Дело № 2-408/11 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 февраля 2011 года г. Омск
Ленинский районный суд г. Омска в составе
председательствующего Гостевой Л. Ю.,
с участием помощника прокурора Ленинского АО г. Омска Бородич А. С.,
представителей ответчиков Бревниковой А. В., Мингаирова К. М.,
при секретаре судебного заседания Романове В. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского административного округа г. Омска в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Детский санаторий № 1», Администрации г. Омска, департаменту здравоохранения Администрации г. Омска о признании бездействия Администрации г. Омска, департамента здравоохранения Администрации г. Омска по устранению нарушений требований пожарной безопасности незаконным, и о возложении на Муниципальное учреждение здравоохранения «Детский санаторий № 1» обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского АО г. Омска обратился в суд с иском к МУЗ «Детский санаторий № 1», Администрации г. Омска, департаменту здравоохранения Администрации г. Омска о признании бездействия Администрации г. Омска и департамента здравоохранения Администрации г. Омска по устранению нарушений требований пожарной безопасности незаконным, и о возложении на МУЗ «Детский санаторий № 1» обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности. При этом ссылался на то, что 08 февраля 2010 года государственным инспектором по пожарному надзору Ленинского АО г. Омска была проведена проверка МУЗ «Детский санаторий №1», по результатам которой выдано предписание № Х об устранении в срок до 25 октября 2010 года нарушений требований пожарной безопасности. 01 ноября 2010 года при проведении проверки исполнения ранее выданного предписания было выдано новое предписание, которым срок устранения оставшихся нарушений установлен до 15 августа 2011 года. Необходимоустановить на обводной линии у счётчиков холодной воды задвижку для пропуска противопожарного расхода воды с электроприводом; выполнить двери складских и технических помещений с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа; выполнить отделку пола на путях эвакуации из материалов класса пожарной опасности не более чем КМ2; обеспечить обслуживающий персонал индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания. Согласно п. п. 1.2 и 1.7 Устава, МУЗ «Детский санаторий № 1», учредителем которого является департамент здравоохранения Администрации г. Омска, наделяется правами юридического лица, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета…; учреждение финансируется за счёт средств бюджета г. Омска с привлечением внебюджетных средств и иных источников. Указанные выше нарушения требований пожарной безопасности выявлялись органами государственного пожарного надзора с февраля 2010 года; срок их устранения истёк 25 октября 2010 года, но они до сих пор не устранены. Неоднократные обращения администрации МУЗ «Детский санаторий № 1» к департаменту здравоохранения Администрации г. Омска о необходимости проведения ремонтных работ, результата не дали. Поскольку находящиеся на оздоровлении в данном учреждении несовершеннолетние в силу своего возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов, то прокурор обращается с указанным иском в защиту их прав, свобод и законных интересов.
Прокурор Ленинского АО г. Омска Бородич А. С. в судебном заседании поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика - департамента здравоохранения Администрации г. Омска Бревникова А. В. исковые требования не признала и показала, что департамент, являясь учредителем МУЗ «Детский санаторий № 1», тем не менее не является надлежащим ответчиком по данному делу. Всё имущество, которым пользуется МУЗ «Детский санаторий № 1», в том числе и здание, находится на балансе департамента имущественных отношений Администрации г. Омска. Соответственно, именно департамент имущественных отношений должен отвечать за пожарное состояние здания. В соответствии с постановлением Мэра г. Омска от 10 августа 2005 года «О департаменте здравоохранения города Омска», департамент выступает главным распорядителем бюджетных средств бюджета г. Омска в части, предусмотренной сметой расходов департамента по отношению к подведомственным учреждениям. При этом, деятельность МУЗ «Детский санаторий № 1» обеспечивается не только денежными средствами бюджета г. Омска, но и средствами, полученными в виде доходов от оказания платных услуг, которые также заложены в смету доходов и расходов учреждения. Кроме того, именно собственники имущества в первую очередь несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. При получении от главного врача МУЗ «Детский санаторий № 1» заявки на предоставление бюджетных средств для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности, была проверена обоснованность сметы; и из лимита, предоставленного на нужды системы здравоохранения г. Омска, определённая сумма была перераспределена данному учреждению. Одномоментно выделить полностью всю запрашиваемую сумму не представлялось возможным, иначе без финансирования остались бы другие муниципальные учреждения здравоохранения, остронуждающиеся в бюджетных средствах.
Представитель ответчика - главный врач МУЗ «Детский санаторий № 1» Мингаиров К. М. иск признал частично. Показав, что указанные в иске нарушения имели место и были выявлены при проведении проверки. Не все требования первоначально выданного предписания были своевременно устранены: из 17 нарушений противопожарной безопасности были устранены 13; причём они были устранены собственными силами МУЗ, без привлечения бюджетных средств. Для устранения оставшихся 4 нарушений требуется дополнительное финансирование; в связи с чем, он направил заявку в департамент для выделения из бюджета 160 000 руб. Выделенные департаментом здравоохранения 100 000 руб. были освоены на устранения нарушений указанных в предписании. Помимо этого, приняты собственные меры для получения внебюджетных средств: заключены договоры на оказание платных услуг населению. Из полученных таким образом средств часть затрачена на устранение нарушений, а оставшиеся направлены на выплату заработной платы работникам и другие нужды учреждения. Но полностью устранить все недостатки не удалось. В ноябре 2010 года, после получения повторного предписания, в департамент направлена повторная заявка о выделение ещё 308 000 руб. в соответствие с расчётом. Убеждён, что в тот срок, который установлен для исполнения предписания, то есть до 15 августа 2011 года нарушения будут устранены полностью.
