2-1444/2011 по иску Прокурора ЛАО к Омсклму колледжу транспортного строительства об обязании устранить нарушения



Дело № 2-1444/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Е.В. Алиповой

при секретаре судебного заседания О.А. Оксенюк

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 21 марта 2011 года

гражданское дело по иску Прокурора ЛАО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к ФГОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства» об обязании устранить нарушения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия,

у с т а н о в и л:

Прокурор ЛАО г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ФГОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства» об обязании устранить нарушения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой округа проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия. В ходе проверки установлено, что памятник истории и культуры Омской области (наименование памятника - Техническое железнодорожное училище), расположенный по <адрес>, находится в государственной собственности и Распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации Омской области № 1448-РК от 16.12.1998 передан в оперативное управление ФГОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства». Согласно Уставу ФГОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства» учредителем является Правительство РФ, функции учредителя осуществляет Министерство образования и науки РФ. На указанный памятник истории и культуры имеется охранное обязательство между Министерством культуры Омской области и ФГОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства» № 685 от 15.03.2005. Данное охранное обязательство предусматривает план ремонтно-реставрационных работ, который до настоящего времени не выполнен, что ведет к разрушению объекта культурного наследия. Планом ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры предусмотрены следующие работы: обследование фундаментов и подвальных помещений - 2005-2006; восстановить недостающие оконные водосливы - 2006; выполнить ремонт фасада с восстановлением окраски в кирпичный цвет - 2006-2007. По сведениям директора ФГОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства» в период с 2005 по 2007 гг. указанные работы не выполнены по причине отсутствия бюджетного финансирования. В 2008 году проведено обследование фундаментов и подвальных помещений, по результатам обследования составлен технический отчет. На основании рекомендаций технического отчета обследования строительных конструкций выполнены мероприятия по усилению конструкций подвальной части здания. В 2008 году также выполнен частичный ремонт фасада с восстановлением окраски в кирпичный цвет и восстановлением недостающих окон водосливов. В ходе проведения специалистом «Омскжелдорпроект» филиала ОАО «Росжелдорпроект» визуального обследования здания памятника истории и культуры установлено: требуется ремонт фасада здания с западной стороны, оштукатуривание цокольной части боле плотным цементно-песчаным раствором для предотвращения намокания кирпичной кладки от осадков, происходит выветривание швов кладки, выпадение отдельных кирпичей кладки; необходимо выполнить ремонт кровли в местах карнизов, т.е. намокание разрушает кирпичную кладку, внутреннюю отделку помещений, увеличивает разрушение кровли; необходимо выполнение горизонтальной гидроизоляции, т.к. происходит капиллярный подъем влаги, влажные стены, образование грибка (плесени), разрушение кирпичной кладки, разрушение отделочного слоя; требуется выполнить вертикальную и горизонтальную гидроизоляцию фундамента и цоколя, или вертикальную планировку прилегающей территории к зданию, т.к. уровень пола первого этажа находится ниже уровня земли. Таким образом, пользователем памятника истории и культуры Омской области (наименование памятника - Техническое железнодорожное училище), расположенный по <адрес>, ФГОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства» не соблюдаются установленные охранными документами порядок и условия использования памятников, что ведет к разрушению объекта культурного наследия. Просит обязать ФГОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства», расположенный по <адрес>, выполнить требования охранного обязательства № 685 от 15.03.2005 г. памятника истории и культуры - Техническое железнодорожное училище, расположенного по <адрес>.

Представитель истца Бородич А.С. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям.

Представитель ФГОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства» Барабанова О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования признавала в полном объеме. Суду пояснила, что ремонтные работы здания не проводятся в связи с отсутствием финансирования. Руководство ФГОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства» неоднократно обращались в Федеральное агентство по образованию, Министерство образования и науки РФ и Министерство культуры Омской области по вопросу выделения денежных средств на осуществление ремонтно-реставрационных работ памятника истории и культуры Омской области Техническое железнодорожное училище по <адрес>. На выделенные денежные средства произведен частичный ремонт фасада и подвальных помещений здания. При удовлетворении требований истца просила установить срок выполнения ремонтных работ до 01 сентября 2011 года.

Представитель Министерства культуры Омской области Соглаева Н.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования полагала подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 г.«Об объектах культурного наследия» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со ст. 6 Указанного ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со тс. 9.2 ФЗ «Об объектах культурного наследия» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся в том числе: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения.

