Дело № 2- 3381/10
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации09 декабря 2010 года
Ленинский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Кондратенко Е.В.
при секретаре: Груманцевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Южаковой А.М., Дороховой Т.Г., Браун Н.Н., Бородиной К.С. к Администрации города Омска, Администрации Ленинского административного округа города Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о возложении обязанности провести реконструкцию,
установил :
Дорохова Т.Г. обратилась в суд с иском к Администрации города Омска и Администрации Ленинского административного округа города Омска о понуждении к проведению реконструкционных действий. В обоснование заявленных требований указала, что проживает в доме № хх. В 2006 году жильцы дома обратились в Администрацию города с просьбой организовать комиссию для технического обследования их жилого дома. 01.03.2006 года был дан письменный ответ, в котором указано, что жилой дом № в хх серии 335-ПК включен в список домов, планируемых к реконструкции с надстройкой мансардного этажа в 2006 году,в рамках программы «Реконструкция и модернизация жилых домов первых массовых серий в городе Омске до 2010 года». Также указано на то, что техническое обследование жилого дома будет проведено после заключения договора между департаментом строительства, администрацией города Омска и проектным институтом. В 2008 году Омскжелдорпроектом был составлен акт визуального осмотра балконных плит жилого дома № в хх. В результате проведённого осмотра было установлено, что балконные плиты в кв.№ и № имеют аварийное состояние, что свидетельствует об опасности внезапного обрушения. Техническое состояние прочих балконных плит оценивается как недопустимое, переходящее в аварийное. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является "наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни или здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимогоуровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Поскольку дом включён в список домов, планируемых к реконструкции с надстройкой мансардного этажа в 2006 году, соответственно, он признан аварийным. Однако, на протяжении четырех лет, им не дают конкретного ответа о том, когда будет проведена реконструкция жилого дома, органы местного самоуправления всячески уклоняются от точных ответов, формально отвечая на обращения. Органами местного самоуправления должна быть создана комиссия для оценки жилого помещения и принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. На основании полученного заключения соответствующий орган принимает решение и издаёт распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Считает, что вследствие бездействия органов местного самоуправления, нарушаются их права и законные интересы. Просит обязать Администрацию Ленинского АО г. Омска провести реконструкцию жилого дома № хх, определив сроки начала и окончания работ.
Истцы Южакова А.М., Браун Н.Н., Бородина К.С. обратились в суд с аналогичными исковыми заявлениями. По ходатайству истцов, с согласия ответчиков, определением от 08.09.2010 года дела по искам вышеуказанных лиц объединены в одно производство (т.1 л.д.86).
Истец Южакова А.М. в судебном заседании уточнила заявленные требования. Просит обязать Администрацию хх провести реконструкцию жилого дома № хх за счет средств бюджета, с началом производства работ с 01.11.2010 года и окончанием производства работ 01.08.2011 года. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является именно Администрация города Омска. Пояснила также, что с 2005 года является старшей по дому. В 2005 году она обратилась к Мэру города Омска по вопросу реконструкции жилого дома, поскольку он находится в аварийном состоянии, что подтверждается заключением Омскжелдорпроект. Указанное заключение составлено по инициативе жильцов в 2008 году, выдано на руки в 2010 году. Вся имеющаяся у жильцов многочисленная переписка с органами исполнительной власти, свидетельствует о том, что дом включен в программу реконструкции, действующую до 2010 года. Поскольку их жилой дом серии 335-ПК, он подлежит обязательной реконструкции. Хотя жильцы и приняли решение о производстве капитального ремонта, решение о производстве реконструкции было принято ранее, в связи с чем, должна быть проведена реконструкция, без привлечения средств жильцов. Полагает, что в рамках реконструкции должны быть произведены действия по укреплению балконов и плит, замене крыши, укреплении фундамента, замене всех инженерных систем, включая находящиеся в квартирах, и обшивка дома. Также пояснила, что в межведомственную комиссию они не обращались и не намерены обращаться, поскольку не хотят, чтобы дом был признан ветхим. По утверждению Мэра города Омска, дома серии 335-ПК подлежат реконструкции в первую очередь. Дом в настоящее время опасен для проживания, недопустимо разрушен фундамент.
