по иску Омского транспортного прокурора к ОАО РЖД о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить требования действующего законодательства



Дело №2-589 /11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Суд Ленинского района г. Омска

в составе председательствующего судьи Крига Е.С.

с участием прокурора Зайцевой Н.Ф.

при секретаре судебного заседания Табаковой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 января 2011 года

гражданское дело по иску Омского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения требований действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Омский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги», ссылаясь на то, что в ходе проведенной в Омском отделении структурном подразделении Западно - Сибирской железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» проверки соблюдения действующего законодательства направленного на обеспечение безопасности движения железнодорожного транспорта Омской транспортной прокуратурой было установлено, что железнодорожные переезды - пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями, состоящие на балансе Называевской дистанции Омского отделения, устроены и оборудованы с нарушением требований, предъявляемых действующим законодательством. В нарушение данных требований Омское отделение не обеспечило в полной мере безопасность функционирования железнодорожного транспорта и транспорта общего пользования, что создает угрозу безопасности движения подвижного состава, жизни и здоровью пассажиров, а также лиц, проживающих вблизи железнодорожных путей. Требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту переездов устанавливает Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденная Министерством путей сообщения РФ № ЦП-556 от 29.06.1998года.

Так, согласно п.3.1 Инструкции все обустройства переездов должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, настоящей Инструкции, типовых проектов, Правил дорожного движения Российской Федерации, ГОСТ 23457-86 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения", ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Согласно п. 3.3 Инструкции ЦП/566 на существующих переездах на протяжении не менее 10 м от крайнего рельса автомобильная дорога в продольном профиле должна иметь горизонтальную площадку или вертикальную кривую большого радиуса, или уклон, обусловленный превышением одного рельса над другим, когда пересечение находится в кривом участке пути.

Пунктом 3.5 Инструкции ЦП/566 предусмотрено, что направляющие столбики устанавливают с обеих сторон переезда на расстоянии от 2,5 до 16 м от крайних рельсов через каждые 1,5 м. С наружной стороны колеи настил должен быть в одном уровне с верхом головок рельсов. Не допускается отклонение верха головки рельсов, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2 см. Внутри колеи настил должен быть выше головок рельсов в пределах 1 - 3 см. На эксплуатируемых переездах до переустройства в плановом порядке возвышение настила внутри колеи допускается в пределах 3-4 см. В соответствии со СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные

дороги" при расположении переездов в населенных пунктах и к ним автомобильной 8дороги, имеющей тротуары, переезды должны обустраиваться пешеходными дорожками по решению органов местного самоуправления и руководства дистанции пути. При наличии на таких переездах переездной сигнализации пешеходные дорожки оборудуются звуковой сигнализацией, дополнительно информирующей участников дорожного движения о запрещении движения через переезд.

Пунктом 3.6 Инструкции ЦП/566 предусмотрено, что на подходах к переездам со стороны железной дороги устанавливаются постоянные предупредительные сигнальные знаки "С" о подаче машинистами поездов свистка, а со стороны автомобильной дороги перед всеми переездами без дежурного - предупреждающие дорожные знаки 1.3.1 "Однопутная железная дорога" или 1.3.2 "Многопутная железная дорога" и другие знаки. При наличии на переезде светофорной сигнализации знаки 1.3.1 и 1.3.2 устанавливаются на одной опоре со светофорами, а при ее отсутствии - на расстоянии не менее 20 м от ближнего рельса. Сигнальные знаки "С" устанавливают с правой стороны по ходу движения поездов на расстоянии 500 - 1500 м, а на перегонах, где обращаются поезда со скоростями более 120 км/ч, - на расстоянии 800 - 1500 м. Перед переездами без дежурных с неудовлетворительными условиями видимости, кроме того, должны устанавливаться дополнительные сигнальные знаки "С" на расстоянии 250 м от переезда (на перегонах, где обращаются поезда со скоростью более 120 км/ч, - на расстоянии 400 м).

Между тем, прокурорской проверкой установлено, что железнодорожные переезды, состоящие на балансе Называевской дистанции Омского отделения, имеются следующие нарушения:

- на 2560 км. - не установлены 8шт. светоотражающих катафот на плитах УЗП, отсутствует красный катафот на шлагбауме А.

- на 2588 км. - не установлены сигнальные столбики соответствующие ГОСТ.

