Дело № 2-355/11
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской ФедерацииЛенинский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Крига Е.С.
с участием прокурора Уточенко Е.В.
при секретаре судебного заседания Воротниковой О.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании 21 февраля 2011 года
гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска, Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 148» о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского АО г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Омска, Департаменту образования Администрации г. Омска, Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 148» о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.
В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска проверкой исполнения требований законодательства об обеспечении в образовательных учреждениях безопасных условий обучения в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 148» установлены нарушения требований пожарной безопасности.
Согласно акту территориального отдела государственного пожарного надзора ЛАО г. Омска от 13.08.2009г. следует, что в указанном образовательном учреждении двери на путях эвакуации не выполнены открывающимися по направлению выхода из здания; лестничные клетки не отделены от примыкающих коридоров дверями с приспособлениями для самозакрывания с уплотнениями в притворах.
Согласно п. 1.7 Устава муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 148» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Предметом деятельности учреждения является образовательная деятельность.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 148» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии серии №. Данная лицензия действительна до 22.11.2011 года.
Учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ
город Омск Омской области в лице департамента образования Администрации города Омска.
Согласно п. 5.1 Устава муниципального образовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 148» учредитель обеспечивает финансирование Учреждения в пределах выделенных бюджетных средств.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 148», осуществляя образовательную деятельность при наличии нарушений требований пожарной безопасности, нарушает тем самым гарантированное государством право на безопасные условия обучения. В этой связи не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, мер по устранению нарушений, препятствующих созданию безопасных условий осуществления образовательной деятельности не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности выявлялись органом государственного пожарного надзора с 2009 года, однако до сих пор не устранены, несмотря на то, что срок устранения данных нарушений истек 01.08.2010 года. Неоднократные обращения администрации МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 148» к департаменту образования Администрации города Омска о необходимости произведения ремонтных работ, ни к какому результату не привели.
Поскольку учащиеся образовательного учреждения в силу несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Просит суд признать незаконным бездействие Администрации г. Омска, Департамента образования Администрации г. Омска, по устранению нарушений требований пожарной безопасности, препятствующие созданию в образовательном учреждении безопасных условий обучения. Обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 148», Администрацию г. Омска, департамент образования Администрации г. Омска, устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: двери на путях эвакуации выполнить открывающимися по направлению выхода из здания, лестничные клетки отделить от примыкающих коридоров дверями с приспособлениями для самозакрывания с уплотнениями в притворах.
В судебном заседании представитель истца - Уточенко Е.В. требования уточнила, просит обязать ответчиков устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: лестничные клетки отделить от примыкающих коридоров дверями с приспособлениями для самозакрывания с уплотнениями в притворах
Представитель Администрации г. Омска - Ефременко Д.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, ссылаясь на то, что в соответствии с Уставом города Омска утвержденного Решением Омского городского Совета № от 20.09.1995 года основной задачей Администрации города Омска - является обеспечение функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования город Омск действующим законодательством, муниципальными правовыми актами. В соответствии с Положением «О департаменте образования Администрации города Омска» утвержденного постановлением Мэра города Омска №-П от 21.08.2006 года - департамент образования Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования. Основными задачами департамента образования Администрации города Омска являются: обеспечение на территории города Омска соблюдения действующего законодательства в сфере образования; создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией РФ и законодательством РФ об образовании прав граждан на получение образования; создание необходимых условий для материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных образовательных учреждений. К функциям департамента образования Администрации города Омска по вопросам материально-технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений относятся: организация и координация деятельности по укреплению материально-технической базы подведомственных муниципальных учреждений; подготовка предложений по формированию муниципального заказа на обеспечение деятельности подведомственных муниципальных учреждений и осуществление контроля за его выполнением, внесение предложений в Сводный план закупок города Омска; осуществление контроля за проведением ремонтных работ на объектах подведомственных муниципальных учреждений, в необходимых случаях самостоятельно выступает заказчиком на выполнение ремонтных работ; в сфере Финансово-экономической деятельности департамент образования осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Решением Омского городского Совета «О бюджете на 2010 год» утвержден перечень главных распорядителей средств бюджета г.Омска, к числу которых также относится департамент образования Администрации города Омска. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Полагает, что Администрацией города Омска исполнена обязанность по финансированию муниципальных образовательных учреждений, в связи с чем, считает Администрацию города Омска ненадлежащим ответчиком.
Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 148» - Леневич Л.И., в судебном заседании заявленные исковые требования признала в полном объеме, просит предоставить срок для выполнения указанных работ до 01.09.2011 года - до начала нового учебного года.
