Дело №2-1723 /11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Суд Ленинского района г. Омска
в составе председательствующего судьи Крига Е.С.
с участием прокурора Пушновой И.О.
при секретаре судебного заседания Воротниковой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2011 года
гражданское дело по иску Омского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения требований действующего законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Омский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги», ссылаясь на то, что в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности в здании поста ЭЦ с пассажирским помещением железнодорожной станции «Москаленки», являющегося собственностью ОАО «Российские железные дороги» и находящегося по адресу: <адрес> (далее - Пост ЭЦ), выявлен ряд нарушений законодательства РФ о пожарной безопасности. В нарушение п.6.2.12 СП 9.13130.2009, п.п.5.12,7.4 СНиП 21-01-97 входные двери в помещения аккумуляторной электрощитовой не являются противопожарными. Пожарные краны № 5,11 Поста ЭЦ не укомплектованы вентилями, № 9 рукавами, № 1-6 стволами и не оборудованы соответствующими шкафами, что является нарушением п.п. 6.2,6.10 ППБО -109-92. Внутреннее противопожарное водоснабжение Поста ЭЦ в нарушение п. 89 ППБ 01-03 не проверено на водоотдачу. Отсутствует протокол проверки. Вопреки п. 507 ППБ 01-03 аппарат, предназначенный для отключения электроснабжения кладовой ШЧ-1, расположен внутри складского помещения. Двери запасных эвакуационных выходов не оборудованы легкооткрываемыми изнутри запорами. В нарушение п. 16 ППБ 01-03 не разработан в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002, не согласован с пожарным надзором и не вывешен на видном месте план эвакуации людей и материальных ценностей при пожаре. В нарушение п. 6 ППБ 01-03 не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности. Вопреки п.п. 4.1.34, 4.3.4 СП 9.13130.2009 огнетушители, отправленные на техническое обслуживание, не заменены на однотипные и в том же количестве. Конструкция светильников в помещениях кладовойШЧ-1 и водонасосной не исключает возможность выпадения из них ламп, что является нарушением п. 60 ППБ 01-03. В аппаратной, кладовых ДС и РЦС не определены и не обозначены на дверях категории взрывопожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ. В нарушение п. 8.8, 11.49, 15.15 СНИП 11-35-76 расходный бак с дизтопливом котельной не вынесен за пределы помещения котельной, а соединение трубопроводов топливоподачи котельной выполнено муфтовым вместо фланцевого или сварного, не предусмотрено выведение сигналов в диспетчерский пункт при неисправности оборудования котельной. В помещение аккумуляторной не предусмотрены легкосбрасываемые ограждающие конструкции, что является нарушением п. 6.2.6 СП 9.13130.2009. Двери тамбура аккумуляторной не оборудованы самозакрывающимися замками, открывающимися без ключа с внутренней стороны, тем самым нарушен п. 5.12 ППБО-109-92.
Здание Поста ЭЦ является объектом с массовым пребыванием людей. В данном здании осуществляется обеспечение работы железнодорожного транспорта в целом и обслуживание пассажиров.
Несоблюдение требований пожарной безопасности ущемляет права работников Поста ЭЦ, а также иных лиц, которые могут находиться в здании Поста ЭЦ, в том числе пассажиров, на защиту от пожаров, ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
Кроме того, ОАО «РЖД» нарушаются установленные государством нормы и правила пожарной безопасности, тем самым нарушаются интересы государства.
В связи с чем, Омский транспортный прокурор определил необходимым обратиться в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением в защиту интересов Российской
Федерации и неопределенного круга лиц, с требованием обязать ответчика - ОАО "Российские железные дороги" соблюдать требования законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, а именно на посту ЭЦ станции «Москаленки»:
- входные двери в помещения аккумуляторной и электрощитовой выполнить противопожарными;
- пожарные краны № 5,11 укомплектовать вентилями, № 9 рукавами, № 1-6, 9 стволами и оборудовать соответствующими шкафами,
- внутреннее противопожарное водоснабжение проверить на водоотдачу,
- аппарат, предназначенный для отключения электроснабжения кладовой ШЧ-1, расположить за пределами складского помещения,
- двери запасных эвакуационных выходов оборудовать легкооткрываемыми изнутри запорами,
- разработать в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002, согласовать с пожарным надзором и вывесить на видном месте план эвакуации людей и материальных ценностей при пожаре;
- разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности (помещения РЦС, ДТВ);
- огнетушители, отправленные на техническое обслуживание, заменить на однотипные и в том же количестве,
- обеспечить конструкцию светильников в помещениях кладовой ШЧ -1 и водонасосной, исключающую возможность выпадения из них ламп,
- в аппаратной, кладовых ДС и РЦС определить и обозначить на дверях категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ;
- расходный бак с дизтопливом котельной вынести за пределы помещения котельной;
- соединение трубопроводов топливоподачи котельной выполнить фланцевым или сварным,
- предусмотреть выведение сигналов (световых и звуковых) в диспетчерский пункт при неисправности оборудования котельной;
- в помещении аккумуляторной предусмотреть легкосбрасываемые ограждающие конструкции;
- двери тамбура аккумуляторной оборудовать самозапирающимися замками, открывающимися без ключа с внутренней стороны.
