Дело № 2-767/11 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 марта 2011 года г. Омск
Ленинский районный суд г. Омска в составе
председательствующего Гостевой Л. Ю.,
с участием помощника прокурора Ленинского АО г. Омска Уточенко Е. В.,
представителей ответчиков Бутько Ю. А., Труновой Г. Н.,
при секретаре судебного заседания Романове В. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского административного округа г. Омска в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Гимназия № 76», Администрации г. Омска, департаменту образования Администрации г. Омска о признании бездействия Администрации г. Омска, департамента образования Администрации г. Омска по устранению нарушений требований пожарной безопасности незаконным, и о возложении на Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 76» обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского АО г. Омска обратился в суд с иском к МОУ «Гимназия № 76», Администрации г. Омска, департаменту образования Администрации г. Омска о признании бездействия Администрации г. Омска о признании бездействия Администрации г. Омска и департамента образования Администрации г. Омска по устранению нарушений требований пожарной безопасности незаконным, и о возложении на МОУ «Гимназия № 76» обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности. При этом ссылался на то, что в августе 2009 году государственным инспектором по пожарному надзору Ленинского АО г. Омска была проведена проверка МОУ «Гимназия № 76», по результатам которой выдано предписание об устранении в срок до 01 августа 2010 года нарушений требований пожарной безопасности. 02 сентября 2010 года при проведении проверки исполнения ранее выданного предписания было выдано новое предписание, которым срок устранения нарушений установлен как 01 мая 2011 года. Указано, что необходимо установить перегородку на первом этаже в кабинетах №№ Х и Х с пределом огнестойкости не менее Е1-15; установить выходы на кровлю (чердак) через противопожарные люки второго типа размерами 0,6 х 0,8 м; выполнить дверь книгохранилища противопожарной второго типа. Неоднократные обращения администрации МОУ «Гимназия № 76» к департаменту образования Администрации г. Омска о необходимости проведения ремонтных работ результата не дали. Поскольку находящиеся на обучении в данном учреждении несовершеннолетние в силу своего возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов, то прокурор обращается с указанным иском в защиту их прав, свобод и законных интересов.
Прокурор Ленинского АО г. Омска Уточенко Е. В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика - департамента образования Администрации г. Омска Бутько Ю. А. иск признала полностью, но просила предоставить срок для устранения указанных нарушений до 01 сентября 2011 года.
Представитель ответчика - директор МОУ «Гимназии № 76» Трунова Г. Н. иск признала полностью. При этом показала, что указанные в иске нарушения имели место и были выявлены при проведении проверки. Не все требования первоначально выданного предписания были своевременно устранены: не удалось устранить четыре нарушения. Но в настоящее время вопрос финансирования мероприятий по устранению данных нарушений разрешён; денежные средства выделены. Но те работы, которые необходимо выполнить, не могут проводиться в учебный период. Поэтому просит предоставить срок для устранения всех нарушений до 01 сентября 2011 года.
Администрация г. Омска была надлежаще извещена о месте и времени рассмотрения дела, но её представитель суд не явился.
Заслушав помощника прокурора Ленинского АО г. Омска, представителей ответчиков, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, подписанной от имени СССР 26 января 1990 года и ратифицированной Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года, действующей на территории Российской Федерации, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства-участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия. В силу ст. 6 Конвенции, государства-участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - это состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченными государственным органом.
Согласно Уставу (л.д. 22-43), МОУ «Гимназия № 76», учредителем которого является муниципальное образование городской округ г. Омск Омской обл. в лице департамента образования Администрации г. Омска, как юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Согласно п. 4.9 Устава, источником формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: собственные средства учредителя; бюджетные и внебюджетные средства; имущество, переданное Учреждению собственником; добровольные пожертвования, полученные от родителей (законных представителей) и иных физических и юридических лиц; доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешённой деятельности, осуществляемой самостоятельно; другие источники, в соответствии с законодательством РФ.
17 августа 2009 года территориальный отдел государственного пожарного надзора по Ленинскому АО г. Омска провёл мероприятие по надзору помещений МОУ «Гимназия № 76»; по результатам которого было выдано предписание об устранении в срок до 01 августа 2010 года пятнадцати выявленных нарушений требований пожарной безопасности в помещении, расположенном по адресу: г. Омск, ул. ХХХ, д. Х (л.д. 11-12).
23 августа 2010 года при проведений мероприятий по контролю за выполнением ранее выданного предписания установлено, что большая часть нарушений устранена, но пять нарушений не устранено. ОГПН вынес в адрес МОУ повторное предписание, в соответствии с которым, в помещениях учреждения необходимо в срок до 01 мая 2011 года выполнить: на первом этаже в кабинетах №№ Х и Х перегородки с пределом огнестойкости не менее EI-15; выполнить выходы на кровлю (чердак) через противопожарные люки второго типа размером 0,6х0,8 м; выполнить дверь книгохранилища противопожарной второго типа (л.д. 9-10).
Руководитель МОУ «Гимназия № 76» для устранения выявленных нарушений направлял в порядке подчинённости письма на имя руководства департамента образования Администрации г. Омска о выделении бюджетных средств для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности. Но имеющиеся нарушения не были устранены полностью, так как Администрация г. Омска и департамент образования Администрации г. Омска не приняли должных мер к финансированию МОУ в том объёме, который требовался учреждению для устранения выявленных нарушений. В частности, департамент, являясь администратором бюджетных лимитов образования, имеет возможность соответствующим образом перераспределять данные денежные средства между муниципальными образовательными учреждениями.
Таким образом, суд признаёт установленным, что МОУ «Гимназия № 76», осуществляя образовательную деятельность при наличии нарушений пожарной безопасности, не обеспечивает тем самым гарантированное государством право на безопасные условия образовательного процесса. В этой связи, непринятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, мер по устранению нарушений, препятствующих созданию безопасных условий осуществления образовательной деятельности не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Ст. 120 ГК РФ предусматривает, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
В силу ст. 31 Закона РФ «Об образовании» и ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесённых к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Таким образом, на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных учреждений также в ходе осуществления ими образовательной деятельности.
Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц…
Таким образом, прокурор правомочен обратиться в суд в интересах не только тех детей, которые уже обучаются в МОУ «Гимназия № 76», но и тех, которые могут обучаться в учреждение в будущем.
Оценив представленные доказательства в совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу о необходимости полного удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Суд находит возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей к взысканию с каждого из ответчиков.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие Администрации г. Омска, департамента образования Администрации г. Омска по устранению нарушений требований пожарной безопасности в Муниципальном образовательном учреждение «Гимназия № 76» незаконным.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 76» в срок до 01 сентября 2011 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: выполнить на первом этаже в кабинетах №№ Х и Х перегородки с пределом огнестойкости не менее EI-15; выполнить выходы на кровлю (чердак) через противопожарные люки второго типа размером 0,6х0,8 м; выполнить дверь книгохранилища противопожарной второго типа.
Взыскать с Администрации г. Омска, департамента образования Администрации г. Омска, Муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 76» в доход бюджета г. Омска государственную пошлину в сумме 200 (двухсот) руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение 10 дней.
Судья Л. Ю. Гостева
Мотивированное решение составлено 09 марта 2011 года.
Судья Л. Ю. Гостева