№ 2-4920/10 по иску Абоянцевой А.И. к ГУ-УПФР в ЛАО г. Омска о признании права на досрочное назначение пенсии



Дело №2-4920/10Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской ФедерацииСуд Ленинского района г. Омска

в составе председательствующего судьи Авдеевой Л.В.

при секретаре судебного заседания Матвеевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 06 декабря 2010 года

гражданское дело по иску Абоянцевой А.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском АО г.Омска о признании права на досрочное назначение пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Абоянцева А.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском АО г. Омска о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочную пенсию, и установлении срока назначения пенсии. В обоснование своих требований указала, что, ее медицинский стаж исчисляется с 01.04.1977г. и составляет более 30 лет. 27 марта 2010 г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ - Управлении ПФР в Ленинском А.О. г. Омска от 02.04.2010г. в назначении пенсии ей было отказано. Согласно протоколу комиссии в специальный стаж не зачтены периоды работы в Отделе Здравоохранения Октябрьского района по ПАТП № в период с 19.01.1978г. по 14.01.1980г. в качестве фельдшера по предрейсовому осмотру шоферов ссылаясь на то, что Управление здравоохранения Октябрьского района списком не поименовано. Однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается работа среднего медицинского персонала всех наименований. Также не включены периоды курсов повышения квалификации: с 07.01.1992г. по 17.02.1992г., 12.05.1994г. по 23.06.1994г., с 07.09.1999г. по 05.10.1999г., с 06.02.2004г. по 05.03.2004г., с 15.06.2006г. по 28.06.2006г., с 12.02.2007г. по 16.02.2007г. 13.03.2009г. по 09.04.2009г. Считает не включение данных периодов необоснованным, так как повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для допуска к осуществлению лечебной работы. Также не включены периоды отпусков без сохранения заработной платы: с 05.07.1993г. по 03.09.1993г., но в этот период она осуществляла свою трудовую функцию согласно квалификации, что подтверждается справками по начислению мне заработной платы за вышеуказанный период работы. В стаж не включен период работы в должности медсестры с 01.01.2002г. по 20.01.2002г. так как, по сведениям индивидуального персонифицированного учета отсутствует код особых условий труда. Однако на основании приказа Управления здравоохранения администрации г. Омска № от 08.01.2002г. Муниципальное учреждение здравоохранения «Городской клинический кардиоревматологический диспансер» переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения «Городской клинический кардиологический диспансер" о чем изменения в Устав зарегистрированы в городской регистрационной палате департамента недвижимости администрации г.Омска 21.01.2002г. в связи с чем за указанный период не было предоставлено в ПФР соответствующих данных. Кроме того, за указанный период ей выплачивалась заработная плата. Полагает, что указанные выше периоды подлежат включению в специальный стаж, и в связи с чем ей должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости. Просит признать периоды работы в Отделе Здравоохранения Октябрьского района по ПАТП № с 19.01.1978г. по 14.01.1980г., периоды курсов повышения квалификации с 07.01,1992г. по 17.02.1992..12.05.1994г. по 23.06.1994г., с 07.09.1999г. по 05.10.1999г., с 06.02.2004г. по 05.03.2004г., с 15.06.2006г. по 28.06.2006г., с 12.02.2007г. по 16. 02.2007г. 13.03.2009г. по 09.04.2009г,. период работы в должности медсестры с 01.01.2002г. по 20.01.2002г. и периоды отпусков без сохранения заработной платы: с 05.07.1993г. по 03.09.1993г. специальным страховым стажем, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признав за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В дальнейшем Абоянцева А.И. уточнила требования, просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 24.03.2010г..

В судебном заседании истец Абоянцева А.И. исковые требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям.

Представитель ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском АО г. Омска - Лудан Л.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ч. 1 п. 20 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля, 22, 30 декабря 2008 г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том числе, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии регулируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и

постановлением Правительства от 29.10.2002г. № 781 об утверждении «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения», в соответствии пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и при назначении досрочной трудовой пенсии с учетом постановления Конституционного суда № 2-П от 29.01.2004г. применяется разъяснение Минтруда РФ от 22.05.1996г. №5. постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 ""Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", постановление Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999г. «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 об утверждении «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения».