В судебном заседании представитель истца - Пушнова И.О. отказалась от заявленных требований: - о возложении обязанности на ОАО «РЖД» укомплектовать вентилями пожарный кран № 11, № 9 рукавами, № 9 стволами и оборудовать соответствующими шкафами, - внутреннее противопожарное водоснабжение проверить на водоотдачу, - аппарат, предназначенный для отключения электроснабжения кладовой ШЧ-1, расположить за пределами складского помещения, - двери запасных эвакуационных выходов оборудовать легкооткрываемыми изнутри запорами, - разработать в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002, согласовать с пожарным надзором и вывесить на видном месте план эвакуации людей и материальных ценностей при пожаре; - разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности (помещения РЦС, ДТВ); - огнетушители, отправленные на техническое обслуживание, заменить на однотипные и в том же количестве, - обеспечить конструкцию светильников в помещениях кладовой ШЧ -1 и водонасосной, исключающую возможность выпадения из них ламп, - в аппаратной, кладовых ДС и РЦС определить и обозначить на дверях категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ; - расходный бак с дизтопливом котельной вынести за пределы помещения котельной; - соединение трубопроводов топливоподачи котельной выполнить фланцевым или сварным, - предусмотреть выведение сигналов (световых и звуковых) в диспетчерский пункт при неисправности оборудования котельной; - в помещении аккумуляторной предусмотреть легкосбрасываемые ограждающие конструкции. Отказ от части иска продиктован добровольным устранением ответчиком указанных нарушений, остальные требования истец поддержала в полном объеме по изложенным основаниям. Просит обязать ОАО "Российские железные дороги" выполнить в здании поста ЭЦ с пассажирским помещением железнодорожной станции «Москаленки» требования законодательства РФ о пожарной безопасности, а именно:
- входные двери в помещения аккумуляторной и электрощитовой выполнить противопожарными;
- пожарные краны № 5 укомплектовать вентилями, № 1-6 стволами и оборудовать соответствующими шкафами,
- двери тамбура аккумуляторной оборудовать самозапирающимися замками, открывающимися без ключа с внутренней стороны.
Представитель ответчика - Червонная Я.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала, указав, что истцом не представлены доказательства нарушения ОАО «РЖД» прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и не указано какие конкретно права и законные интересы, предусмотренные Конституцией РФ нарушаются и в чем выражаются данные нарушения. Основанием для обращения в суд с иском послужил акт проверки по станции Москаленки. Сроки для устранения нарушений истцом не устанавливались. В результате поведенной 09.03.2011 г. проверки совместно с инспектором по пожарному надзору ФГП ВО ЖДТ установлено, что нарушения частично устранены, что касается не устраненных нарушений, ответчиком разработаны мероприятия по устранению с указанием сроков устранения. Просит предоставить отсрочку для исправления нарушений.
Дополнительно представителем ответчика в судебном заседании подтверждено, что нарушения, установленные на момент рассмотрения спора, действительно имеются, а именно: входные двери в помещении аккумуляторной и электрощитовой не заменены на противопожарные, просит отсрочить да 30.06.2011г.; - пожарные краны № 1-6 пассажирского здания не оборудованы шкафами, соответствующими установленным требованиям, просит отсрочить до 30.06.2011 г.; - двери тамбура аккумуляторной не оборудованы самозапирающимися замками, открывающимся без ключа с внутренней стороны, исполнение просит отстрочить до 15.04.2011г.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. З ст.1 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон) функционирование железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе, исходя из принципа доступности, безопасности и качества услуг.
Положением ч. 2 ст. 80 Федерального Закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил и других нормативных актов
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Понятие безопасности, защищенности личности, человека сформулировано в соответствии со ст. 1 Закона РФ "О безопасности", где безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Согласно ст. 2 Закона РФ «О безопасности», граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности и обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 37 Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В целях реализации указанных законов введены в действие «Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте», утвержденные первым заместителем Министра путей сообщения 11.11.1992 № ЦУО-112, «СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденные постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997г. № 18-7, «СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденные приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 179, «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, СНиП П-35-76 «Котельные установки», утвержденные постановлением Госстроя РФ от 11.09.1997г. № 18-52.
В нарушение п.6.2.12 СП 9.13130.2009, п.п.5.12,7.4 СНиП 21-01-97 входные двери в помещения аккумуляторной и электрощитовой не являются противопожарными.