Представитель Департамента образования Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, подписанной от имени СССР 26.01.1990, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990, действующей на территории РФ, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
В силу ст. 6 Конвенции государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
С учетом требований международного законодательства в ст. 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 закреплено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Статьей 32 указанного Закона РФ образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работников образовательного учреждения.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. 24.04.2008) «Об образовании», подпунктом «е» пункта 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 соответствие зданий и помещений, в которых осуществляется образовательный процесс, требованиям пожарной безопасности является обязательным условием для получения разрешения на осуществление образовательной деятельности.
Исходя из вышеуказанных требований законодательства в образовательном учреждении должны быть созданы условия, безопасные для жизни и здоровья обучающихся и работников. На создание безопасных условий обучения и содержания направлены положения законодательства о пожарной безопасности.
В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиками, что в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 148» установлены нарушения требований пожарной безопасности.
Согласно акту территориального отдела государственного пожарного надзора Ленинского административного округа г. Омска от 13.08.2009г. №, в указанном образовательном учреждении двери на путях эвакуации не выполнены открывающимися по направлению выхода из здания, лестничные клетки не отделены от примыкающих коридоров дверями с приспособлениями для самозакрывания с уплотнениями в притворах.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ от 06.03.2006г. № 35 -ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в РФ основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Нарушение правил пожарной безопасности в образовательных учреждениях является обстановкой, создающей опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03).
На основании п. 4 Правил установлено, что руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных фактов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Согласно п. 34 Правил противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
Согласно п.1.7 Устава № МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 148» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Предметом деятельности учреждения является образовательная деятельность.
МОУ «СОШ № 148» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии серии №. Данная лицензия действительна до 22.11.2011 года.
Учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области в лице департамента образования Администрации города Омска.
Согласно п. 5.1 Устава МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 148» учредитель обеспечивает финансирование Учреждения в пределах выделенных бюджетных средств.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств.
Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании» финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов должно осуществляться из местных бюджетов.
Указание на обязанность осуществления финансирования содержания зданий и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений из местного бюджета помимо ст. 29 Закона РФ «Об образовании» содержится в ст. 31 данного закона.
Статьей 39 Закона «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем.
Статьей 31 Закона РФ «Об образовании», статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. 10.06.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.
В статье 31 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям районов и городских округов.
Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений также в ходе осуществления ими образовательной деятельности, в связи с чем суд не принимает во внимание довод представителя ответчика о том, что Администрация г. Омска является ненадлежащим ответчиком, а обязанность по финансированию муниципального образовательного учреждения должна быть возложена на департамент образования Администрации города Омска.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 148», осуществляя образовательную деятельность при наличии нарушений пожарной безопасности, нарушает тем самым гарантированное государством право на безопасные условия обучения. В этой связи не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, мер по устранению нарушений, препятствующих созданию безопасных условий осуществления образовательной деятельности не соответствует требованиям законодательства РФ.
Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности выявлялись органом государственного пожарного надзора с 2009 года, однако до сих пор не устранены, несмотря на то, что срок исполнения предписания в части приобретения мебели истек 01.08.2010 г..
Из акта ГУ МЧС России по Омской области № следует, что двери на путях эвакуации в здании МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 148» открываются по направлению выхода из здания.
Как следует из сообщения Департамента образования Администрации города Омска в проект плана ремонтных работ Департамента образования Администрации города Омска на 2011 год включены указанные работы.
Согласно ст. 39, 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, который судом принимается, если это не противоречит закону и материалам гражданского дела.
Признание иска судом принимается, так как это не противоречит закону и материалам гражданского дела.
Признание иска совершается добровольно, представитель ответчика понимает значение и последствия указанных действий, права и интересы других лиц не нарушаются, последствия признания иска ответчикам разъяснены.
Оценив в совокупности представленные доказательства, признание иска ответчиками, суд полагает необходимым исковые требования прокурора Ленинского АО г. Омска удовлетворить, признав незаконным бездействие Администрации г. Омска, Департамента образования Администрации г. Омска, по устранению нарушений требований пожарной безопасности, препятствующих созданию в образовательном учреждении безопасных условий обучения.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с чем, сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с ответчиков в доход местного бюджета составляет - 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Ленинского АО г. Омска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации г. Омска, Департамента образования Администрации г. Омска, по устранению нарушений требований пожарной безопасности, препятствующих созданию в образовательном учреждении безопасных условий обучения.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 148», Администрацию г. Омска, Департамент образования Администрации г. Омска устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: лестничные клетки отделить от примыкающих коридоров дверями с приспособлениями для самозакрывания с уплотнениями в притворах в срок до 01 сентября 2011 года.
Взыскать в равных долях с Администрации города Омска, Департамента образования администрации города Омска, Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 148» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере400 (четыреста) руб.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение 10 дней.
Судья - Е.С. Крига