В материалах дела имеется протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ - Управлении ПФР в Ленинском АО г.Омска № от 02.04.2010г. (л.д.6-8) из которого следует, что в назначении пенсии Абоянцевой А.И. отказано, поскольку специальный стаж составил 27 лет 6 месяцев 14 дней. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не включены периоды ее работы: с 19.01.1978г. по 14.01.1980г. в качестве фельдшера по осмотру шоферов ПАТП № Отдела здравоохранения Октябрьского района, т.к. данное учреждение Списком не поименовано. Не включены периоды курсов повышения квалификации и отпусков без сохранения заработной платы: с 11.07.1988г. по 23.07.1988г.. с 18.07.1990г. по 31.07.1990г., с 07.09.1991г. по 21.07.1991г.. с 07.01.1992г. по 17.02.1992г., с 03.03.1992г. по 05.04.1992г. с 05.07.1993г. по 03.09.1993г. с 12.05.1994г. по 23.06.1994г. В сведениях о стаже работы отсутствует код особых условий труда за периоды: с 07.09.1999г. по 05.10.1999г., с 22.08.2001г. по 24.08.2001г., с 01.01.2002г. по 20.01.2002г., с 06.02.2004г. по 05.03.2004г., с 15.06.2006г. по 28.06.2006г., с 12.02.2007г. по 16.02.2007г., с 13.03.2009г. по 09.04.2009г. из страхового и специального стажа исключен отпуск без сохранения заработной платы 02.05.2006г..

В судебном заседании установлено, что истица в период с 19.01.1978г. по 14.01.1980г. работала в Отделе здравоохранения Октябрьского района в должности фельдшера по осмотру шоферов по ПАТП №, что подтверждается трудовой книжкой истицы (л.д.21-27).

Факт создания здравпункта в автопредприятии подтверждается соглашением отдела здравоохранения и Омского транспортного управления (л.д.56), а также договором на медицинское обслуживание водительского состава от 19.05.1977г. (л.д.55) из которого следует, что райздравотдел принимает на себя обязанность выделить медицинских работников со средним образованием для проведения ежедневного медицинского освидетельствования водительского состава; рабочее время медицинских работников определяется по согласованному графику с началом работы от 5 час. 30 мин. до 24 час.; ПАТП № обязалось за указанные услуги производить райздравотделу на расчетный счет централизованной бухгалтерии района оплату ежемесячно на основании представленных табелей (п.1,2,3 договора).

В представленном суду лицевом счете Абоянцевой А.И. за 1978 год (л.д.41-42) значится ее должность - фельдшер, а также имеются сведения о перечислении заработной платы на спецсчет.

Данный факт подтверждается и справкой Департамента здравоохранения Администрации города Омска от 20.08.2010г., где также указано о работе Абоянцевой А.И. полный рабочий день в фельдшерском здравпункте (л.д.58).

В материалах дела имеется штатное расписание ПАТП № за период 1978-1980г.г. (л.д.) из которых следует, что должность фельдшера ПАТП № не предусмотрена.

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым была предусмотрена должность "фельдшер" и наименование учреждения «здравпункт».

Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Света министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", указанная должность, как дающая право на получение пенсии по выслуге лет, включена не была.

Согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Изменение условий установления пенсии в данном случае, является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, оценку пенсионных прав Абоянцевой А.И. необходимо проводить по нормативным документам, регулирующим спорные правоотношения на момент ее работы в вышеуказанной должности. Судом установлено, что Абоянцева А.И. имела право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

Таким образом, суд полагает, что период работы Абоянцевой А.И. в должности фельдшера по осмотру шоферов ПАТП № Отдела здравоохранения Октябрьского района с 19.01.1978 года по 14.01.1980 года подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Из материалов дела следует, что Абоянцева А.И. в период работы в МУЗ «Городской клинический кардиологический диспансер» находилась на курсах повышения квалификации: с 07.01.1992г. по 17.02.1992г., 12.05.1994г. по 23.06.1994г., с 07.09.1999г. по 05.10.1999г., с 06.02.2004г. по 05.03.2004г., с 15.06.2006г. по 28.06.2006г., с 12.02.2007г. по 16.02.2007г. 13.03.2009г. по 09.04.2009г.

В силу ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

На указанные курсы с отрывом от производства она была направлена работодателем, что подтверждается приказами МУЗ «Городской клинический кардиологический диспансер» (ранее «Городской кардиоревматологический диспансер») (л.д.32-38,53), за ней сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому работодатель за этот период должен производить отчисление страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Кроме того, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Факт повышения квалификации Абоянцевой А.И. в указанные периоды подтверждается свидетельствами и удостоверениями о повышении квалификации (л.д.14-20).

При данных обстоятельствах, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж.

Согласно п.2 ст. 13 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" стаж работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается на основании сведений индивидуального персонифицированного учета.

Ответчиком не включен в специальный стаж Абоянцевой А.И. период работы в должности медицинской сестры в Муниципальном учреждении здравоохранения «Городской клинический кардиоревматологический диспансер» с 01.01.2002 г. по 20.01.2002г., поскольку в сведениях о стаже работы отсутствует код особых условий труда за данный период.