В силу п. 26 Положения «Об охране и использовании памятников истории, культуры», утвержденного постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 года № 865, предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.

В силу ч. 1 ст. 48 ФЗ «Об объектах культурного наследия» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В соответствии с п. 59 Положения «Об охране и использовании памятников истории, культуры», утвержденного постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 года № 865, порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.

В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.

Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.

В ходе рассмотрения дела установлено, что памятник истории и культуры Омской области - Техническое железнодорожное училище, расположенный по <адрес>, находится в государственной собственности. Распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации Омской области № 1448-РК от 16.12.1998 года передан в оперативное управление ФГОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства», что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 11, 12). Согласно Уставу ФГОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства» учредителем колледжа является Правительство РФ, функции учредителя осуществляет Министерство образования и науки РФ (л.д. 17, 19, 19, 20-25).

На недвижимый памятник истории и культуры Техническое железнодорожное училище, 1903 года, расположенное по <адрес>, с Омским колледжем транспортного строительства составлено Охранное обязательство № 685 от 15 марта 2005 года (л.д. 26). Согласно указанного охранного обязательства ФГОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства» обязаны обеспечить режим содержания памятника, ремонтно-реставрационные, консервационные работы, предусмотренные актом технического состояния. Акт № 685 к указанному охранному обязательству предусматривает план ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры предусмотрены следующие работы: обследование фундаментов и подвальных помещений - 2005-2006; восстановить недостающие оконные водосливы - 2006; выполнить ремонт фасада с восстановлением окраски в кирпичный цвет - 2006-2007 (л.д. 27-28).

В ходе проверки соблюдения требований законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия, проведенной прокуратурой ЛАО г. Омска, до настоящего времени ремонтно-реставрационные работы в полном объеме не произведены. В 2008 году выполнен частичный ремонт фасада с восстановлением окраски в кирпичный цвет и восстановлением недостающих окон водосливов, что подтверждается сведениями ФГОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства». По сведениям директора ФГОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства» ненадлежащее содержание объекта культурного наследия связано с недостаточностью выделения денежных средств на реставрационные работы. Руководство ФГОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства» неоднократно обращалось в вышестоящие инстанции по вопросу выделения денежных средств на осуществление ремонтно-реставрационных работ памятника истории (л.д. 6, 7, 8, 9, 10).

Кроме того, специалистом «Омскжелдорпроект» филиала ОАО «Росжелдорпроект» после визуального обследования здания памятника истории и культуры установлено, что требуется ремонт фасада здания с западной стороны, оштукатуривание цокольной части боле плотным цементно-песчаным раствором для предотвращения намокания кирпичной кладки от осадков, происходит выветривание швов кладки, выпадение отдельных кирпичей кладки; необходимо выполнить ремонт кровли в местах карнизов, т.е. намокание разрушает кирпичную кладку, внутреннюю отделку помещений, увеличивает разрушение кровли; необходимо выполнение горизонтальной гидроизоляции, т.к. происходит капиллярный подъем влаги, влажные стены, образование грибка (плесени), разрушение кирпичной кладки, разрушение отделочного слоя; требуется выполнить вертикальную и горизонтальную гидроизоляцию фундамента и цоколя, или вертикальную планировку прилегающей территории к зданию, т.к. уровень пола первого этажа находится ниже уровня земли (л.д. 4-5).

Таким образом, ФГОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства», пользователем памятника истории и культуры Омской области, Техническое железнодорожное училище, 1903 года, расположенного по <адрес>, не соблюдаются установленные охранными документами порядок и условия использования памятников, что ведет к разрушению объекта культурного наследия. При установленных судом обстоятельствах, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. Однако, при вынесении решения суд учитывает также следующее. Проведение ремонтно-реставрационных работ памятника истории и культуры носит длящийся характер, поскольку, на их проведение необходимо получение финансирование учредителей ФГОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства». Колледж постоянно ведет работу по изысканию финансовых средств, необходимых для выполнения установленных работ, в связи с чем, суд находит целесообразным установить срок исполнения решения суда до 01 сентября 2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать ФГОУ СПО «Омский колледж транспортного строительства» в срок до 01 сентября 2011 года выполнить требования охранного обязательства № 685 от 15.03.2005 года памятника истории и культуры - Техническое железнодорожное училище, расположенного по <адрес> до 01 сентября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти дней путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Омска.

Судья Е.В. Алипова

Решение изготовлено 28.03.2011,вступило в законную силу 08.04.2011

-32300: transport error - HTTP status code was not 200