- на 2595 км. - не установлены сигнальные столбики соответствующие ГОСТ.

- на 2616 км. - отсутствует горизонтальная разметка и сигнальные столбики соответствующие ГОСТ.

- на 2658 км. - отсутствует горизонтальная разметка 1.1, возвышение резино-кордового настила с проезжей частью со стороны четного пути, уложен водоотводный лоток со стороны нечетного пути.

- на 2660 км. - возвышение междупутья, не уложены водоотводные лотки, не асфальтирован настил 22 пути.

- на 4 км путь на Красный Яр - не уложен настил в колее, отсутствует горизонтальная разметка 1.1.

- на 2672 км. - отсутствует 20 шт. светоотражающих катафот на плитах УЗП, неровности сопряжения настила и автодороги, отсутствует горизонтальная разметка 1.1.

- на 2682 км. - не нанесена горизонтальная разметка 1.1 и разделительные полосы, превышение мата настила в 15 пути, просадки междупутья, не установлены недостающие катафоты на сигнальных столбах, по 1 пути с восточной стороны не установлен контрольный уголок.

Таким образом, несоблюдение требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте создает угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц - граждан и юридических лиц, пользующихся услугами ОАО "РЖД", а также проживающих либо находящихся в близи железнодорожных переездов, несоответствующих предъявляемым требованиям.

На основании ст.37 Устава ОАО "Российские железные дороги" единственным акционером общества является Российская Федерация. ОАО "Российские железные дороги", в свою очередь, являются собственником вышеуказанных железнодорожных переездов.

В связи с чем, Омский транспортный прокурор определил необходимым обратиться в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением в защиту интересов Российской

Федерации и неопределенного круга лиц, с требованием обязать ответчика - ОАО "Российские железные дороги" соблюдать требования законодательства Российской Федерации о безопасности движения на железнодорожном транспорте и привести железнодорожные переезды в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В ходе рассмотрения дела, 11.01.2011г. в связи с частичным исполнением работ ответчиком по устранению нарушений на ряде объектов, - истец требования уточнил, заявив намерение отказаться от ряда заявленных требований в случае полного устранения нарушений при проведении дополнительной проверки. В связи с чем определением Ленинского суда от 11.01.2011 года требования об устранении нарушений на участках 2560 км, 2588 км, 2595км, 2614 км, 2658 км, 2682 км выделены в отдельное производство.

В настоящем производстве прокурор просит признать незаконными бездействия ОАО «РЖД» по не приведению, состоящих на балансе общества железнодорожных переездов, в соответствие с требованиями действующего законодательства; обязать ОАО «РЖД» устранить нарушения требований действующего законодательства выполнив на железнодорожных переездов Называевской дистанции пути следующее: на - 2660 км. -настил 22 пути привести в соответствие с Типовым проектом ТП 501-01-6.89;

- на 4 км. путь на Красный Яр 36 уложить настил в железнодорожном пути (колее) в соответствие с Типовым проектом ТП 501-01-6.89.

- на 2672 км. - устранить неровности сопряжения настила в автодороги в соответствии с ГОСТ 50597-93.

В судебном заседании представитель истца - Зайцева Н.Ф. требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - Отмахова Л.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования не признал, указав, что истцом избран ненадлежащий способ защиты, так как требование прокурора обязать ОАО «РЖД» устранить нарушения на железнодорожных переездах не предусмотрено ни ст. 12 ГК РФ, ни действующим законодательством.. Истцом не представлены доказательства нарушения ОАО «РЖД» прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и не указано какие конкретно права и законные интересы, предусмотренные Конституцией РФ нарушаются и в чем выражаются данные нарушения. Факт отступления от правил содержания переездов не может служить бесспорным подтверждением ненадлежащего состояния пути и, как следствие, создания угрозы безопасности для неопределенного круга лиц. Основанием для обращения в суд с иском послужил акт осеннего комиссионного осмотра железнодорожных переездов по Называевской дистанции пути от 05.10.2010 года. Акт обследования железнодорожных переездов Называевской дистанции пути, не свидетельствует о нарушении ОАО «РЖД» законодательства РФ о безопасности движения на железнодорожном транспорте. Также ссылается на невозможность применения Закона РФ «О защите прав потребителей», поскольку указанный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями, под которыми закон понимает - организацию независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, выполняющих работы или оказывающих услуги потребителям по возмездному договору. Считает, что нарушения имеются, но устранение оставшихся замечаний, требует времени и изменения погодных условий.

