Дело № 2-268/11
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской ФедерацииЛенинский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Авдеевой Л.В.
при секретаре судебного заседания Матвеевой О.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании 27 января 2011 года
гражданское дело по иску Прокурора Ленинского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска, Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 108» о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского АО г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска, Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 108» о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска проверкой исполнения требований законодательства об обеспечении в образовательных учреждениях безопасных условий обучения в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №108» установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно предписанию Управления Роспотребнадзора по Омской области № от 05.04.2008 следует, что в указанном образовательном учреждении необходимо решить вопрос по горячему водоснабжению мест общего пользования (кабинеты физики, химии, черчения рисования, мастерские трудового обучения, туалеты, водоразборы); необходимо приобрести мебель групп №№ 2,3.
Согласно п. 1.7 Устава муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №108» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Предметом деятельности учреждения является образовательная деятельность.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №108» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии серии <данные изъяты> от 05.12.2006. Данная лицензия действительна до 05.12.2011 года.
Учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ
город Омск Омской области в лице департамента образования Администрации города Омска.
Согласно п. 5.1 Устава муниципального образовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 108» учредитель обеспечивает финансирование Учреждения в пределах выделенных бюджетных средств.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 108», осуществляя образовательную деятельность при наличии нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства, нарушает тем самым гарантированное государством право на безопасные условия обучения. В этой связи не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, мер по устранению нарушений, препятствующих созданию безопасных условий осуществления образовательной деятельности не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Вышеуказанные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства выявлялись органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора с апреля 2008 года, однако до сих пор не устранены, несмотря на то, что срок исполнения предписания в части приобретения мебели истек 01.10.2009 года, в части решения вопроса по горячему водоснабжению мест общего пользования - 05.04.2010 года. Неоднократные обращения администрации МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 108» к департаменту образования Администрации города Омска о необходимости произведения ремонтных работ, ни к какому результату не привели.
Поскольку учащиеся образовательного учреждения в силу несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Просит суд признать незаконным бездействие Администрации г. Омска, Департамента образования Администрации г. Омска, по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, препятствующие созданию в образовательном учреждении безопасных условий обучения. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 108», Администрацию г. Омска, департамент образования Администрации г. Омска, устранить нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства, а именно: решить вопрос по горячему водоснабжению мест общего пользования (кабинеты физики, химии, черчения рисования, мастерские трудового обучения, туалеты, водоразборы); приобрести мебель групп №№ 2, 3.
В судебном заседании представитель истца - Бородич А.С., поддержала заявленные требования в полном объеме по аналогичным основаниям.
Представитель Администрации г. Омска - Храмцов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, ссылаясь на то, что в соответствии с Уставом города Омска утвержденного Решением Омского городского Совета № от 20.09.1995 года основной задачей Администрации города Омска - является обеспечение функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования город Омск действующим законодательством, муниципальными правовыми актами. В соответствии с Положением «О департаменте образования Администрации города Омска» утвержденного постановлением Мэра города Омска № от 21.08.2006 года - департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования. Основными задачами департамента образования Администрации города Омска являются: обеспечение на территории города Омска соблюдения действующего законодательства в сфере образования; создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования; создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных образовательных учреждений. К функциям департамента образования Администрации города Омска по вопросам материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений относятся: организация и координация деятельности по укреплению материально-технической базы подведомственных муниципальных учреждений; подготовка предложений по формированию муниципального заказа на обеспечение деятельности подведомственных муниципальных учреждений и осуществление контроля за его выполнением, внесение предложений в Сводный план закупок города Омска; осуществление контроля за проведением ремонтных работ на объектах подведомственных муниципальных учреждений, в необходимых случаях самостоятельно выступает заказчиком на выполнение ремонтных работ; в сфере Финансово-экономической деятельности департамент образования осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Решением Омского городского Совета «О бюджете на 2010 год» утвержден перечень главных распорядителей средств бюджета города Омска, к числу которых также относится департамент образования Администрации города Омска. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований
своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Полагает, что Администрацией города Омска исполнена обязанность по финансированию муниципальных образовательных учреждений, в связи с чем, считает Администрацию города Омска ненадлежащим ответчиком.
