№ 2-876/11 по иску Прокурора ЛАО г. Омска к Администрации г. Омска, Департ. образ. адм. г. Омска, МОУ `СОШ № 125` о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности



Дело № 2-876/11

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Авдеевой Л.В.

при секретаре судебного заседания Матвеевой О.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании 09 февраля 2011 года

гражданское дело по иску Прокурора Ленинского административного округа г. Омска к Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска, Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 125» о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского АО г. Омска обратился в суд с иском к Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска, Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 125» о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.

В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска проверкой исполнения требований законодательства об обеспечении в образовательных учреждениях безопасных условий обучения в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 125» установлены нарушения требований пожарной безопасности. Согласно акту территориального отдела государственного пожарного надзора Ленинского административного округа г. Омска УГПН МЧС России № 417 от 17.08.2010 г., в указанном образовательном учреждении не выполнены ограждающие конструкции шахты грузового лифта в соответствии с требованиями, предъявляемыми к перегородкам l-го типа и перекрытиям 3-го типа (СНиП 21-01-97* п. 7.22, 7.18); лестничная клетка не отделена от примыкающих помещений дверьми с приспособлениями для самозакрывания с уплотнениями в притворах (СНиП 21-01-97* п. 6.34, 6.18); пожарные шкафы не выполнены в соответствии с НПБ 151-2000 п. 1.1; двери книгохранилища, склада не выполнены с пределом огнестойкости EI-30 (СНиП 21-01-97* п. 5.14); перегородка между спортивным залом и кабинетом вахтеров не выполнена с пределом огнестойкости EI-30 (СНиП 21-01-97* п. 5.14); не обеспечен проезд для пожарных машин по дороге с твердым покрытием вокруг здания школы, не выполнено расстояние от края проезда до стены здания не менее 5 метров.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 125», осуществляя образовательную деятельность при наличии нарушений требований пожарной безопасности, нарушает тем самым гарантированное государством право на безопасные условия обучения. В этой связи не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, мер по устранению нарушений,
препятствующих созданию безопасных условий осуществления образовательной деятельности, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности выявлялись органом государственного пожарного надзора с 2006 года, однако до сих пор не устранены. Неоднократные обращения администрации МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 125» к департаменту образования Администрации города Омска о необходимости произведения ремонтных работ, ни к какому результату не привели.

Поскольку учащиеся образовательного учреждения в силу несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Просит суд признать незаконным бездействие Администрации г. Омска, Департамента образования Администрации г. Омска, по устранению нарушений требований пожарной безопасности, препятствующие созданию в образовательном учреждении безопасных условий обучения. Обязать Администрацию г. Омска, Департамент образования Администрации г. Омска, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 125» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: выполнить ограждающие конструкции шахты грузового лифта в соответствии с требованиями, предъявляемыми к перегородкам l-го типа и перекрытиям 3-го типа; лестничную клетку отделить от примыкающих помещений дверьми с приспособлениями для самозакрывания с уплотнениями в притворах; пожарные шкафы выполнить в соответствии с НПБ 151-2000 п. 1.1; двери книгохранилища, склада выполнить с пределом огнестойкости EI-30; перегородку между спортивным залом и кабинетом вахтеров выполнить с пределом огнестойкости EI-30; обеспечить проезд для пожарных машин по дороге с твердым покрытием вокруг здания школы, выполнить расстояние от края проезда до стены здания не менее 5 метров.

В судебном заседании представитель истца - Бородич А.С., поддержала заявленные требования в полном объеме по аналогичным основаниям.