Истцы Браун Н.Н., Дорохова Т.Г., Бородина К.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом. Представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика Администрации города Омска Бруева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что в соответствии с ФЗ № 185 капитальный ремонт - это проведение работ по устранению неисправности изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников, их восстановление или замена. Такой ремонт проводится с целью улучшения эксплуатационных характеристик. Реконструкция - это изменение параметров объекта, их частей, высоты, количества этажей и качества инженерно-технического обеспечения. Таким образом, реконструкция не является объектом проведения обязательных работ на доме. Полагает, что требования истцов о проведении реконструкции являются необоснованными. Спорный жилой дом 1965 года постройки, относится к домам серии 335 с неполным каркасом. Основным техническим дефектом таких домов является конструкция опорных узлов сопряжения прогонов межэтажных перекрытий с металлическими консолями, которые заделываются в несущие панели. Спорный жилой дом входит в перечень домов, на которых в 2010 году предусмотрено усиление несущих конструкций. Указанные работы на доме в настоящее время завершены. Считает необоснованной ссылку истцов на программу «Реконструкция и модернизация домов 1-х массовых серий до 2010 года», так как данная программа не реализована. Работы по усилению несущих конструкций являются одним из видов работ в рамках капитального ремонта. Считает, что Администрацией города Омска принимаются все необходимые меры для устойчивого функционирования дома. Ответственным за проведение мероприятий по капитальному ремонту является Департамент городского хозяйства Администрации города Омска. Проведенные на доме работы по усилению профинансированы из бюджета города Омска. Постановлением Мэра города Омска от 21.12.2006 № 369-п «О Плане мероприятий по реконструкции муниципальных жилых домов первых массовых серий в городе Омске на период до 2010 года» утвержден План мероприятий по реконструкции жилых домов первых массовых серий, которым решается лишь узкий круг вопросов и определяется потребность в финансировании, в отличие от программы, которая определяет объемы финансирования, подлежащие в обязательном порядке внесению в бюджет, и сама программа является неотъемлемым приложением к бюджету.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства Администрации города Омска (привлеченного к участию в деле судом) Баланов О.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что Департамент действует на основании Положения о департаменте городского хозяйства Администрации города Омска, утвержденным Постановлением Мэра города Омска от 05.08.2005 № 380-п. Целями деятельности департамента являются проведение муниципальной политики, направленной на развитие жилищно-коммунального комплекса на территории города Омска, обеспечение надежного, устойчивого и безопасного функционирования объектов жилищно-коммунального комплекса, создание условий для повышения качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению города Омска, а также контроль за производством капитального ремонта и реконструкции. Мэром города Омска в 2010 году утвержден перечень многоквартирных домов серии 1-335-ПК, находящихся на территории города Омска, планируемых в 2010 году на усиление несущих конструкций. Согласно постановлению Мэра города Омска № 671-П «О мерах по реализации мероприятий по реконструкции домов серии № 335-ПК, полукаркасные дома подлежат реконструкции с усилением основных конструктивных элементов. В этот перечень включен и дом № хх, работы на котором в настоящее время завершены. Проведение указанных работ являлось первоочередными мерами, связанными с восстановлением дома, и обеспечит безопасность для жизни и здоровья граждан, проживающих в доме. В дальнейшем, с этой же целью, при наличии финансирования, будут проведены и другие работы. Также пояснил, что для признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, должно быть заключение межведомственной комиссии. Однако, истцами не представлено доказательств того, что имеется заключение о признании жилого дома № хх аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В какую-либо программу дом не включен. Считает требования истцов необоснованными и просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика Администрации Ленинского административного округа города Омска Фомина Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом. Представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации и письменный отзыв (т.1 л.д.180-181, т.2 л.д.86), в котором указала, что в соответствии с Положением об администрации административного округа города Омска, утвержденным Постановлением Мэра города Омска от 31.12.2008 года № 1198-п, в функции администрации округа не входит проведение реконструкции жилых домов. Считают администрацию ЛАО г. Омска ненадлежащим ответчиком по делу. Также указала, что порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, определен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47. В городе Омске создана межведомственная комиссия города Омска по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, процедура также предусмотрена постановлением. По вопросу о признании дома № в хх аварийным и подлежащим сносу собственники помещений в данном многоквартирном доме в межведомственную комиссию не обращались. Вышеуказанный многоквартирный дом в списках аварийных и подлежащих сносу домов не значится.