Представитель Департамента образования Администрации г. Омска - Лаврентьева О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в части признания незаконным их бездействия, ссылаясь на то, что Управлением Роспотребнадзора по Омской области 05.04.2008 года в отношении МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 108» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства. В настоящее время устранено большинство недостатков, в связи с чем полагает, что Департамент образования Администрации города Омска не бездействует. Кроме того, указала, что, действительно, в МОУ «СОШ №108» необходимо решить вопрос по горячему водоснабжению мест общего пользования (кабинеты физики, химии, черчения рисования, мастерские трудового обучения, туалеты, водоразборы); а также необходимо приобрести мебель групп №№ 2,3, но устранение данных недостатков требует серьезных финансовых вложений, а кроме того, производство данных работ невозможно в зимний период времени, в связи с чем просит предоставить срок для выполнения указанных работ до 01.09.2011 года - до начала нового учебного года.
Представитель Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 108» - Кузнецова Л.И., действующая на основании приказа Департамента образования Администрации города Омска № от 14.06.2007 года о назначении ее директором школы, в судебном заседании заявленные исковые требования признала в полном объеме, пояснив, что согласно предписанию Управления Роспотребнадзора по Омской области № 1068 от 05.04.2008 в их образовательном учреждении необходимо решить вопрос по горячему водоснабжению мест общего пользования (кабинеты физики, химии, черчения рисования, мастерские трудового обучения, туалеты, водоразборы); необходимо приобрести мебель групп №№ 2,3. устранение указанных нарушений требует значительного вложения денежных средств, в связи с чем Учреждение неоднократно обращалось в департамент образования Администрации города Омска с просьбой выделить необходимые денежные средства, однако, до настоящего времени средства не выделены. В связи с чем просит предоставить срок для выполнения указанных работ до 01.09.2011 года..
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, подписанной от имени СССР 26.01.1990, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990, действующей на территории РФ, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
В силу ст. 6 Конвенции государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
С учетом требований международного законодательства в ст. 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 закреплено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Статьей 32 указанного Закона РФ образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работников образовательного учреждения.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. 24.04.2008) «Об образовании», подпунктом «е» пункта 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 соответствие зданий и помещений, в которых осуществляется образовательный процесс, требованиям пожарной безопасности является обязательным условием для получения разрешения на осуществление образовательной деятельности.
Исходя из вышеуказанных требований законодательства в образовательном учреждении должны быть созданы условия, безопасные для жизни и здоровья обучающихся и работников.
В судебном заседании установлено, что в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 108» установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно предписанию Управления Роспотребнадзора по Омской области № от 05.04.2008 года (л.д.27-29), в указанном образовательном учреждении необходимо решить вопрос по горячему водоснабжению мест общего пользования (кабинеты физики, химии, черчения рисования, мастерские трудового обучения, туалеты, водоразборы); необходимо приобрести мебель групп №№ 2,3 (пункты 1,5).
Согласно ст.ст. 1, 39 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно - эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические или иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан,
индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 2.4.2. санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 44 от 28.11.2002, каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся про изводится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
На основании п. 2.3.23. СанПиН 2.4.2.1178-02, на каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов определяется из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв.м. на одного обучающегося. Для персонала выделяется отдельный санузел. Для обучающихся II и III ступеней обучения организуются комнаты личной гигиены для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 кв.м. Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них. На каждом этаже предусматриваются помещения, оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки уборочного инвентаря,
приготовления дезинфекционных растворов.
Согласно п. 2.7.5. СанПиН 2.4.2.1178-02, холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета.
Согласно п.1.7 Устава (л.д.9-24) муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 108» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Предметом деятельности учреждения является образовательная деятельность.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 108» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии серии <данные изъяты> от 05.12.2006. Данная лицензия действительна до 05.12.2011 года.
Учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области в лице департамента образования Администрации города Омска.
Согласно п. 5.1 Устава муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 108» учредитель обеспечивает финансирование Учреждения в пределах выделенных бюджетных средств.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств.
Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании» финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов должно осуществляться из местных бюджетов.
Указание на обязанность осуществления финансирования содержания зданий и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений из местного бюджета помимо ст. 29 Закона РФ «Об образовании» содержится в ст. 31 данного закона.
Статьей 39 Закона «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем.
Статьей 31 Закона РФ «Об образовании», статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. 10.06.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.
В статье 31 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям районов и городских округов.
Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений также в ходе осуществления ими образовательной деятельности, в связи с чем суд не принимает во внимание довод представителя ответчика о том, что Администрация г.Омска является ненадлежащим ответчиком, а обязанность по финансированию муниципального образовательного учреждения должна быть возложена на департамент образования Администрации города Омска.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 108», осуществляя образовательную деятельность при наличии нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства, нарушает тем самым гарантированное государством право на безопасные условия обучения. В этой связи не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, мер по устранению нарушений, препятствующих созданию безопасных условий осуществления
образовательной деятельности не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Вышеуказанные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства выявлялись органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора с апреля 2008 года, однако до сих пор не устранены, несмотря на то, что срок исполнения предписания в части приобретения мебели истек 01.10.2009 года, в части решения вопроса по горячему водоснабжению мест общего пользования - 05.04.2010 года.
Судом установлено, что администрация МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 108» обращалась к департаменту образования Администрации города Омска о необходимости производства ремонтных работ, что подтверждается представленным суду ходатайством от 30.09.2010 года (л.д.25) о необходимости заложить в смету доходов-расходов на 2011 год бюджетные ассигнования на выполнение мероприятий по устранению недостатков указанных в предписании Управления Роспотребнадзора по Омской области.
Как следует из сообщения Департамента образования Администрации города Омска от 25.10.2010 года (л.д.26) в проект плана ремонтных работ Департамента образования Администрации города Омска на 2011 год включены указанные работы.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает необходимым исковые требования прокурора Ленинского АО г. Омска удовлетворить, признав незаконным бездействие Администрации г. Омска, Департамента образования Администрации г. Омска, по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, препятствующих созданию в образовательном учреждении безопасных условий обучения.
Исходя из характера нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, учитывая, что в зимний период времени затруднительно проведение работ по обеспечению горячим водоснабжением мест общего пользования, а также невозможность приостановления учебного процесса с целью производства работ, суд полагает возможным удовлетворить просьбу МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 108» и Департамента образования Администрации города Омска, обязав их устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, указанных в предписании Управления Роспотребнадзора по Омской области № от 05.04.2008 года, а именно: обеспечить горячее водоснабжение мест общего пользования (кабинеты физики, химии, черчения рисования, мастерские трудового обучения, туалеты, водоразборы), приобрести мебель групп №№ 2,3, в срок до 01 сентября 2011 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с чем, сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с ответчиков в доход местного бюджета составляет - 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Ленинского АО г. Омска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации г. Омска, Департамента образования Администрации г. Омска, по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, препятствующих созданию в образовательном учреждении безопасных условий обучения.
Обязать Администрацию г. Омска, Департамент образования Администрации г. Омска, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 108» устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства: обеспечить горячее водоснабжение мест общего пользования (кабинеты физики, химии, черчения рисования, мастерские трудового обучения, туалеты, водоразборы), приобрести мебель групп №№ 2,3, в срок до 01 сентября 2011 года.
Взыскать в равных долях с Администрации города Омска, Департамента образования администрации города Омска, Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 108» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере400 (четыреста) руб.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение 10 дней.
Судья -
Мотивированное решение изготовлено 01.02.2011 года.
Решение вступило в законную силу 14.02.2011 года.