2-429/2011 по иску Прокурора к Депарьаменту образования и др. о признании незаконным бездействий



Дело № 2-429/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Е.В. Алиповой

при секретаре судебного заседания О.А. Оксенюк

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 21 февраля 2011 года

гражданское дело по иску Прокурора ЛАО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «СОШ № 3», Администрации г. Омска, Департаменту образования администрации г. Омска о признании незаконным бездействия по устранению нарушений требований пожарной безопасности; обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор ЛАО г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МОУ «СОШ № 3», Администрации г. Омска, Департаменту образования администрации г. Омска о признании незаконным бездействия по устранению нарушений требований пожарной безопасности; обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки исполнения требований законодательства об обеспечении в образовательных учреждениях безопасных условий обучения в МОУ «СОШ № 3» установлены нарушения требований пожарной безопасности. Согласно акту территориального отдела государственного пожарного надзора ЛАО г. Омска от 23.08.2010 г. следует, что в указанном образовательном учреждении необходимо выполнить косоуры лестничного марша с пределом огнестойкости не менее R 60; выполнить выходы на кровлю через противопожарные люки 2-го типа; выполнить пожарные шкафы в соответствии с НПБ 151-2000. МОУ «СОШ № 3» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии. Учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области в лице департамента образования Администрации г. Омска. Согласно п. 5.1 Устава МОУ «СОШ № 3» учредитель обеспечивает финансирование Учреждения в пределах выделенных бюджетных средств. Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений. МОУ «СОШ № 3», осуществляя образовательную деятельность при наличии нарушений требований пожарной безопасности, нарушает тем самым гарантированное государством право на безопасные условия обучения. Не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании МОУ, мер по устранению нарушений, препятствующих созданию безопасных условий осуществления образовательной деятельности, не соответствует требованиям законодательства РФ. Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности выявлялись органом государственного пожарного надзора с 2009 года, до настоящего времени не устранены, несмотря на то, что срок устранения указанных нарушений истек 01.08.2010 г. Неоднократные обращения администрации МОУ «СОШ № 3» к департаменту образования Администрации г. Омска о необходимости произведения ремонтных работ, ни к какому результату не привели. Просит признать незаконным бездействие Администрации г. Омска, департамента образования Администрации г. Омска, по устранению нарушений требований пожарной безопасности, препятствующие созданию в образовательном учреждении безопасных условий обучения; обязать муниципальное образовательное учреждение «СОШ № 3», Администрацию г. Омска, департамент образования Администрации г. Омска, устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: выполнить косоуры лестничного марша с пределом огнестойкости не менее R 60; выполнить выходы на кровлю через противопожарные люки 2-го типа; выполнить пожарные шкафы в соответствии с НПБ 151-2000.

Представитель истца Бородич А.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям.

Представитель МОУ «СОШ № 3» Палилова Н.А. требования признала в полном объеме, суду пояснила, что действительно в МОУ имеются указанные нарушения требований пожарной безопасности. Нарушения были выявлены органом пожарного надзора с 2009 года. Устранение нарушений требует значительного вложения денежных средств, в связи с чем они остаются не устраненными. Администрация МОУ неоднократно обращалась в департамент образования Администрации г. Омска с просьбой выделить необходимые денежные средства, однако до настоящего времени средства не выделены.

Представитель Департамента образования Администрации г. Омска Ефременко Д.М., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования признал в полном объеме. Суду пояснил, что до настоящего времени отсутствовало финансирование данного вида мероприятий. Для получения финансирования из бюджета необходимо произвести расчет затрат, согласовать затраты с Департаментом финансов администрации г. Омска, определить подрядчика. Для устранения нарушений необходимо длительное время, в связи с чем целесообразно отсрочить исполнение решения суда до 01 сентября 2011 года.

Администрация г. Омска в судебное заседание своего представителя в судебное заседание не направило, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, подписанной от имени СССР 26.01.1990, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990, действующей на территории РФ, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

В силу ст. 6 Конвенции государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статьей 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 закреплено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

В силу ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работников образовательного учреждения.