Дополнительно представителем ответчика в судебном заседании подтверждено, что нарушения, установленные на момент рассмотрения спора, а именно, отсутствие настила на объектах: 2660 км, 4 км, 2672 км - действительно имеются.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.З ст.1 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон) функционирование железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе, исходя из принципа доступности, безопасности и качества услуг.

Частью 1 статьи 2 Закона безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта определяется как состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.

Требования ч. 2 ст. 20 Закона обязывает владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность.

В соответствии ч.1 ст. 10 Закона - проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе переездов, осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации и иных, не запрещенных законом источников.

Понятие безопасности, защищенности личности, человека сформулировано в соответствии со ст. 1 Закона РФ "О безопасности", где безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Согласно ст. 2 Закона РФ «О безопасности», граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности и обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 3 Закона законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и других федеральных законов. Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

Требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту переездов устанавливает Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденная МПС РФ 29.06.1998 №ЦП-556 (далее - Инструкция).

Так, согласно п.3.1Инструкции все обустройства переездов должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации,

настоящей Инструкции, типовых проектов, Правил дорожного движения Российской Федерации, ГОСТ 23457-86 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения", ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Согласно п. 3.3 Инструкции ЦП-566 на существующих переездах на протяжении не менее 10 м от крайнего рельса автомобильная дорога в продольном профиле должна иметь горизонтальную площадку или вертикальную кривую большого радиуса, или уклон, обусловленный превышением одного рельса над другим, когда пересечение находится в кривом участке пути.

Детальная техническая регламентация обустройства переездов предусмотрена пунктом 3.5 Инструкции ЦП-566, где указано, что направляющие столбики устанавливают с обеих сторон переезда на расстоянии от 2,5 до 16 м от крайних рельсов через каждые 1,5 м. С наружной стороны колеи настил должен быть в одном уровне с верхом головок рельсов. Не допускается отклонение верха головки рельсов, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2 см. Внутри колеи настил должен быть выше головок рельсов в пределах 1 - 3 см. На эксплуатируемых переездах до переустройства в плановом порядке возвышение настила внутри колеи допускается в пределах 3 - 4 см. В соответствии со СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" при расположении переездов в населенных пунктах и к ним автомобильной дороги, имеющей тротуары, переезды должны обустраиваться пешеходными дорожками по решению органов местного самоуправления и руководства дистанции пути. При наличии на таких переездах переездной сигнализации пешеходные дорожки оборудуются звуковой сигнализацией, дополнительно информирующей участников дорожного движения о запрещении движения через переезд.

Проверяя существо допущенного ответчиком нарушения, судом установлено, что пунктом 3.6 Инструкции ЦП-566 предусмотрено, что на подходах к переездам со стороны железной дороги устанавливаются постоянные предупредительные сигнальные знаки "С" о подаче машинистами поездов свистка, а со стороны автомобильной дороги перед всеми переездами без дежурного - предупреждающие дорожные знаки 1.3.1 "Однопутная железная дорога" или 1.3.2 "Многопутная железная дорога" и другие знаки. При наличии на переезде светофорной сигнализации знаки 1.3.1 и 1.3.2 устанавливаются на одной опоре со светофорами, а при ее отсутствии - на расстоянии не менее 20 м от ближнего рельса. Сигнальные знаки "С" устанавливают с правой стороны по ходу движения поездов на расстоянии 500 - 1500 м, а на перегонах, где обращаются поезда со скоростями более 120 км/ч, - на расстоянии 800 - 1500 м. Перед переездами без дежурных с неудовлетворительными условиями видимости, кроме того, должны устанавливаться дополнительные сигнальные знаки "С" на расстоянии 250 м от переезда (на перегонах, где обращаются поезда со скоростью более 120 км/ч, - на расстоянии 400 м).