Пожарные краны № 5,11 Поста ЭЦ не укомплектованы вентилями, № 9 рукавами, № 1-6 стволами и не оборудованы соответствующими шкафами, что является нарушением п.п. 6.2,6.10 ППБО -109-92.
Внутреннее противопожарное водоснабжение Поста ЭЦ в нарушение п. 89 ППБ 01-03 не проверено на водоотдачу. Отсутствует протокол проверки.
Вопреки п. 507 ППБ 01-03 аппарат, предназначенный для отключения электроснабжения кладовой ШЧ-1, расположен внутри складского помещения.
Двери запасных эвакуационных выходов не оборудованы легкооткрываемыми изнутри запорами, чем нарушен п. 52 ППБ 01-03.
В нарушение п. 16 ППБ 01-03 не разработан в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002, не согласован с пожарным надзором и не вывешен на видном месте план эвакуации людей и материальных ценностей при пожаре.
В нарушение п. 6 ППБ 01-03 не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности (помещения РЦС, ДТВ).
Вопреки п.п. 4.1.34, 4.3.4 СП 9.13130.2009 огнетушители, отправленные на техническое обслуживание, не заменены на однотипные и в том же количестве.
Конструкция светильников в помещениях кладовойШЧ-1 и водонасосной не исключает возможность выпадения из них ламп, что является нарушением п. 60 ППБ 01-03.
В аппаратной, кладовых ДС и РЦС не определены и не обозначены на дверях категории взрывопожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ, чем нарушен п. 33 ППБ 01-03.
В нарушение п. 8.8, 11.49, 15.15 СНИП 11-35-76 расходный бак с дизтопливом котельной не вынесен за пределы помещения котельной, а соединение трубопроводов топливоподачи котельной выполнено муфтовым вместо фланцевого или сварного, не предусмотрено выведение сигналов (световых и звуковых) в диспетчерский пункт при неисправности оборудования котельной.
В помещение аккумуляторной не предусмотрены легкосбрасываемые ограждающие конструкции, что является нарушением п. 6.2.6 СП 9.13130.2009.
Двери тамбура аккумуляторной не оборудованы самозакрывающимися замками, открывающимися без ключа с внутренней стороны, тем самым нарушен п. 5.12 ППБО-109-92.
Данные нарушения в случае возникновения пожара затруднят проведение работ как собственными силами, так и пожарными подразделениями по своевременному тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, способствуют негативным последствиям от пожара.
В судебном заседании установлено, что здание поста ЭЦ с пассажирским помещением железнодорожной станции «Москаленки» принадлежат ОАО «Российские железные дороги», что подтверждается представленными суду свидетельством о государственной регистрации права № технической документацией нежилого строения № перечнем недвижимости железнодорожного транспорта, перечнем зданий Омской дистанции гражданских сооружений- структурного подразделения Омского отделения дороги- структурного подразделения ОАО «РЖД» на 01.11.2010г. №
В ходе обследования объектов, состоящих на балансе Омской дистанции гражданских сооружений структурного подразделения Омского отделения структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД», проведенного 14 декабря 2010 года выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности, о чем составлена справкой №
При контрольной проверке проведенной 09 марта 2011 года с участием представителей ОАО «РЖД» установлено частичное устранение замечаний, выявленных при комиссионном осмотре поста ЭЦ ст. Москаленки, о чем также составлен акт № где отражены не устраненные следующие нарушения:
- Входные двери в помещении аккумуляторной и электрощитовой не заменены на противопожарные.
- Пожарные краны № 1-6 пассажирского здания не оборудованы шкафами, соответствующими установленным требованиям.
- Двери тамбура аккумуляторной не оборудованы самозапирающимися замками, открывающимся без ключа с внутренней стороны.
Между тем представителем ответчика в судебном заседании подтверждено, что нарушения, установленные на момент рассмотрения спора, действительно имеются с 2009 года, и указанные обстоятельства им не оспаривались, каких-либо доказательств об их исправлении ответчиком не представлено.
Проверяя доводы сторон о предоставлении срока исполнения работ до июня 2011 год, суд исходит из следующего, что основанием для обнаружения недостатков явился акт, составленный представителями структурных подразделений ответчика. Срок устранения нарушений ответчиками установлен самостоятельно. Указанный акт является локальным документом, не является предписанием государственного органа. В то же время опасность жизни и здоровью граждан при установленных нарушениях сохраняется.