Согласно ч. 3 ст. 33 указанного Закона РФ, п.п. «е» п. 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 соответствие зданий и помещений, в которых осуществляется образовательный процесс, требованиям пожарной безопасности является обязательным условием для получения разрешения на осуществление образовательной деятельности.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в РФ основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Нарушение правил пожарной безопасности в образовательных учреждениях является обстановкой, создающей опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Пунктом 4 Правил установлено, что руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Согласно п. 34 Правил противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Из материалов дела следует, что территориальным отделом государственного пожарного надзора ЛАО г. Омска проведена проверка соблюдения МОУ «СОШ № 3» требований пожарной безопасности. Согласно Акта территориального отдела государственного пожарного надзора ЛАО г. Омска от 23.08.2010 г. в указанном образовательном учреждении имеются нарушения требования пожарной безопасности, необходимо выполнить косоуры лестничного марша с пределом огнестойкости не менее R 60; выполнить выходы на кровлю через противопожарные люки 2-го типа; выполнить пожарные шкафы в соответствии с НПБ 151-2000.

На имя директора МОУ «СОШ № 3» Палиловой Н.А. 19.08.2009 г. выдано Предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.08.2010 г. В связи с отсутствием финансирования МОУ предписание исполнено частично. 31.08.2010 г. на имя директора выдано повторной Предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в срок до 01.05.2011 г. необходимо выполнить косоуры лестничного марша с пределом огнестойкости не менее R 60; выполнить выходы на кровлю через противопожарные люки 2-го типа; выполнить пожарные шкафы в соответствии с НПБ 151-2000.

МОУ «СОШ № 3» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № от 12.12.2006 г. Учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области в лице департамента образования Администрации г. Омска.

Согласно п. 1.7 Устава муниципального образовательного учреждения «СОШ № 3» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы.бланки.

Согласно п. 5.1 Устава муниципального образовательного учреждения «СОШ № 3» учредитель обеспечивает финансирование Учреждения в пределах выделенных бюджетных средств.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств.

Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании» финансирование [расходов на содержание зданий и коммунальных расходов должно осуществляться из местных бюджетов.

Указание на обязанность осуществления финансирования содержания зданий и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений из местного бюджета помимо ст. 29 Закона РФ «Об образовании» содержится в ст. 31 данного закона.

Статьей 39 Закона «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании», статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. 10.06.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, (общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий но финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, органы местного (самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами. Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений.

При установленных судом обстоятельствах, а именно осуществление МОУ «СОШ № 3» образовательной деятельности при наличии нарушений требований пожарной безопасности, не принятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании образовательного учреждения, мер по устранению нарушений, препятствующих созданию безопасных условий осуществления образовательной деятельности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Кроме того, при вынесении решения суд учитывает также следующее. МОУ «СОШ № 3» отсутствую средства для самостоятельного исполнения решения суда. Деятельность бюджетных образовательных учреждений финансируется из городского бюджета на основании сметы расходов, которая в свою очередь подлежит согласованию с департаментом финансов Администрации г. Омска, в связи с чем, суд полагает необходимым отсрочить исполнение решения суда до 01 сентября 2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Прокурора ЛАО г. Омска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Омска, департамента образования Администрации г. Омска, по устранению нарушений требований пожарной безопасности, препятствующие созданию в образовательном учреждении безопасных условий обучения.

Обязать МОУ «СОШ № 3», Администрацию г. Омска, департамент образования Администрации г. Омска, в срок до 01 сентября 2011 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: выполнить косоуры лестничного марша с пределом огнестойкости не менее R 60; выполнить выходы на кровлю через противопожарные люки 2-го типа; выполнить пожарные шкафы в соответствии с НПБ 151-2000.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г.Омска в 10 дней.

Судья Е.В. Алипова

Мотивированное решение судом изготовлено 28 февраля 2011 года.

Решение не вступило в законную силу

-32300: transport error - HTTP status code was not 200