). Руководителем предприятия является Дмитриенко С. Ю.
В ноябре 2010 года прокуратура Ленинского АО г. Омска провела проверку соблюдения в ООО «Омсподшипник» трудового законодательства в части охраны труда. В результате проверки было установлено, что на предприятии на момент проведения проверки аттестация рабочих мест не проведена; что подтверждается объяснением директора Общества (л.д. 7), сведениями УМТСР по Омской области (л.д. 8-9).
Согласно ст. ст. 209 и 212 ТК РФ, ст. 8 Закона Омской области от 11 июня 1999 года № 189-ОЗ «об охране труда в Омской области», на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий в охраны труда, в том числе, по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, то есть оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, с последующей сертификацией работ по охране труда в организации. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждён Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года № 569.
Согласно п. 4 Порядка проведения аттестации, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; подготовки статистической отчетности об условиях труда; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.
П. 5 Порядка проведения аттестации предусматривает, что сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Руководитель предприятия Дмитриенко С. Ю. постановлением Гострудинспекцией в Омской области привлечена к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда, за не проведение аттестации рабочих мест, то есть совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (л.д. 58-60). Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 руб. должностным лицом исполнено, штраф уплачен (л.д. 61).
Таким образом, бесспорно установлено, что ответчик по состоянию на ноябрь 2010 года не провёл аттестацию рабочих мест.
Как следует из приказа № Х (л.д. 42), 11 ноября 2010 года в ООО «Омсподшипник» создана аттестационная комиссия для проведения аттестации рабочих мест. Кроме того, ответчик 15 ноября 2010 года заключил с ООО «Ц.С.» договор на оказание услуг по исследованию условий труда с проведением инструментальных замеров опасных и вредных факторов производственной среды; срок действия договора установлен до 31 мая 2011 года. ООО «Омсподшипник» частично, в размере 11 000 руб., оплатило исполнителю его услуги (л.д. 45-54).
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц…
Таким образом, прокурор правомочен обратиться в суд в интересах не только работников ответчика, но и тех лиц, которые могут быть приняты на работу в ООО «Омсподшипник».
Оценив представленные доказательства в совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу о необходимости полного удовлетворения заявленных прокурором Ленинского АО г. Омска требований.
Вместе с тем, суд находит обоснованным ходатайство представителей ответчика о предоставлении срока для проведения аттестации до конца 2011 года; так как данная аттестация состоит не только в исследовании условий труда с проведением инструментальных замеров опасных и вредных факторов производственной среды, но и из комплекса последующих мероприятий, которые займут длительное время.
Истец освобождён от уплаты государственной пошлины. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Омскподшипник» в части не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Омскподшипник» в срок до 31 декабря 2011 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда на предприятии.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Омскподшипник» в доход бюджета г. Омска государственную пошлину в сумме 400 (четырёхсот) руб.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение 10 дней.
Судья Л. Ю. Гостева
Мотивированное решение составлено 14 декабря 2010 года.
Решение не втупило в законную силу.