Согласно справке МУЗ «Городская клиническая больница №», уточняющей условия труда необходимые для назначения досрочной пенсии и подтверждающей постоянную занятость от 09.02.2010г. (л.д.49) Абоянцева А.И. в период с 18.08.1999г. по 20.01.2002г. работала в должности медицинской сестры 1 кардиологического отделения поликлиники МУЗ «Городской клинический кардиоревматологический диспансер», который был переименован в МУЗ «Городской клинический кардиологический диспансер» на основании приказа Управления здравоохранения администрации города Омска №33 от 08.01.2002г., о чем изменения в Устав зарегистрированы в городской регистрационной палате департамента недвижимости администрации г.Омска 21.01.2002г., а МУЗ «Городской клинический кардиологический диспансер» с 15.02.2008г. переименовано в МУЗ «Городская клиническая больница №» на основании приказа департамента здравоохранения Администрации города Омска от 16.01.2008 года № «О переименовании Муниципального учреждения здравоохранения «Городской клинический кардиологический диспансер».

Кроме того, в материалах дела имеются сведения о начислении Абоянцевой А.И. заработной платы за указанный период (л.д.62).

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика включить указанный период работы в специальный стаж не основан на законе.

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516
(с изменениями от 2 мая 2006 г., 18 июня 2007 г., 26 мая 2009 г.) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Суд не находит оснований для зачета в специальный стаж периода отпуска без сохранения заработной платы: с 05.07.1993г. по 03.09.1993г., поскольку отсутствуют данные, подтверждающие выполнение работы в данный период постоянно в течение полного рабочего дня и уплату за этот период страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает возможным зачесть в специальный стаж периоды работы Абоянцевой А.И. в должности фельдшера по осмотру шоферов по ПАТП № в Отделе Здравоохранения Октябрьского района с 19.01.1978г. по 14.01.1980г., в должности медицинской сестры в Муниципальном учреждении здравоохранения «Городской клинический кардиоревматологический диспансер» с 01.01.2002 г. по 20.01.2002г., а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации - с 07.01.1992г. по 17.02.1992г., с 12.05.1994г. по 23.06.1994г., с 07.09.1999г. по 05.10. 1999г., с 06.02.2004г. по 05.03.2004г., с 15.06.2006г. по 28.06.2006г., с 12.02.2007г. по 16.02.2007г., с 13.03.2009г. по 09.04.2009г. - в календарном исчислении.

При расчете специального стажа суд исходит из следующего:

с 19.01.1978г. по 14.01.1980г. - 01 год 11 месяцев 26 дней

с 07.01.1992г. по 17.02.1992г. - 1 месяц 11 дней

с 12.05.1994г. по 23.06.1994г. - 1 месяц 12 дней

с 07.09.1999г. по 05.10. 1999г. - 29 дней

с 06.02.2004г. по 05.03.2004г. - 1 месяц

с 15.06.2006г. по 28.06.2006г. - 14 дней

с 12.02.2007г. по 16.02.2007г. - 05 дней

с 13.03.2009г. по 09.04.2009г. - 27 дней

с 01.01.2002 г. по 20.01.2002г. - 20 дней,

таким образом, специальный стаж за указанный период составляет 02 года 06 месяцев 24 дня. Учитывая, что данный период ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском АО г.Омска не зачтен в специальный стаж, а засчитанный стаж при назначении досрочной трудовой пенсии по старости составил 27 лет 06 месяцев 14 дней, суд приходит к выводу, что специальный стаж Абоянцевой А.И. на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составляет 30лет 01 месяц 08 дней.

Согласно ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Ответчиком не оспаривается факт обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии Абоянцевой А.И. в УПФР ЛАО г.Омска 24.03.2010г. на указанную дату с учетом зачета спорных периодов работы стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости составлял 30лет 01 месяц 08 дней.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что пенсия подлежит назначению с 24.03.2010г., т.е. с момента обращения Абоянцевой А.И. в Управление пенсионного фонда РФ по Ленинскому АО г.Омска с заявлением о назначении пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Абоянцевой А.И. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска зачесть Абоянцевой А.И. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период работы в должности фельдшера по осмотру шоферов по ПАТП № в Отделе Здравоохранения Октябрьского района с 19.01.1978г. по 14.01.1980г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 17.01.1992г. по 17.02.1992г., с 12.05.1994г. по 23.06.1994г., с 07.09.1999г. по 05.10. 1999г., с 06.02.2004г. по 05.03.2004г., с 15.06.2006г. по 28.06.2006г., с 12.02.2007г. по 16.02.2007г., с 13.03.2009г. по 09.04.2009г.; период работы в должности медицинской сестры в Муниципальном учреждении здравоохранения «Городской клинический кардиоревматологический диспансер» с 01.01.2002 г. по 20.01.2002г..

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска назначить Абоянцевой А.И. досрочную трудовую пенсию по старости с 29 июля 2009 года.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в 10 дней.

Судья --

Решение в окончательной форме изготовлено 10 декабря 2010 года.

Решение вступило в законную силу 21.12.2010 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200