Дело № 2-4155/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«30» декабря 2010 года г. Омск
Ленинский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Белоус О.В.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ванжи С.А. к Радионовой Р.А. о возложении обязанности сноса возведенного объекта (лестницы),
УСТАНОВИЛ:
Ванжа С.А. обратился в Ленинский районный суд г. Омска с иском к Радионовой Р.А. о возложении обязанности сноса возведенного объекта. В обоснование заявленных требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 91,0 кв.м., номера на поэтажном плане: 1-6, 16, литера А, находящееся в подвале жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 16.11.2000 года. На первом этаже жилого дома №, <адрес>, над его нежилым помещением, ранее располагалось жилое помещение - квартира №, собственником которой является ответчик. В настоящее время ответчик осуществила перевод квартиры № из жилого помещения в нежилое. При перепланировке квартиры №, ответчиком был выстроен отдельный вход и возведена лестница, выходящая на <данные изъяты>. В соответствии с техническим паспортом и фактически из принадлежащего истцу подвального помещения выходит четыре окна на <данные изъяты>, одно окно в настоящее время ответчик закрыл возведенной лестницей. Полагает, что своими действиями ответчик создает ему препятствия в пользовании принадлежащим ему нежилым помещением, так как выстроенная Радионовой Р.А. лестница расположена таким образом, что закрывает обзор из окна. Поскольку помещение подвальное, закрытый обзор одного окна наносит существенные неудобства, а также нарушает его законные права, в связи с чем, полагает, что ответчик неправомерно возвела лестницу. Просит суд обязать Радионову Р.А. за счет собственных средств, собственными силами снести лестницу, пристроенную к нежилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>.
Впоследствии истец Ванжа С.А. уточнил заявленные исковые требования, просил суд обязать Радионову Р.А. за счет собственных средств, собственными силами снести лестницу, пристроенную к нежилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>. взыскать с Радионовой Р.А. в его пользу судебные расходы, понесенные в связи с оказанием услуг представителя в сумме 20 000 рублей.
Истец Ванжа С.А. в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Адиканко Е.Н. исковые требования, заявленные Ванжой С.А., поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что устройством отдельного входа с пристройкой лестницы были нарушены строительные нормы и правила, а также затронуты права и интересы истца, поскольку в настоящее время место под лестницей является местом для сборища асоциальных элементов, в связи с чем, приходится обращаться в милицию. Помещение стало менее охраняемым, и более подвержено риску проникновения третьих лиц. Кроме того, помещение в настоящее время из-за установленной лестницы фактически лишено естественного освещения, что лишает возможности перепрофилировать помещение под использование в иных целях, например, в парикмахерскую или швейный цех, в которых уровень освещения имеет значение. В настоящее время нежилое помещение используется истцом под магазин. Полагает, что ответчик должна была согласовать с истцом устройство лестницы, так как она прикреплена к фасаду здания, которое является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома. Полагает также, что ответчик должна была получить разрешение на строительство, поскольку возведенная лестница является самостоятельным объектом и ведет к реконструкции жилого дома. Кроме того, разрешение на строительство выдается при наличии правоустанавливающего документа на земельный участок. Реконструкция объекта капитального строительства ведется с разрешения всех собственников помещений, для чего необходимо получить решение собственников помещений многоквартирного дома. Просил иск Ванжи С.А. о возложении на Радионову Р.А. обязанности по сносу возведенной лестницы и взыскании с неё понесенных истцом судебных расходов в сумме 20 000 рублей удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Радионова Р.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежаще, причину неявки не сообщила.