Представитель третьего лица (привлеченного к участию в деле судом) - директор ООО «Микрорайон Входной» Бывалин С.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что с 01.10.2009 года ООО «Микрорайон Входной» осуществляет обслуживание многоквартирного жилого дома № в хх на основании заключенного с собственниками договора управления многоквартирным домом. В конце 2009 года старшая по дому Южакова А.М. передала ему результаты обследования дома, проведенного институтом Росжелдорпроект, согласно которому, балконы находятся в аварийном состоянии, работоспособность несущих плит понижена. В ноябре 2009 года дом включен в список домов, подлежащих капитальному ремонту, поскольку инженерные коммуникации находятся в изношенном состоянии. С момента постройки дома - с 1965 года, не проводилось никаких работ. Полагает нецелесообразным производство усиления несущих конструкций без укрепления фундамента. Кроме того, указанные работы проводятся в рамках капитального ремонта, что не должно заменить программу реконструкции жилого дома. Считает, что дом подлежит реконструкции без привлечения средств собственников, что предполагает производство капитального ремонта, при котором собственники должны оплатить 10% стоимости работ. Также считает необоснованными ссылки ответчиков на Постановление Правительства № 47, поскольку истцы просят о производстве реконструкции, а не о признании жилого дома ветхим и подлежащим расселению. Основания для реконструкции имеются, поскольку имеется многочисленная переписка, в том числе с Министерством строительства Омской области, Департаментом строительства Администрации города Омска о том, что дом включен в программу реконструкции до 2010 года, так как относится к домам первых массовых серий. В ходе производства реконструкции должна быть производена модернизация и замена всех инженерных систем дома. Также пояснил, что он не подписал от имени ООО «Микрорайон Входной» договор с ООО ПСФ «Омскреконструкция», производившим работы по усилению несущих конструкций дома, поскольку в нем имеется ссылка на производство работ в рамках капитального ремонта.
Представитель третьего лица Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (привлеченного к участию в деле судом) Мочаева Е.В., действующая на основании доверенности. В судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. Представила письменный отзыв (т.1 л.д.202-203), в котором указала, что 14.08.1997 г. жилой дом № в хх принят в муниципальную собственность на основании распоряжения Главы администрации города Омска № 778-р «Об утверждении перечня объектов в поселке Входной Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги, передаваемых в муниципальную собственность». 23.08.2007 года на основании распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска № 5398-р вышеуказанный жилой дом исключен из реестра муниципального имущества города Омска, в реестр включены неприватизированные квартиры №. Согласно п. 23 положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного Постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005г. № 395-П к полномочиям департамента проведение реконструкционных действий не относится. Просит рассматривать дело без участия представителя Департамента.
