Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации дело № 2 - 299/11
ЗАОЧНОЕ
город Омск 01 февраля 2011 года
Суд Ленинского района города Омска
председательствующий Небольсин Л.В.
секретарь Лыщенко С.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Шестакову О.В. о приостановке выбросов вредных веществ до получения разрешения на выброс, суд
У С Т А Н О В И Л:
Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обязать индивидуального предпринимателя Шестакова О.В. прекратить выброс вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов - пылегазоочистной установки, размещенной по адресу <адрес>, до получения разрешения на выброс, взыскать с ответчика госпошлину в доход местного бюджета.
Свои требования истец мотивировал тем, что проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель Шестаков О.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время арендует у ООО "Ф" нежилые помещения, на поэтажном плане строения под № 18, 20, 21, 22, 23 общей площадью 284,0 кв./м., находящиеся на первом этаже нежилого строения - производственный корпус -трехэтажное кирпичное здание с двухэтажным, трехэтажным и тремя одноэтажными пристроями, общей площадью 2784,50 кв.м., литеры В, В1, В2, ВЗ, В4, В5, расположенное по адресу: <адрес>. В арендованных помещениях Шестков О. В. разместил 5 деревообрабатывающих станков, оборудовал помещение вытяжнойпринудительной прямоточной вентиляцией. На улице рядом с зданием установил пылегазоочистную установку циклонного типа (далее - ПГУ). Паспорт на ПГУ не оформил, эффективность её работы не проверял. Пылегазоочистная установка эксплуатируется с ноября 2010 года по настоящее время, при этом осуществляется выброс в атмосферный воздух пыли древесной. Индивидуальным предпринимателем Шестаковым О.В., в нарушение ч.4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», с ноября 2010 года по настоящее время осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов - пылегазоочистной установки, размещенной в <адрес>, без соответствующего разрешения, нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ от стационарного источника выбросов специально уполномоченным органом не утверждены.
Представитель Омского межрайонного природоохранного прокурора Полубоярова О.В. исковые требования поддержала.
Ответчик Шестаков О.В. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представители Управления Росприроднадзора, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст.1065 ГК РФ Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Частью 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Из материалов дела следует, что проведенной прокурорской проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель Шестаков О.В. с 01.04.2010 по настоящее время арендует у ООО "Ф" нежилые помещения, указанные на поэтажном плане строения под № 18, 20, 21, 22, 23 общей площадью 284,0 кв./м., находящиеся на первом этаже нежилого строения - производственный корпус -трехэтажное кирпичное здание с двухэтажным, трехэтажным и тремя одноэтажными пристроями, общей площадью 2784,50 кв.м., литеры В, В1, В2, ВЗ, В4, В5, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.10-16(.
В арендованных помещениях Шестков О. В. разместил 5 деревообрабатывающих станков, оборудовал помещение вытяжной принудительной прямоточной вентиляцией. На улице рядом с зданием установил пылегазоочистную установку циклонного типа (далее - ПГУ). Паспорт на ПГУ не оформил, эффективность её работы не проверял. Пылегазоочистная установка эксплуатируется с ноября 2010 года по настоящее время, при этом осуществляется выброс в атмосферный воздух пыли древесной.
Индивидуальным предпринимателем Шестаковым О.В., в нарушение ч.4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», с ноября 2010 года по настоящее время осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов - пылегазоочистной установки, размещенной в <адрес>, без соответствующего разрешения, нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ от стационарного источника выбросов специально уполномоченным органом не утверждены.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями Шестакова О.В. от ДД.ММ.ГГГГ, информацией начальника центрального сектора управления государственного контроля Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Марилова А.М. от ДД.ММ.ГГГГ, договором аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО "Ф" и ИП Шестаковым О.В., объяснениями директора ООО "Ф" Т.Е.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, фотографиями (л.д.8-9).
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Пунктами 6, 8, 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» от 02.03.2000 № 183, установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (пункт 6).
Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности (пункт 8).
Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 5.3.15. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, названная служба выдает в установленном порядке разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ).
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области, в соответствии с подпунктом 80 пункта 10 Положения о Министерстве, утвержденного указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 № 61, с
30.06.2009, выполняет функцию выдачи разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным законодательством.
В нарушение ч.4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» с ноября 2010 года выброс вредных (загрязняющих) веществ от стационарного источника выбросов - пылегазоочистной установки, размещенной в <адрес>, без соответствующего разрешения, нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ от стационарного источника выбросов специально уполномоченным органом не утверждены.
Таким образом, для данного источника выбросов в установленном законом порядке не определено: какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве могут быть выброшены в атмосферный воздух, и это не повлечет за собой ухудшения экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей.
Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выброс вредных веществ без разрешения создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека, неопределенного круга лиц. Неполучение ответчиком разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, возможным превышением источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
На основании пункта 2 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Ответчик в суд не явился и не предоставил доказательств в обоснование своих доводов. В своем объяснении Омскому межрайонному природоохранному прокурору пояснил, что в арендованных помещениях разместил 5 деревообрабатывающих станков, оборудовал помещение вытяжной принудительной прямоточной вентиляцией. Разрешение на выброс вредных веществ от стационарного источника выбросов не получил, проект размещения производства по указанному адресу не разрабатывал. Степень негативного воздействия на окружающую среду и здоровья человека, размещением деревообрабатывающего производства не рассчитывал. В результате деревообработки образуются отходы древесины, коммунальные отходы, подобные бытовым, отходы тары от лакокрасочных материалов, промасленная ветошь. Учет количества и видов отходов, образовавшихся в результате его деятельности за период с апреля 2010 года по настоящее время, не ведет. Класс опасности образующихся на производстве отходов не определял. Паспорта на опасные отходы не оформил. Договор на вывоз отходов ни с кем не заключал.
На основании статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Учитывая собранные по делу доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Шестакова О.В. прекратить выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов- пылегазоочистной установки, размещенной в <адрес>, №, до получения разрешения на выброс.
Взыскать с Шестакова О.В. в доход местного бюджета госпошлину 2 000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Облсуд через суд Ленинского района г. Омска в течение 10 дней, а ответчиком не присутствующим в судебном заседании в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Судья Л.В.Небольсин
Мотивированное решение составлено 02 февраля 2011 года