Ссылка ответчика на невозможность проведения указанных работ по устранению нарушений ОАО «РЖД» в настоящее время, - не может быть принята в связи с установленными грубейшими нарушением прав и интересов граждан, а также работников поста ЭЦ с пассажирским помещением железнодорожной станции Москаленки. В связи с установленными обстоятельствами суд полагает, что возложение устранения указанных нарушений, необходимо возложить на ответчика безотносительно срока, поскольку на момент рассмотрения спора и обнаружения недостатка прошло достаточно времени, кроме того ответчиком самостоятельно установлен срок, без его обоснования и без предоставления доказательств его обоснованности в судебном заседании.
Предъявление данного заявления прокурором обусловлено интересами неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Здание Поста ЭЦ с пассажирским помещением является объектом с массовым пребыванием людей. В данном здании осуществляется обеспечение работы железнодорожного транспорта в целом. Несоблюдение требований пожарной безопасности ущемляет права работников Поста ЭЦ, а также иных лиц, которые могут находиться в здании Поста ЭЦ на защиту от пожаров, ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
Суд считает, что при установленных фактах нарушения требований законодательства пожарной безопасности в здании поста ЭЦ, совмещенного с пассажирским зданием железнодорожной станции «Москаленки», создается угроза безопасности жизни и здоровью пассажиров, а также работникам Поста ЭЦ.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит требования Омского транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в судебном заседании с достоверностью установлено несоблюдение требований законодательства пожарной безопасности, что ущемляет права работников Поста ЭЦ, а также иных лиц, которые могут находиться в здании Поста ЭЦ, в том числе пассажиров, на защиту от пожаров, ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
В связи с добровольным отказом от части исковых требований, с учетом добровольного отказа истца, и добровольного устранения их ответчиком, суд считает возможным принять отказ от иска в части требований : - о возложении обязанности на ОАО «РЖД» укомплектовать вентилями пожарный кран № 11, № 9 рукавами, № 9 стволами и оборудовать соответствующими шкафами, - внутреннее противопожарное водоснабжение проверить на водоотдачу, - аппарат, предназначенный для отключения электроснабжения кладовой ШЧ-1, расположить за пределами складского помещения, - двери запасных эвакуационных выходов оборудовать легкооткрываемыми изнутри запорами, - разработать в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002, согласовать с пожарным надзором и вывесить на видном месте план эвакуации людей и материальных ценностей при пожаре; - разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности (помещения РЦС, ДТВ); - огнетушители, отправленные на техническое обслуживание, заменить на однотипные и в том же количестве, - обеспечить конструкцию светильников в помещениях кладовой ШЧ -1 и водонасосной, исключающую возможность выпадения из них ламп, - в аппаратной, кладовых ДС и РЦС определить и обозначить на дверях категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ; - расходный бак с дизтопливом котельной вынести за пределы помещения котельной; - соединение трубопроводов топливоподачи котельной выполнить фланцевым или сварным, - предусмотреть выведение сигналов (световых и звуковых) в диспетчерский пункт при неисправности оборудования котельной; - в помещении аккумуляторной предусмотреть легкосбрасываемые ограждающие конструкции.
Кроме того, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Омского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», связанное с невыполнением требований пожарной безопасности.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» выполнить в здании поста ЭЦ с пассажирским зданием железнодорожной станции «Москаленки» требования законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- входные двери в помещения аккумуляторной и электрощитовой выполнить противопожарными;
- пожарные краны № 5 укомплектовать вентилями, № 1-6 стволами и оборудовать соответствующими шкафами,
- двери тамбура аккумуляторной оборудовать самозапирающимися замками, открывающимися без ключа с внутренней стороны.
Принять отказ от иска в части требований: - о возложении обязанности на ОАО «РЖД» укомплектовать вентилями пожарный кран № 11, № 9 рукавами, № 9 стволами и оборудовать соответствующими шкафами, - внутреннее противопожарное водоснабжение проверить на водоотдачу, - аппарат, предназначенный для отключения электроснабжения кладовой ШЧ-1, расположить за пределами складского помещения, - двери запасных эвакуационных выходов оборудовать легкооткрываемыми изнутри запорами, - разработать в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002, согласовать с пожарным надзором и вывесить на видном месте план эвакуации людей и материальных ценностей при пожаре; - разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности (помещения РЦС, ДТВ); - огнетушители, отправленные на техническое обслуживание, заменить на однотипные и в том же количестве, - обеспечить конструкцию светильников в помещениях кладовой ШЧ -1 и водонасосной, исключающую возможность выпадения из них ламп, - в аппаратной, кладовых ДС и РЦС определить и обозначить на дверях категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ; - расходный бак с дизтопливом котельной вынести за пределы помещения котельной; - соединение трубопроводов топливоподачи котельной выполнить фланцевым или сварным, - предусмотреть выведение сигналов (световых и звуковых) в диспетчерский пункт при неисправности оборудования котельной; - в помещении аккумуляторной предусмотреть легкосбрасываемые ограждающие конструкции.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в 10 дней.
Председательствующая Крига Е.С.