В то же время в силу ч.2 ст.21 Федерального закона от 08.11.2007года № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

В судебном заседании установлено, что все спорные железнодорожные переезды принадлежат ОАО «Российские железные дороги», что подтверждается представленными суду свидетельствами о государственной регистрации права, инвентарными карточками учета объектов основных средств, карточками на железнодорожные переезды №

В ходе обследования железнодорожных переездов Омской дистанции пути, проведенного 05 октября 2010 года выявлены нарушения их эксплуатации, о чем составлен акт № Срок устранения этих нарушений определен комиссией до 15 -30 октября 2010года. Срок устранения по неровности настила по 2672 км ответчиками установлен до 30.06.2011года. №

При контрольной проверке проведенной 28 декабря 2010 года с участием представителей ОАО «РЖД» установлено частичное устранение замечаний, выявленных при комиссионном осмотре железнодорожных переездов, о чем также составлен акт № 6 № где отражены не устраненные замечания, необходимо:

- на 2660 км - настил 22 пути привести в соответствие с Типовым проектом ТП 501-01-6.89.

- на 4 км. путь на Красный Яр 36 - уложить настил в железнодорожном пути (колее) в соответствие с Типовым проектом ТП 501-01-6.89.

- на 2672 км. - устранить неровности сопряжения настила и автодороги в соответствии с ГОСТ Р 50597-93.

Между тем представителем ответчика в судебном заседании подтверждено, что нарушения, установленные на момент рассмотрения спора, а именно, отсутствие настила на объектах: 2660 км, 4 км, 2672 км - действительно имеются, и указанные обстоятельства им не оспаривались, каких-либо доказательств о их исправлении ответчиком не представлено.

Кроме того начальником Называевской дистанции пути Шишковым Д.А. представлено письменное подтверждение об указанных нарушениях, и, неисполнения этих работ. №

Проверяя доводы сторон о предоставлении срока исполнения работ до июня 2011 год, суд исходит из следующего, что основанием для обнаружения недостатков явился акт, составленный представителями структурных подразделений ответчик. Срок устранения нарушений ответчиками установлен самостоятельно. Указанный акт является локальным документом, не является предписанием государственного органа. В соответствии с пояснениями свидетеля С.А.Д. - начальника отделения ПДПС ГИБДД УВД по Омской области следует, что подписание акта представителем службы ГИБДД в составе комиссии подтверждает лишь состояние железнодорожных переездов, наличие нарушений, срок их устранения не обсуждался, не входит в его компетенцию, и подобные нарушения должны быть устранены немедленно, поскольку связаны с безопасностью движения..

Ссылка ответчика на невозможность проведения указанных работ по устранению нарушений ОАО «РЖД» в зимний период, укладка асфальта, грунтовых работ, - не может быть принята в связи с установленными грубейшими нарушением прав и интересов граждан, такие работы могут быть проведены в зимний период.. В связи с установленными обстоятельствами суд полагает, что возложение устранения установленного нарушения в виде устранения неровностей настила, необходимо возложить на ответчика безотносительно срока, поскольку на момент рассмотрения спора и обнаружения недостатка прошло достаточно времени, кроме того ответчиком самостоятельно установлен срок, без его обоснования и не предоставления доказательств его обоснованности в судебное заседание.

В материалах дела имеются схемы движения маршрутов № которые проходят через железнодорожные переезды, что свидетельствует о наличии движения через них пассажирского транспорта. Суд считает, что при установленных фактах нарушения требований законодательства по обеспечению безопасности на железнодорожных

переездах, создается угроза безопасности движения подвижного состава, жизни и здоровью пассажиров, а также лиц, проживающих вблизи железнодорожных путей и передвигающихся на общественном транспорте.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит требования Омского транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в судебном заседании с достоверностью установлено несоблюдение требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте, что создает угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц, проживающих либо находящихся вблизи железнодорожных переездов.

Кроме того, в соответствии Со ст. 98 ГПК РФ взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 2000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Омского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившееся в не приведении, состоящих на балансе общества железнодорожных переездов, в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» установить нарушения требований действующего законодательства выполнив на железнодорожных переездах Называевской дистанции пути следующее:

- на 2660 км - настил 22 пути привести в соответствие с Типовым проектом ТП 501-01-6.89.

- на 4 км. путь на Красный Яр 36. уложить настил в железнодорожном пути (колее) в соответствии с Типовым проектом ТП 501-01-6.89.

- на 2672 км. - устранить неровности сопряжения настила и автодороги в соответствии с ГОСТ Р 50597 - 93.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г.Омска в 10 дней.

Председательствующая

Крига Е.С.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200