Представитель третьего лица Департамента строительства Администрации города Омска (привлеченного к участию в деле судом) Дранова Т.П., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании поясняла о том, что жилой дом № в хх включен в перечень домов 335 серии с неполным каркасом на основании визуального обследования жилого фонда города Омска, проведенного лицензированной организацией. После чего, были даны рекомендации о необходимости проведения работ по усилению основных конструктивов зданий. Данных о том, что спорный жилой дом включен в какие-либо адресные программы, не имеется. Имеющиеся у истцов письма носят рекомендательный характер. Также имеется локальный сметный расчет на производство работ по усилению несущих конструкций в рамках капитального ремонта, который подписан управляющей компанией ООО «Микрорайон Входной». Кроме того, в настоящее время на спорном жилом доме проведены работы по усилению несущих конструкций. Для установления конкретного перечня работ, которые необходимо провести в доме, необходимо детальное инструментальное обследование всех конструкций дома, которое не проводилось в связи с отсутствием финансирования на данные цели. Также пояснила, что имеется решение собрания собственников спорного дома о проведении капитального ремонта. На производство реконструкции на текущий финансовый год средств в бюджетах различных уровней не предусмотрено. Ранее денежные средства на реконструкцию не выделялись, в связи с чем, работы не могли быть проведены. Контроль за проведением работ по реализации Федерального закона «№ 185_ФЗ на территории Омска и определение перечня домов, на которых будет проведен капитальный ремонт, осуществляет Департамент городского хозяйства Администрации города Омска.
Представитель третьего лица ООО ПСФ «Омскреконструкция» (привлеченного к участию в деле судом) в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом.
Третьи лица Посохина Ф.Т., Швецова С.А., Горлов Д.В., Горлова О.А., Каширина В.И., Бархатова С.Б., Павлова Л.К., Чайко А.В., Трубицкая Л.П., Браун В.А., Браун Н.Н., Измайлова Т.А., Будников В.М., Некрасова В.В., Будников М.В., Мацюк Т.К., Мадярова А.В., Мацюк Е.П., Чечелов Д.С., Штейн Н.А., Вербицкая Л.А., Девятериков А.Н., Макогон А.В., Макогон Е.Ю., Денисенко М.Е., Елизарова Л.А., Елизаров Ю.Г., Елизаров Г.Ю., Дорохова Т.Г., Головчук В.Н., Борисова Т.А., Санников В.О., Предыбайло А.Б., Предыбайло Б.М., Шапошникова Л.А., Предыбайло А.Б., Якушенко Е.Н., Пенкина Г.П., Каткова М.В., Лукьянова М.В., Лукьянов В.А., Лукьянова М.В., привлеченные к участию в деле судом, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом. Представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в которых просят удовлетворить заявленные требования, самостоятельных требований относительно предмета спора заявлять не намерены.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт многоквартирного дома- проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Реконструкция жилого дома- переоборудование жилого дома с целью совершенствования его объемно - планировочных решений и архитектурных качеств (с осуществлением перепланировки квартир, секций, этажей или нежилых помещений, в том числе с изменением их функционального назначения), а также конструктивно - технических и инженерно - технических решений с учетом современных требований при изменении объема жилого дома путем пристройки новых объемно - планировочных элементов, в том числе квартир или их помещений, лестнично - лифтовых узлов, помещений нежилого назначения, а также надстройки (в том числе мансардным этажом) или разборки частей жилого дома".
В судебном заседании установлено, что жилой дом № в хх, построен в 1965 году. 14.08.1997 года дом принят в муниципальную собственность на основании распоряжения Главы администрации города Омска № 778-р «Об утверждении перечня объектов в поселке Входной Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги, передаваемых в муниципальную собственность». 23.08.2007 года на основании распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска № 5398-р вышеуказанный жилой дом исключен из реестра муниципального имущества города Омска, в реестр включены неприватизированные квартиры №. Указанные обстоятельства подтверждаются сообщением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (т.1 л.д.202).