Представитель Администрации г. Омска - Храмцов В.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в соответствии с Уставом города Омска утвержденного Решением Омского городского Совета № от 20.09.1995 года основной задачей Администрации города Омска - является обеспечение функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования город Омск действующим законодательством, муниципальными правовыми актами. В соответствии с Положением «О департаменте образования Администрации города Омска» утвержденного постановлением Мэра города Омска № от 21.08.2006 года - департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования. Основными задачами департамента образования Администрации города Омска являются: обеспечение на территории города Омска соблюдения действующего законодательства в сфере образования; создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования; создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных образовательных учреждений. К функциям департамента образования Администрации города Омска по вопросам материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений относятся: организация и координация деятельности по укреплению материально-технической базы подведомственных муниципальных учреждений; подготовка предложений по формированию муниципального заказа на обеспечение деятельности подведомственных муниципальных учреждений и осуществление контроля за его выполнением, внесение предложений в Сводный план закупок города Омска; осуществление контроля за проведением ремонтных работ на объектах подведомственных муниципальных учреждений, в необходимых случаях самостоятельно выступает заказчиком на выполнение ремонтных работ; в сфере Финансово-экономической деятельности департамент образования осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Решением Омского городского Совета «О бюджете на 2010 год» утвержден перечень главных распорядителей средств бюджета города Омска, к числу которых также относится департамент образования Администрации города Омска. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Полагает, что Администрацией города Омска исполнена обязанность по финансированию муниципальных образовательных учреждений, в связи с чем, считает Администрацию города Омска ненадлежащим ответчиком.

Представитель Департамента образования Администрации г. Омска - Ефременко Д.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признал в части признания незаконным их бездействия, ссылаясь на то, что Территориальным отделом ГПН Ленинского АО г. Омска 18.08.2010 года в отношении МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 125» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. В настоящее время принимаются меры к устранению недостатков, в связи с чем полагает, что Департамент образования Администрации города Омска не бездействует. Однако, устранение всех недостатков требует серьезных финансовых вложений, в связи с чем просит предоставить срок для выполнения указанных работ до 01.09.2011 года - до начала нового учебного года.

Представитель Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 125» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, подписанной от имени СССР 26.01.1990, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990, действующей на территории РФ, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

В силу ст. 6 Конвенции государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

С учетом требований международного законодательства в ст. 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № закреплено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Статьей 32 указанного Закона РФ образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работников образовательного учреждения.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № (в ред. 24.04.2008) «Об образовании», подпунктом «е» пункта 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № соответствие зданий и помещений, в которых осуществляется образовательный процесс, требованиям пожарной безопасности является обязательным условием для получения разрешения на осуществление образовательной деятельности.

Исходя из вышеуказанных требований законодательства в образовательном учреждении должны быть созданы условия, безопасные для жизни и здоровья обучающихся и работников.

В судебном заседании установлено, что в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно не выполнены ограждающие конструкции шахты грузового лифта в соответствии с требованиями, предъявляемыми к перегородкам l-го типа и перекрытиям 3-го типа (СНиП 21-01-97* п. 7.22, 7.18); лестничная клетка не отделена от примыкающих помещений дверьми с приспособлениями для самозакрывания с уплотнениями в притворах (СНиП 21-01-97* п. 6.34, 6.18); пожарные шкафы не выполнены в соответствии с НПБ 151-2000 п. 1.1; двери книгохранилища, склада не выполнены с пределом огнестойкости EI-30 (СНиП 21-01-97* п. 5.14); перегородка между спортивным залом и кабинетом вахтеров не выполнена с пределом огнестойкости EI-30 (СНиП 21-01-97* п. 5.14); не обеспечен проезд для пожарных машин по дороге с твердым покрытием вокруг здания школы, не выполнено расстояние от края проезда до стены здания не менее 5 метров, что подтверждается актом территориального отдела государственного пожарного надзора Ленинского административного округа г. Омска УГПН МЧС России № от 17.08.2010 г. (л.д. 9-10).

Согласно предписанию Территориального отдела ГПН Ленинского АО г. Омска № от 18.08.2010 года (л.д. 11-12) МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 125» обязана устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в срок до 01.02.2011 года.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Нарушение правил пожарной безопасности в образовательных учреждениях является обстановкой, создающей опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N2 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

В п. 4 Правил установлено, что руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Согласно п. 34 Правил противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Согласно п. 1. 7 Устава муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 125» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Предметом деятельности учреждения является образовательная деятельность.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 125» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии серии <данные изъяты> от 22.11.2006. Данная лицензия действительна до 22.11.2011.

Учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области в лице департамента образования Администрации города Омска.

Согласно п. 5.1 Устава муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 125» учредитель обеспечивает финансирование Учреждения в пределах выделенных бюджетных средств.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств.

Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании» финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов должно осуществляться из местных бюджетов.

Указание на обязанность осуществления финансирования содержания зданий и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений из местного бюджета помимо ст. 29 Закона РФ «Об образовании» содержится в ст. 31 данного закона.

