ЗАОЧНОЕ
РЕШЕНИЕ Дело № 2-637/11
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Омска
В составе председательствующего судьи Р.В. Утенко
При секретаре судебного заседания Н.Ю. Хорошман
рассмотрел в открытом судебном заседании 03 февраля 2011 года гражданское дело по иску Миленина О.В. к Администрации г.Омска и Департаменту жилищной политики Администрации г.Омска о признании права пользования жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Миленин О.В. обратился в Ленинский районный суд г. Омска с иском к Администрации г. Омска, Департаменту жилищной политики Администрации г.Омска, в котором указал, что является военнослужащим и на основании решения жилищной комиссии войсковой части № *** от 12.07.2010 г. ему было выделено жилое помещение по адресу ***, куда истец вселился и проживает по настоящее время. Указанный дом передан в муниципальную собственность, в связи с чем между истцом и собственником в силу закона возникли отношения социального найма, однако при обращении к Администрации г.Омска по вопросу заключения договора социального найма, был получен отказ от собственника квартиры с указанием на наличие у супруги истца права пользования иным жилым помещением. Истец просит суд признать незаконным отказ Администрации г.Омска в лице Департамента жилищной политики Администрации г.Омска в заключении с ним договора социального найма и просит обязать ответчика заключить с ним договор социального найма квартиры по адресу ***.
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Н.Ю. Рева уточнили заявленные требования, указав, что признание за истцом права пользования квартирой на условиях социального найма в судебном порядке будет являться достаточным для защиты его права и его подтверждения. Наличие прав в отношении иного жилого помещения у жены истца не влечет за собой наличие права пользования этим помещением у О.В.Миленина.
Представители ответчиков - Администрации г.Омска и Департамента жилищной политики Администрации г.Омска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежаще.
Выслушав доводы истца и его представителя, изучив представленные доказательства, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что решением жилищной комиссии войсковой части № *** от 12.07.2010г. постановлено выделить Миленину О.В. на состав семьи из 1 человека однокомнатную квартиру по адресу *** за ее освобождением военнослужащим(л.д.10).
Данное распределение жилого помещения утверждено 11.10.2010 г. начальником *** гарнизона и согласовано с ФГУ Омская КЭЧ МО России(л.д.9) На основании Распоряжения Правительства РФ от 30.07.2005г. № ***, дом по адресу *** был передан в муниципальную собственность г. Омска (л.д.7).
Письмом зам.мэра г.Омска Т.А.Вижевитовой от 07 декабря 2010 г. Миленину В.О. отказано в заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение, поскольку жена ответчика - Миленина Е.Л. является нанимателем жилого помещения - квартиры по адресу *** (л.д.8)
Согласно п.5 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих», в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Соответственно за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей, освободившихся за их выездом, реализация которых не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилому фонду.
Ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в редакции от 20.05.2002г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации (данная позиция нашла свое отражение в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2006г., утв. Постановлением президиума ВС РФ от 07 и 14 июня 2006г.).
В силу вышеприведенной правовой позиции статус служебного жилья при передаче жилого дома, ранее находившегося в государственном жилищном фонде в муниципальную собственность, в силу закона автоматически был снят, соответственно жилищным правоотношениям применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие самого договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома или квартиры из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Военная служба, по смыслу п. Г ст. 59 и 71 Конституции РФ, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции РФ), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения. Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
Это корреспондирует ч. 2 ст. 6 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», согласно которой собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать внаем, аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
При таких обстоятельствах суд полагает, что истец в силу норм закона фактически приобрел право пользования жилым помещением на условиях социального найма, вне зависимости от заключения с ними договора собственником жилого помещения в письменном виде. При этом указанные в письме истцу зам.мэра г.Омска от 07 декабря 2010 г. обстоятельства о наличии у жены истца права пользования на условиях социального найма иным жилым помещением сами по себе на объем жилищных прав истца в отношении квартиры по адресу *** не имеют, поскольку указанная квартира в пользование Милениной Е.Л. не предоставлялась, доказательств наличия у истца права пользования истцом квартирой по адресу *** суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд:
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Миленина О.В. удовлетворить.
Признать Миленина О.В. приобретшим право пользования квартирой по адресу *** на условиях социального найма.
Не присутствовавшие в судебном заседании ответчики вправе подать в Ленинский суд г. Омска заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 03 февраля 2011 г.
Решение не вступило в законную силу