Истцы Южакова А.М., Браун Н.Н., Дорохова Т.Г., Бородина К.С., а также привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Посохина Ф.Т., Швецова С.А., Горлов Д.В., Горлова О.А., Каширина В.И., Бархатова С.Б., Павлова Л.К., Чайко А.В., Трубицкая Л.П., Браун В.А., Браун Н.Н., Измайлова Т.А., Будников В.М., Некрасова В.В., Будников М.В., Мацюк Т.К., Мадярова А.В., Мацюк Е.П., Чечелов Д.С., Штейн Н.А., Вербицкая Л.А., Девятериков А.Н., Макогон А.В., Макогон Е.Ю., Денисенко М.Е., Елизарова Л.А., Елизаров Ю.Г., Елизаров Г.Ю., Дорохова Т.Г., Головчук В.Н., Борисова Т.А., Санников В.О., Предыбайло А.Б., Предыбайло Б.М., Шапошникова Л.А., Предыбайло А.Б., Якушенко Е.Н., Пенкина Г.П., Каткова М.В., Лукьянова М.В., Лукьянов В.А., Лукьянова М.В. и Департамент имущественных отношений в настоящее время являются собственниками квартир в жилом доме № хх в г. Омске, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями регистрационных удостоверений, свидетельств о праве собственности, а также выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.77,148-163,194,195,198).
Согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; выбор способа управления многоквартирным домом, другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
В материалах дела имеется опросный лист жителей дома № хх по вопросу участия в городской целевой программе реконструкции и капитального ремонта дома с надстройкой мансард дома серии 1-335 ПК от 20.02.2006 года, который передан в Администрацию Ленинского административного округа города Омска (т.1 л.д.20-29).
10.09.2009 года между собственниками жилых помещений и ООО «Микрорайон Входной» (управляющая организации) заключен договор управления многоквартирным домом (т.2 л.д.145-162). Предметом указанного договора является выполнение управляющей организацией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: хх, дом №. Управление многоквартирным домом включает в себя следующие виды работ и услуг: обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обеспечение реализации решения вопросов пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме и пользования в жилом доме
Согласно протоколу № 2 общего собрания граждан-собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, хх от 10.09.2009 года Южакова А.М. наделена полномочиями по обращению в суд, прокуратуру, администрацию и иные органы в интересах жильцов (т.1 л.д.15).
Согласно письму Департамента строительства Администрации города Омска от 01.03.2006 года на имя Южаковой А.М. (т.1 л.д.6) жилой дом № в хх серии 335-ПК включен в список домов, планируемых к реконструкции с надстройкой мансардного этажа в 2006 году в рамках программы «Реконструкция и модернизация жилых домов первых массовых серий в городе Омске до 2010 года». Техническое обследование жилого дома будет проведено после заключения договора между департаментом строительства администрации города Омска и проектным институтом, определенным по итогам проведения конкурса.
Из письма Департамента финансов и контроля Администрации города Омска от 16.04.2007 года (т.1 л.д.11) следует, что запланировано инструментальное обследование жилого дома № в хх. После подготовки проектной документации будет проведена ее проверка, составлен акт выполненных работ. В бюджете города Омска на 2008 год в рамках адресной инвестиционной программы предусмотрены ассигнования на проектно-изыскательные работы (обследование) на жилых домах первых массовых серий (335 ПК, 2А», 1-464) в размере 2,0 млн. рублей. В настоящее время в департамент финансов и контроля администрации города Омска необходимые документы для осуществления финансирования не поступали. Финансирование будет исполнено в установленном порядке при наличии актов выполненных работ и заявки департамента строительства Администрации города Омска.
Согласно письму ГУ МЧС по Омской области от 04.03.2008 года (т.1 л.д.10) жильцам дома № рекомендовано по вопросу устранения аварийного состояния балконных плит обратиться в Администрацию ЛАО г. Омска.