Представитель ответчика по доверенности Иванова Н.М. исковые требования Ванжи С.А. о возложении на Радионову Р.А. обязанности по сносу возведенного строения-лестницы не признала, полагала не подлежащими удовлетворению, как не основанными на законе. Считает, что истец не привел допустимых, достоверных доказательств нарушения его законных прав и интересов. Правомерность действий Родионовой Р.А. подтверждается полученным ею Распоряжением Администрации Ленинского АО г. Омска № от 21.05.2009 г., которым Радионовой Р.А. разрешена перепланировка и переустройство квартиры № в <адрес> под магазин непродовольственных товаров согласно проекту, согласованному в установленном законом порядке. Согласно проекту перепланировка и переустройство квартиры № в <адрес>, предусмотрено устройство отдельного входа с <данные изъяты> в г. Омске. Администрация Ленинского АО г. Омска в соответствии с подпунктом 8 пункта 20 Положения об администрации административного округа города Омска, утвержденного постановлением Мэра города Омска от 31.12.2008 г. № 1198-п «Об администрации административного округа города Омска», согласно возложенных на нее полномочий, является органом, принимающим решение о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Администрацией Ленинского АО г. Омска были рассмотрены документы о согласовании перепланировки и переустройстве жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и дано соответствующее разрешение. Проект перепланировки и переустройства квартиры разработан и выполнен организацией, имеющей лицензию на осуществление проектирования зданий и сооружений, что является гарантией соблюдения СНиП и других правил. Проект согласован главным архитектором города Омска, в том числе в части цветового и архитектурного решения фасада здания. Заключением Управления Роспотребнадзора по Омской области от 20.09.2009 г. №, согласно которому согласован вышеуказанный проект, как соответствующий требованиям: СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.12.2000 г.; СанПиН 2.2.2.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 г. № 21; СанПиН 2.2.1.12.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.03 № 34. Помещение в соответствии с актом принято в эксплуатацию. В соответствии с ответом Административно-технической инспекции Администрации города Омска от 10.12.2010 г. Радионова Р.А., будучи собственником жилого помещения, не должна была получать ордер на производство работ. Согласно свидетельству о праве собственности помещение имело статус жилого помещения. Ордер оформляется и выдается, если на момент обращения помещение имело статус нежилого помещения в соответствии с п. 1 ст. 211, п. 1 ст. 250 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска», утвержденным Решением Омского городского Совета № 45 от 25.07.2007 года. В соответствии с ч.1 ст. 25 ЖК РФ, ст. 678 ГК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. По смыслу ч.2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменений в техпаспорт жилого помещения. Решения общего собрания членов ТСЖ на перепланировку и переустройство не требуется, поскольку уменьшение общего имущества членов ТСЖ не происходит в результате подобной перепланировки. Не усматривается нарушений норм статей 36, 40 Жилищного кодекса РФ при перепланировке и переустройстве квартиры в нежилое помещение с устройством отдельного входа. Устройство лестницы предусмотрено проектом. Радионовой Р.А. получены соответствующие разрешения в установленном законом порядке, перепланировка и переустройство квартиры под магазин непродовольственных товаров с вынесением отдельного входа с <данные изъяты> не является самовольным. Полагает доводы истца о нарушении его прав и интересов несостоятельными. Довод о нарушении освещенности (санации) помещения, опровергается заключением Управления Федеральной службы Роспотребнадзора, о соблюдении требований СанПиН, в том числе и требований об искусственном, естественном освещении. В соответствии с п. 1.156. СНиП в дополнение к СНиП 23-05-95 допускается проектирование (эксплуатация) без естественного освещения помещения, размещение которых допускается в подвальных этажах, торговых залов магазинов. Считает, что довод истца о том, что лестница закрывает окно, не подтверждаются никакими доказательствами. Из представленных истцом фотографий, очевидно, что окно находится в подвальном помещении, и выходит в приямок, и в силу этого скрыто приямком более чем наполовину. Между лестницей и приямком с окном подвального нежилого помещения имеется достаточное пространство, которое не мешает проникновению и дневного света. Помещение является нежилым, используется под магазин, который начинает работу в 10 утра и заканчивает в 19 часов. Окно всегда было завешено изнутри рекламным плакатом, в магазине постоянно использовалось искусственное освещение. Заключение о нарушении освещенности нежилого помещения истца из-за установки ответчиком лестницы Ванжа С.А. не представил. Довод о том, что под лестницей собираются посторонние лица, и используют под туалет, не подтверждено ни одним доказательством, является домыслом истца, и явным преувеличением. Факт вызова милиции, как и представленные в дело, фотографии не свидетельствует о наличии бомжей и иных лиц под лестницей. На фотографиях видно, что под лестницей абсолютно чистое асфальтовое покрытие. Управление Роспотребнадзора и административно-техническая инспекция не привлекали Радионову Р.А. за нарушение СанПиН к административной ответственности за возведение лестницы. Довод о том, что лестница закрывает окно от обозрения и создает условия для совершения преступления, не подтверждается ни одним допустимым доказательством. С момента установки лестницы не зафиксировано ни одного случая совершения преступления под лестницей либо в отношении имущества истца. Радионовой Р.А. Администрацией Ленинского АО г. Омска разрешено использование нежилого помещения с выносом отдельного входа на <данные изъяты>. Лестница соответствует проекту по месту расположения и ее назначение - вход в магазин для потребителей. Конструкция лестницы предусмотрена проектом и представляет собой металлический каркас с облицовкой керамогранитом с ограждениями по бокам лестницы. Лестница оборудована в полном соответствии с проектом, архитектурное и цветовое решение согласовано Главным архитектором г. Омска. Просила отказать истцу в удовлетворении требований к Радионовой Р.А. о сносе лестницы за необоснованностью, а также во взыскании расходов по оплате услуг представителя.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, на стороне ответчика Администрация Ленинского АО г. Омска в судебное заседание представителя не направили, о дне слушания дела извещены надлежаще, представили суду отзыв, в котором просили суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации, а также указали, что Администрация Ленинского административного округа города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска и в своей деятельности руководствуется Положением об администрации административного округа города Омска, утвержденным постановлением Мэра города Омска от 31.12.2008 года № 1198-п. В соответствии с Положением администрация принимает решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение. Рассмотрев заявление Радионовой Р.А. и представленные документы, Администрацией Ленинского административного округа города Омска издано Распоряжение от 21.07.2009 г. № «О переводе жилого помещения в нежилое по адресу: <адрес>, в Ленинском административном округе города Омска».