Статьей 39 Закона «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения,
используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании», статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. 10.06.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.

В статье 31 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям районов и городских округов.

Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут
бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений также в ходе осуществления ими образовательной деятельности, в связи с чем суд не принимает во внимание довод представителя ответчика о том, что Администрация г. Омска является ненадлежащим ответчиком, а обязанность по финансированию муниципального образовательного учреждения должна быть возложена на департамент образования Администрации города Омска.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №125», осуществляя образовательную деятельность при наличии нарушений требований пожарной безопасности, нарушает тем самым гарантированное государством право на безопасные условия обучения. В этой связи не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, мер по устранению нарушений,
препятствующих созданию безопасных условий осуществления образовательной деятельности, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности выявлялись органом государственного пожарного надзора с 2006 года, однако до настоящего времени не устранены.

Судом установлено, что администрация МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 125» неоднократно обращалась к департаменту образования Администрации города Омска о необходимости произведения ремонтных работ (л.д. 42-45).

Как следует из сообщения Департамента образования Администрации города Омска от 29.09.2009 года (л.д. 42) вопрос о выделении бюджетных ассигнований по статье ЭК 290.09.01 «Прочие расходы» будет решен в ходе исполнения бюджета 2010 года путем вынесения на рассмотрение Омского городского Совета в четвертом квартале 2010 года. Вопрос о выделении финансирования на оплату будет рассматриваться по мере поступления доходов в бюджет города Омска после поступления исполнительного документа в департамент финансов и контроля Администрации города Омска.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает необходимым исковые требования прокурора Ленинского АО г. Омска удовлетворить, признав незаконным бездействие Администрации г. Омска, Департамента образования Администрации г. Омска, по устранению нарушений пожарной безопасности.

Исходя из характера нарушений требований пожарной безопасности, учитывая, что устранение всех недостатков требует серьезных финансовых вложений, а также невозможность приостановления учебного процесса с целью производства работ, суд полагает возможным удовлетворить просьбу Департамента образования Администрации города Омска, обязав ответчиков устранить нарушения требований пожарной безопасности, указанных в предписании Территориального отдела ГПН Ленинского АО г. Омска № от 18.08.2010 года, а именно: выполнить ограждающие конструкции шахты грузового лифта в соответствии с требованиями, предъявляемыми к перегородкам l-го типа и перекрытиям 3-го типа; лестничную клетку отделить от примыкающих помещений дверьми с приспособлениями для самозакрывания с уплотнениями в притворах; пожарные шкафы выполнить в соответствии с НПБ 151-2000 п. 1.1; двери книгохранилища, склада выполнить с пределом огнестойкости EI-30; перегородку между спортивным залом и кабинетом вахтеров выполнить с пределом огнестойкости EI-30; обеспечить проезд для пожарных машин по дороге с твердым покрытием вокруг здания школы, выполнить расстояние от края проезда до стены здания не менее 5 метров, в срок до 01 сентября 2011 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, сумма государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчиков в местный бюджет составляет - 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Ленинского АО г. Омска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Омска, Департамента образования Администрации г. Омска, по устранению нарушений требований пожарной безопасности, препятствующие созданию в образовательном учреждении безопасных условий обучения.

Обязать Администрацию г. Омска, Департамент образования Администрации г. Омска, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 125» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: выполнить ограждающие конструкции шахты грузового лифта в соответствии с требованиями, предъявляемыми к перегородкам l-го типа и перекрытиям 3-го типа; лестничную клетку отделить от примыкающих помещений дверьми с приспособлениями для самозакрывания с уплотнениями в притворах; пожарные шкафы выполнить в соответствии с НПБ 151-2000 п. 1.1; двери книгохранилища, склада выполнить с пределом огнестойкости EI-30; перегородку между спортивным залом и кабинетом вахтеров выполнить с пределом огнестойкости EI-30; обеспечить проезд для пожарных машин по дороге с твердым покрытием вокруг здания школы, выполнить расстояние от края проезда до стены здания не менее 5 метров, в срок до 01 сентября 2011 года.

Взыскать с Администрации города Омска, Департамента образования администрации города Омска, Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 125» в равных долях государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 (четыреста) руб.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в 10 дней.

Судья -

Мотивированное решение изготовлено 10.02.2011 года.

Решение не вступило в законную силу.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200