В письмах Департамента строительства Администрации города Омска от 27.03.2008 года и от 07.05.2008 года на имя Южаковой А.М. (т.1 л.д.14,249) по вопросу проведения инструментального обследования и реконструкции жилого дома № в хх, указано, что жилой дом включен в первоочередной список на реконструкцию с выполнением видов работ, предусмотренных при проведении реконструкции, в объеме финансирования. Инструментальное обследование и проектная документация на жилой дом в хх будет выполняться при условии дополнительного финансирования. Также указано, что решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу входит в компетенцию межведомственной комиссии города Омска, в связи с чем, рекомендовано обратиться в Департамент городского хозяйства.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно п.1,2 Положения, оно устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения проводит оценку соответствия многоквартирного дома установленным в Положении требованиям и признает (не признает) многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Для рассмотрения вопроса о признании (непризнании) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заявитель представляет в комиссию следующие документы: заявление; нотариально заверенные копии документов, подтверждающие право собственности на жилое помещение; копия технического паспорта строения; справка о том, что данное строение является или не является памятником культуры, архитектуры и т. д.; отчет о проведенном проектно-изыскательской организацией техническом обследовании строения с рекомендациями о целесообразности дальнейшей эксплуатации, необходимости проведения ремонта (реконструкции) или расселении и сноса обследованного строения. По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания, заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора.
Распоряжением Мэра города Омска от 24 марта 2006 г. N 93-р "О создании межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" создана межведомственная комиссия города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которой указано осуществлять свою деятельность на основании регламента, утверждаемого ее председателем; по результатам работы принимать решения (в виде заключения), в том числе о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, предъявлять к собственникам помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, требование о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В соответствии со ст. 18 Положения о департаменте городского хозяйства Администрации города Омска, утвержденного Постановлением Мэра города Омска от 5 августа 2005 г. N 380-п Департамент осуществляет, в том числе, следующие функции: анализирует состояние жилищно-коммунального комплекса, деятельность жилищно-коммунальных организаций, изучает и обобщает закономерности, формы и методы их реформирования; разрабатывает и участвует в реализации долгосрочных целевых программ города Омска и инвестиционных проектов по вопросам, отнесенным к компетенции департамента; организует деятельность межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Опрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник отдела эксплуатации жилищного фонда Департамента городского хозяйства Администрации города Омска К. в судебном заседании18.11.2010 года пояснил, что в настоящее время в жилом доме № хх проводятся работы по усилению несущих конструкций, что позволит обеспечить безопасные условия проживания граждан. В рамках данных работ проводятся работы по усилению узлов опирания несущих конструкций, которые производятся в соответствии с проектом ООО «С.». Комплекс работ позволит продлить срок эксплуатации здания. Межведомственной комиссией указанный дом не рассматривался, заявлений от собственников дома с приложением всех необходимых документов не поступало. Признание жилого дома, в том числе, и подлежащим реконструкции, усложнит производство работ по капитальному ремонта, поскольку, в соответствии с Постановлением Госстроя РФ № 170 проведение капитального ремонта в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, нецелесообразно. Допускается производство работ, обеспечивающих безопасные условия проживания. Также пояснил, что адресной программы по производству реконструкции и модернизации домов первых массовых серий в. Омске не существует.
В судебном заседании установлено, что по вопросу о признании многоквартирного жилого дома № в хх аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, собственники помещений указанного дома, в межведомственную комиссию не обращались. Следовательно, в настоящее время отсутствует заключение компетентного органа о техническом состоянии жилого дома, которое подтверждало бы необходимость проведения его реконструкции.
При таких обстоятельствах, суд считает, что истцами, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств в обоснование заявленных требований о возложении на Администрацию города Омска обязанности провести реконструкцию жилого дома. При установленных судом обстоятельствах, представленные истцами письма - ответы на обращения жильцов из Министерства строительства Омской области, Департамента городского хозяйства и Департамента строительства Администрации города Омска (т.1 л.д.6,10,11,14,249, т.2 л.д.73-77), также не могут служить достаточным доказательством, подтверждающим необходимость производства реконструкции жилого дома.