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 35 Конституции РФ предусмотрено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из материалов дела следует, что Ванже С.А. на основании договора купли от 16.11.2000 г. на праве собственности принадлежат нежилые помещения 2П общей площадью 91,0 кв.м., номера на поэтажном плане: 1-6, 16, литера А, находящиеся в подвале жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным 08.06.2007 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области (л.д. 7).
Радионовой Р.А. на основании Постановления Главы городского самоуправления Администрации города Омска от 03.11.1998 г. №-п «О вводе в эксплуатацию 30-квартирного 7-8-этажного жилого дома <адрес> в Ленинском административном округе» и Учредительного договора о создании товарищества собственников (кондоминиума) «<данные изъяты>» от 18.08.1998 г., принадлежит жилое помещение - квартира общей площадью 149,6 кв.м., находящаяся на первом этаже жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным 30.04.2008 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области (л.д. 63).
Статьей 288 ГК РФ предусмотрено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В силу части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований данного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также, если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
Согласно ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Согласно части 3 указанной статьи орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 названной статьи.
В соответствии с частью 8 статьи 23 Жилищного кодекса РФ, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 статьи 23 ЖК РФ, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 ЖК РФ, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 статьи 23 ЖК РФ документе.
В соответствии с частью 9 статьи 23 Жилищного кодекса РФ завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
Судом установлено, что Радионовой Р.А. одновременно с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое по адресу: <адрес> в Администрацию Ленинского административного округа города Омска представлен проект перепланировки и переустройства квартиры № по <адрес> в Ленинском административном округе г. Омска под магазин непродовольственных товаров с устройством отдельного входа с <данные изъяты> (л.д. 108-124).
Согласно ч. 6 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства, перепланировки, является основанием проведения переустройства, перепланировки.
Согласно Распоряжению Администрации Ленинского административного округа города Омска от 21.07.2009 г. № «О переводе жилого помещения в нежилое по адресу: город <адрес> в Ленинском административном округе города Омска» Радионовой Р.А на основании её заявления и представленных документов разрешен перевод жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Радионовой Р.А., в нежилое (магазин непродовольственных товаров). При этом Администрацией Ленинского административного округа города Омска на Радионову Р.А. возложена обязанность: 1) оформить разрешение на производство работ в установленном порядке; 2) выполнить работы по перепланировке и переустройству переводимого помещения в соответствии с проектом, согласованным в установленном порядке; 3) после окончания работ сдать помещение в эксплуатацию комиссии Администрации Ленинского административного округа города Омска; 4) осуществлять содержание жилого дома в надлежащем санитарном состоянии и производить уборку прилегающей территории в установленном порядке (л.д.48).
Согласно ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
В соответствии с ответом Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (л.д. 71-72) принятие решений о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых в жилые, а также о проведении переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, в том числе устройства отдельного входа переводимого помещения отнесено к функциям администраций соответствующих округов. Согласно распоряжению Администрации Ленинского административного округа города Омска от 21.07.2009 г. № разрешен перевод жилого помещения в нежилое по <адрес> в Ленинском административном округе города Омска. Директором Департамента архитектуры 06.12.2010 г. согласовано общее решение фасада здания после перепланировки и переустройства указанного помещения с проектным предложением по организации входа в помещение с учетом конструктивных решений двух существующих входов в помещения, расположенных на первом этаже жилого дома.
В материалах дела имеется акт от 09.12.2010 г. о принятии в эксплуатацию нежилого помещения по адресу: <адрес>, без учета организации крыльца (л.д. 147).