Администрация г. Омска была надлежаще извещена о месте и времени рассмотрения дела, но её представитель суд не явился.
Представитель третьего лица - департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, извещённый надлежащим образом о месте и времени слушания дела; но в судебное заседание не явился. Из представленного письменного отзыва следует, что нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, ул. С, Стальского д. Х, закреплено на праве оперативного управления за МУЗ «Детский санаторий № 1»; а учредителем МУЗ является департамент здравоохранения Администрации г. Омска.
Заслушав помощника прокурора Ленинского АО г. Омска, представителей ответчиков, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, подписанной от имени СССР 26 января 1990 года и ратифицированной Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года, действующей на территории Российской Федерации, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства-участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия. В силу ст. 6 Конвенции, государства-участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - это состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченными государственным органом.
Согласно Уставу (л.д. 62-71), МУЗ «Детский санаторий № 1», учредителем которого является департамент здравоохранения Администрации г. Омска, как юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Предмет деятельности учреждения - лечебно-оздоровительное обслуживание детского населения. МУЗ «Детский санаторий № 1» осуществляет свою деятельность на основании лицензии серии ФС-Х от 27 декабря 2007 года, которая действительна до 27 декабря 2012 года.
Согласно п. 5.1 Устава МУЗ «Детский санаторий № 1, учредитель обеспечивает финансирование Учреждения в пределах выделенных бюджетных средств.
08 февраля 2010 года территориальный отдел государственного пожарного надзора по Ленинскому АО г. Омска провёл мероприятие по надзору помещений МУЗ «Детский санаторий № 1»; по результатам которого было выдано предписание об устранении в срок до 25 октября 2010 года семнадцати выявленных нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 8-9).
29 октября 2010 года при проведений мероприятий по контролю за выполнением ранее выданного предписания установлено, что большая часть нарушений устранена, но четыре нарушения не устранены. ОГПН вынес в адрес МУЗ «Детский санаторий № 1» повторное предписание, в соответствии с которым в помещениях учреждения необходимо: установить на обводной линии у счетчиков холодной воды задвижку для пропуска противопожарного расхода воды с электроприводом; выполнить двери складских и технических помещений с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа (пищеблок, склад красок); выполнить отделку пола на путях эвакуации из материалов класса пожарной опасности не более чем КМ2; обеспечить обслуживающий персонал индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания (л.д. 6-7).
Главный врач МУЗ «Детский санаторий № 1» для устранения выявленных нарушений направлял в порядке подчинённости письма на имя руководства департамента здравоохранения Администрации г. Омска о выделении бюджетных средств для устранения выявленных как при первоначальной проверке, так и при последующей, нарушений пожарной безопасности. Кроме того, часть денежных средств, полученных МУЗ от оказания населению платных услуг, также была направлена на указанные цели (л.д. 84-93). Но имеющиеся нарушения не были устранены полностью, так как Администрация г. Омска и департамент здравоохранения Администрации г. Омска не приняли должных мер к финансированию МУЗ «Детский санаторий № 1» в том объёме, который требовался учреждению для устранения выявленных нарушений. В частности, департамент, являясь администратором бюджетных лимитов здравоохранения, имеет возможность соответствующим образом перераспределять данные денежные средства между лечебными учреждениями.
Департамент здравоохранения Администрации г. Омска, возражая против исковых требований прокурора, тем не менее, не представил доказательств того, что отсутствовала реальная возможность профинансировать устранение учреждением нарушений.
Кроме того, МУЗ «Детский санаторий № 1», признавая, что помимо бюджетных средств располагает денежными средствами, полученными в соответствии с Уставом от оказания платных медицинских услуг населению, не направил в требуемом объёме данные средства на исполнение предписаний ОГПН.
Таким образом, суд признаёт установленным, что МУЗ «Детский санаторий № 1», осуществляя медицинскую деятельность при наличии нарушений пожарной безопасности, не обеспечивает тем самым гарантированное государством право на безопасные условия организации сохранения и восстановления здоровья. В этой связи, непринятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, мер по устранению нарушений, препятствующих созданию безопасных условий осуществления образовательной деятельности не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Ст. 120 ГК РФ предусматривает, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со ст. вышеуказанного закона, организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями медицинских учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для оказания медицинской помощи в соответствии с установленными правилами и нормами.
Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц…
Таким образом, прокурор правомочен обратиться в суд в интересах не только тех детей, которые уже находятся на лечении и оздоровлении в МУЗ «Детский санаторий № 1», но и тех, которые могут поступить в учреждение.
Оценив представленные доказательства в совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу о необходимости полного удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Суд находит возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей к взысканию с каждого из ответчиков.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие Администрации г. Омска, департамента здравоохранения Администрации г. Омска по устранению нарушений требований пожарной безопасности в Муниципальном учреждении здравоохранения «Детский санаторий № 1» незаконным.
Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Детский санаторий № 1» в срок до 15 августа 2011 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: установить на обводной линии у счётчиков холодной воды задвижку для пропуска противопожарного расхода воды с электроприводом; выполнить двери складских и технических помещений с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа; выполнить отделку пола на путях эвакуации из материалов класса пожарной опасности не более чем КМ2; обеспечить обслуживающий персонал индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания.
Взыскать с Администрации г. Омска, департамента здравоохранения Администрации г. Омска, Муниципального учреждения здравоохранения «Детский санаторий № 1» в доход бюджета г. Омска государственную пошлину в сумме 200 (двухсот) руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение 10 дней.
Судья Л. Ю. Гостева
Мотивированное решение составлено 21 февраля 2011 года.
Судья Л. Ю. Гостева