Также истцами представлен суду акт визуального осмотра балконных плит жилого дома по адресу: хх, составленного ОАО «Р.» 08.02.2008 года (т.1 л.д.7-9) согласно которому, отдельные балконные плиты - кв. №, имеют аварийное состояние, что свидетельствует об опасности внезапного обрушения. Причина такого состояния - поражение сплошной коррозией анкерных связей и образование трещин шириной раскрытия до 4 мм. Техническое состояние прочих балконных плит оценивается как недопустимое, переходящее в аварийное. Также установлено, что по инициативе жильцов дома № в хх ЛАО г. Омска, ОАО «О.» проведено обследование несущих и ограждающих конструкций жилого дома. По результатам обследования составлен технический отчет (т.1 л.д.30-69), согласно которому, в здании обнаружены конструкции с категорией технического состояния - аварийное - балконные плиты, техническое состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома оценивается как ограниченно работоспособное. Отдельные конструкции имеют недопустимое состояние - балконные и карнизные плиты. Для восстановления несущей способности рекомендовано выполнить ряд работ (п.7.4 отчета).
Суд считает, что указанный отчет не является допустимым доказательством, поскольку не утвержден лицами, составившими его (отсутствуют подписи). Кроме того, поскольку обязательным для признания жилого дома подлежащим реконструкции, является заключение межведомственной комиссии, суд считает, что наличие вышеуказанного заключения не является достаточным для принятия решения о производстве реконструкции жилого дома.
В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Законом Омской области от 27 июля 2004 г. N 535-ОЗТаким образом, целевая программа "Реконструкция и модернизация жилых домов первых массовых серий в Омской области на период до 2010 года" утратила силу. Наличие иных адресных программ, в рамках которых должны быть проведены мероприятия по реконструкции спорного жилого дома, судом не установлено.
Постановлением Мэра города Омска от 21.12.2006 года № 369-П (т.2 л.д.22-24) утвержден План мероприятий по реконструкции муниципальных жилых домов первых массовых серий в городе Омске на период до 2010 года. Указано о необходимости принять к сведению информацию о мерах по реализации мероприятий по реконструкции жилых домов серии 1-335 на территории города Омска согласно приложению к настоящему постановлению. Департаменту информационной политики и общественных отношений Администрации города Омска обеспечить информирование населения города Омска о реализации мероприятий то реконструкции жилых домов серии 1-335 на территории города Омска; опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации города Омска. В приложении к названному постановлению содержится информация о мерах по реализации мероприятий по реконструкции жилых домов серии 1-335 на территории города Омска, в которой проанализировано количество и состояние домов вышеуказанной серии, а также предусмотрена разработка проектов реконструкции, включающей в себя: техническое обследование и разработку индивидуальных проектов реконструкции и модернизации муниципальных жилых домов. Также указано, что реконструкция и модернизация жилых домов первых массовых серий обеспечит продление срока их эксплуатации в среднем на 40 - 50 лет, снижение риска возникновения аварийных ситуаций, улучшение условий проживания граждан. Основной целью реализации мероприятий Плана является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в муниципальных жилых домах серии 1-335 ПК (серия 1-335 с полным каркасом), расположенных на территории города Омска. Для комплексного выполнения мероприятий по реконструкции жилых домов первых массовых серий необходимо привлечение средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в целях решения проблемы обеспечения надежности и безопасности эксплуатации жилых домов первых массовых серий, особенно серии 1-335 с неполным каркасом.
Суд находит несостоятельной ссылку истцов на вышеуказанное постановление Мэра, как на подтверждающее их доводы о необходимости производства реконструкции спорного жилого дома. Постановление Мэра № 369-П, как указано выше, утверждает план мероприятий, содержит аналитическую информацию о состояния жилых домов первых массовых серий, и вывод о необходимости привлечения средств бюджетов всех уровней, необходимости производства технического обследования и разработки индивидуальных проектов реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий. Как указано выше, инструментальное обследование спорного дома не проводилось, решение о реконструкции не принималось.