По мнению суда, не нашел подтверждение в судебном заседании довод представителя истца о незаконности действий Радионовой Р.А. по обустройству отдельного входа в нежилое помещение и возведению лестницы, поскольку ответчик должна была в соответствии с п.7 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ получить согласие всех собственников помещений на строительство лестницы, так как возведенная лестница, по его мнению, является самостоятельным объектом и ведет к реконструкции жилого дома.
Действительно, в силу п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в случае реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство, прилагая к нему согласие всех правообладателей объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Исходя из содержания пункта 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Как следует из пояснительной записки к проекту перепланировки и переустройства квартиры № по <адрес> в Ленинском административном округе г. Омска под магазин непродовольственных товаров с устройством отдельного входа с <данные изъяты>, перепланировка производится с учетом конструктивных возможностей здания, объемно-пространственное решение входа в магазин разработан с учетом архитектурного решения фасада здания (л.д.50оборот).
Согласно п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Вместе с тем, согласно ст. 25 ЖК РФ переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").
Согласно п.1.7 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Пунктом 1.7.2. предусмотрено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Таким образом, судом установлено, что Радионовой Р.А. до начала осуществления перевода жилого помещения в нежилое с устройством отдельного входа с <данные изъяты> и возведения лестницы были соблюдены условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое, получены необходимые разрешения, установленные ст.22-24 ЖК РФ.
Из анализа указанных норм права также следует, что перевод жилого помещения в нежилое не предусматривают в качестве условия перевода жилого помещения в нежилое получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку такое согласие требуется, только если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации). В данном случае, поскольку судом не установлено, что в результате перепланировки или переустройства квартиры №, расположенной в <адрес> требуется присоединение общего имущества в указанном доме, получения согласия всех собственников помещений в доме не требовалось. Ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено доказательств данного факта.
Кроме того, как следует из пояснений представителя истца, вследствие возведенной лестницы ухудшилось естественное освещение принадлежащих ему нежилых помещений, расположенных в подвальном этаже дома №, <адрес>.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Вместе с тем, истцом не представлены доказательства ухудшения уровня инсоляции принадлежащего ему нежилого помещения, расположенного в подвальном этаже дома №, <адрес>. Из представленных истцом фотографий нет возможности установить уровень инсоляции помещений.
Кроме того, в соответствии с п. 1.156. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», действующих в данной редакции с 01.07.2003 г. по 31.12.2009 г., в дополнение к СНиП 23-05-95 допускается проектировать без естественного освещения: помещения, размещение которых допускается в подвальных этажах; актовые залы; конференц-залы, лекционные аудитории и кулуары; торговые залы магазинов; салоны для посетителей предприятий бытового обслуживания; демонстрационные, спортивно-демонстрационные и спортивно-зрелищные залы и катки; комнаты инструкторского и тренерского составов; помещения массажных, парильные, а также помещения бань сухого жара; помещения для стоянки машин, буфетные, приемные изолятора и комнаты персонала детских дошкольных учреждений; наркозные, предоперационные, аппаратные, весовые, термостатные, микробиологические боксы, санитарные пропускники, а также в соответствии с заданием на проектирование операционные, процедурные рентгенодиагностических кабинетов и другие подобные кабинеты и помещения.
Как следует из пояснений представителя истца, истец Ванжа С.А. использует принадлежащие ему нежилые помещения, находящиеся в подвальном этаже, под магазин. Таким образом, в соответствии со СНиП, используемые Ванжой С.А. нежилые помещения могут использоваться без естественного освещения.
Исходя из изложенного, суд полагает, что нарушений норм и правил освещения принадлежащих Ванже С.А. нежилых помещений, не имеется.
Ссылка истца на то, что в результате возведения лестницы данное место является местом для сбора асоциальных лиц, не может быть принята судом во внимание как основание для возложения обязанности по сносу лестницы, так как такое основание не предусмотрено законодательством.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Исходя из смысла данных норм, проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома необходимо в случае уменьшения размера общего имущества в многоквартирном доме. Истцом, исходя из избранного им способа защиты нарушенного права, доказательств наличия такого элемента общего имущества, как земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и соответственно, уменьшения общего имущества, суду таких доказательств не представлено.
Таким образом, суд считает возможным в удовлетворении заявленных Ванжой С.А. исковых требований о возложении на Радионову Р.А. обязанности сноса возведенного ею объекта лестницы отказать за необоснованностью.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику, пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Поскольку в удовлетворении исковых требований Ванже С.А. отказано в полном объеме, суд полагает в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ванже С.А. к Радионовой Р.А. о возложении обязанности сноса возведенного объекта (лестницы), взыскании судебных расходов, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение десяти дней.
Судья О.В. Белоус