Согласно информации первого заместителя Департамента городского хозяйства Ш. от 17.11.2010 года (т.2 л.д.66-67) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» многоквартирный дом № в хх включен в проект адресного перечня домов, подлежащих капитальному ремонту в 2010 году (капитальный ремонт крыши, внутридомовых инженерных систем, утепление и ремонт фасада, ремонт подвального помещения на общую сумму 39538,2 тыс. руб.). В соответствии с Федеральным законом отбор домов на проведение капитального ремонта проводится на основе заранее объявленных технических, организационных и финансовых критериев. Очередность предоставления средств финансовой поддержки определяется исходя из рейтинга многоквартирных домов, составленного по общей сумме баллов, с учетом стоимости работ по капитальному ремонту, а также объема средств долевого финансирования за счет всех источников. Наименьшая сумма баллов многоквартирных домов, вошедших в адресную программу муниципального образования городской округ город Омск Омской области «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Омска» на 2010 год составила 214,5 баллов. Согласно проведенному ранжированию сумма баллов по многоквартирному дому № в хх составила 141,5 баллов, в связи с чем, дом не включен в адресную программу.
В то же время, как следует из перечня многоквартирных домов серии 1-335-ПК, находящихся на территории города Омска, планируемых в 2010 году на усиление несущих конструкций, утвержденного Мэром г. Омска (т.1 л.д.211) дом № хх включен в указанный перечень.
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года.
Согласно сообщению Департамента финансов и контроля Администрации города Омска от 16.11.2010 года (т.2 л.д.52) в 2008-2010 годах на проведение проектно-изыскательских работ (обследования) на жилых домах первых массовых серий (1-335 ПК, «А», 1-464) из бюджета в рамках адресной инвестиционной программы города Омска направлено 10404,1 тыс.рублей. Заключение муниципальных контрактов и приемка выполненных работ осуществляются главным распорядителем бюджетных средств - департаментом строительства Администрации города Омска. Начиная с 2008 года, ведутся работы по усилению несущих конструкций жилых домов первых массовых серий 1-335 ПК. Финансирование вышеуказанных работ осуществляется департаментом городского хозяйства Администрации города Омска за счет бюджетных средств, предусматриваемых на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. В 2008 году объем финансирования на капитальный ремонт многоквартирных домов составил 58 871,2 тыс. рублей, в 2009 году - 192 202,8 тыс. рублей. В 2010 году по состоянию на 16.11.2010 направлено 167 436,7 тыс. рублей. В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель самостоятельно определяет направления использования выделяемых бюджетных средств. В связи с чем, за более подробной информацией предлагаем обратиться к главным распорядителям бюджетных средств.
В судебном заседании установлено, что ООО «П.» выполнено обследование строительных конструкций и выполнена проектная документация по усилению узлов опирания прогонов перекрытия серии 1-335-ПК, в том числе, жилого дома № в хх (т.1 л.д.212-213). Объем работ определен в локальном сметном расчете, утвержденном зам. директора Департамента городского хозяйства и директором ООО «Микрорайон Входной» (т1 л.д.239-246).
Также в судебном заседании установлено, что на день рассмотрения дела по существу, работы по усилению несущих конструкций на жилом доме проведены. Указанное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании истцом Южаковой А.М. и представителем третьего лица - директором ООО «Микрорайон Входной». Ссылка указанных лиц о ненадлежащем качестве произведенных работ, не нашла подтверждения в судебном заседании. Представители Департамента городского хозяйства Администрации города Омска в судебном заседании пояснили, что работы завершены, после чего будет проведена проверка качества произведенных работ с составлением соответствующего заключения независимой организацией.
На основании изложенного, суд считает, что истцам Южаковой А.М., Дороховой Т.Г., Браун Н.Н., Бородиной К.С. в иске к Администрации города Омска надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Южаковой А.М., Дороховой Т.Г., Браун Н.Н., Бородиной К.С. в иске к Администрации города Омска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд города Омска в течение 10 дней.
Судья Е.В. Кондратенко